Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинградский районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 22.07.2021 |
Дата решения | 06.09.2021 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Дорошенко О.Л. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1c2a8d54-8f64-3ab4-b1ce-1578d108cfcb |
39RS0001-01-2021-005980-29
Дело № 2а-4604/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2021 года Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Дорошенко О.Л.,
при помощнике судьи Барыниной Е.А.,
с участием помощника прокурора Литасовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Ленинградского района Калининграда в интересах неопределенного круга лиц о признании запрещенной к распространению в Российской Федерации информации, размещенной в сети «Интернет»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинградского района Калининграда в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором просит признать запрещенной к распространению в Российской Федерации информацию, размещенную в сети «Интернет», на сайтах:
- https://bizorg.su/yuridichesMe-uslugi-v-sfere-migratsii-r/p282230-vremennaya- registratsiya-propiska-kaliningrad-i-oblasty;
- https://internet-cabinet.ru/kaliningradskaja-oblast/propiska-registraciya/;
- https://uslugio.eom/kaliningrad/23/38/propiska-registraciya/.
В обоснование указал, что прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда в рамках осуществления надзора проведена проверка исполнения законодательства в области соблюдения требований федерального законодательства, проведен мониторинг сети Интернет, по результатам которого выявлены вышеуказанные сайты.
На страницах указанных сайтов размещена информация, противоречащая действующему законодательству, а именно предложена оформить фиктивную регистрацию по месту жительства.
При этом вход на страницы сайтов свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием и скопировать материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Представитель административного истца – помощник прокурора Ленинградского района Калининграда Литасова О.В. в судебном заседании поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям, просила требования иска удовлетворить.
Управление Роскомнадзора по Калининградской области представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Заслушав представителя административного истца, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 39, ч. 1 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 4, 13 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В силу п.п. 1 и 6 ст. 10 указанного закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 1 ст. 9 указанного закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
Подпунктом 2 пункта 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки Интернет-ресурсов в рамках надзора за соблюдением федерального законодательства прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда, были выявлены сайты:
- https://bizorg.su/yuridichesMe-uslugi-v-sfere-migratsii-r/p282230-vremennaya- registratsiya-propiska-kaliningrad-i-oblasty;
- https://internet-cabinet.ru/kaliningradskaja-oblast/propiska-registraciya/;
- https://uslugio.eom/kaliningrad/23/38/propiska-registraciya/, на которых предлагается гражданам оформить фиктивную регистрацию по месту жительства. Вход на сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к ресурсам не требуется, ознакомиться с содержанием указанных сайтов и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет-пользователь.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» под фиктивной регистрацией по месту жительства понимается Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания
Из п. 11 ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона следует, что фиктивная постановка на учет по месту пребывания - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания.
Согласно ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона миграционный учет осуществляется в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; выработки и реализации государственной политики в сфере миграции; формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; планирования развития территорий Российской Федерации; управления в кризисных ситуациях; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; решения других социально-экономических и общественно-политических задач.
Пункты 3, 4 статьи 2 данного Федерального закона устанавливают, что место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 16 указанного Федерального закона устанавливающей порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства, установлено, что заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства.
В соответствии с частью 1 статьи 22 данного Федерального закона постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность по ст. 322.2 УК РФ.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронным адресам:
- https://bizorg.su/yuridichesMe-uslugi-v-sfere-migratsii-r/p282230-vremennaya- registratsiya-propiska-kaliningrad-i-oblasty;
- https://internet-cabinet.ru/kaliningradskaja-oblast/propiska-registraciya/;
- https://uslugio.eom/kaliningrad/23/38/propiska-registraciya/, указанных материалов нарушает права неопределенного круга лиц, – потребителей информационных услуг.
При таких обстоятельствах заявление прокурора Ленинградского района г. Калининграда подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинградского района г. Калининграда в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию об изготовлении фальшивых денежных купюр в порядке, запрещенном законодательством, размещенную на странице сайтов с URL-адресами:
- https://bizorg.su/yuridichesMe-uslugi-v-sfere-migratsii-r/p282230-vremennaya- registratsiya-propiska-kaliningrad-i-oblasty;
- https://internet-cabinet.ru/kaliningradskaja-oblast/propiska-registraciya/;
- https://uslugio.eom/kaliningrad/23/38/propiska-registraciya/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца.
Судья О.Л. Дорошенко