Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинградский районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 10.12.2018 |
Дата решения | 11.03.2019 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Паршукова Н.В. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 04aae268-57dc-325e-bc81-78086a307e7f |
Дело № 2-940/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2019 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретаре Костроминой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Е. М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] Е.М. обратилась в суд с названными выше исковыми требованиями, с последующим уточнением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Однако в установлении такой пенсии ей было отказано по причине отсутствия у нее требуемого специального стажа на дату обращения. Выражает несогласие с решением пенсионного органа и просит признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии, обязать ответчика включить в ее специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-отоларинголога в ООО «Альвади», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-отоларинголога в ООО «Альвади Плюс», периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
[СКРЫТО] Е.М., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель [СКРЫТО] Е.М. – Кондратенко А.Е., действующий на основании доверенности, исковые требования [СКРЫТО] Е.М. поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.
Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) – Левенкова В.Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования [СКРЫТО] Е.М. не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Е.М. отказать.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УПФР в г. Калининграде (межрайонное) (Ленинградский район) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с наличием у нее 30 лет лечебной деятельности.
Решением УПФР в городе Калининграде (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения. Специальный стаж [СКРЫТО] Е.М. на дату обращения составил <данные изъяты>.
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социальных льгот граждан Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных документов в специальный стаж истца не были включены периоды работы:
- Войсковая часть № (Военный госпиталь г. Балтийска) в должности отоларинголога ЛОР отделения: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения.,
- ФГУ МО РФ «Лечебно-диагностический центр БФ» в должности заведующей отоларингологическим отделением врач-отоларинголог: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет.
- Частная медицинская клиника ООО «Альвади» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-отоларинголога, поскольку организационно-правовая форма ООО «Альвади» не соответствует требованиям п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
- Частная медицинская клиника ООО «Альвади Плюс» со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-отоларинголога, поскольку организационно-правовая форма ООО «Альвади Плюс» не соответствует требованиям п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
О данном решении ответчик уведомил истца письмом №/м от ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с таким решением ответчика, [СКРЫТО] Е.М. обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Между тем, правовых оснований для признания решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, суд не усматривает.
Как установлено судом и следует из представленной трудовой книжки [СКРЫТО] Е.М., она была принята на работу ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Альвади» на должность врача-отоларинголога (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведена в медицинскую клинику ООО «Альвади Плюс» на должность врача-отоларинголога (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) и ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Истцом заявлено требование о зачете в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-отоларинголога в ООО «Альвади» и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-отоларинголога в ООО «Альвади Плюс».
Разрешая требования истца и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующего.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 1920-О).
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения».
Согласно Списку должностей и учреждений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 18 октября 2005 года по 01 июня 2012 года и со 02 июня 2012 года по 28 сентября 2015 года, и действующему в указанные периоды работы истца) стаж работы, дающий на право на досрочное назначение пенсии предусмотрен исключительно работникам учреждений независимо от формы собственности учреждения. Работники организаций, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, правом на досрочную пенсию не пользуются, за исключением работников некоторых структурных подразделений организаций независимо от организационно-правовой формы, перечисленных в п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 29 октября 2002 года № 781, которым право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется наравне с работниками учреждений.
Исходя из анализа вышеуказанных норм закона, работа, предполагающая наличие врачебной профессии, специальности, при отсутствии предусмотренных законом условий (занятие определенной должности, в определенных учреждениях здравоохранения, определенных структурных подразделениях) права на досрочное пенсионное обеспечение не дает.Вместе с тем, из Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, усматривается, что в разделе «Наименование учреждений» такое наименование учреждения, как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, не предусмотрено.
Пунктами 1, 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ (деле ГК РФ) установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Согласно ст. 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Из статьи 66 ГК РФ следует, что хозяйственные общества, в том числе в форме общества с ограниченной ответственностью отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
Исходя из приведенных положений ГК РФ общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из пункта 2 статьи 123.21 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30).
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, общество с ограниченной ответственностью не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе «Наименование учреждений», Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения…».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о включении в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев периодов ее работы с <данные изъяты> в должности врача-отоларинголога в ООО «Альвади» и со <данные изъяты> в должности врача-отоларинголога в ООО «Альвади Плюс» удовлетворению не подлежат.
В обоснование своей правой позиции [СКРЫТО] Е.М. ссылается также на неправомерность пенсионного органа об отказе во включении в ее специальный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора и трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела установлено и из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ у истца родился ребенок <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о рождении серии I<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ у истца родился ребенок <данные изъяты> что также свидетельством о рождении серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании Приказа № командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также отпуск по уходу за ребенком до 1,8 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), приступила к работе ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании Приказа начальника ФГУ МО РФ «Лечебно-диагностический центр БФ» № от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ, приступила к работе с ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), приступила к работе с ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет были предоставлены [СКРЫТО] Е.М. с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми указанный отпуск не подлежал включению в специальный трудовой стаж, то суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований [СКРЫТО] Е.М. о включении периодов нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до полутора и трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как установлено в судебном заседании специальный стаж [СКРЫТО] Е.М. на дату обращения в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ составил 15 лет 03 месяца 11 дней.
Таким образом, на момент обращения [СКРЫТО] Е.М. в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии у нее не имелось 30 лет лечебной деятельности.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд не усматривает оснований для признания решения пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе [СКРЫТО] Е.М. в назначении досрочной страховой пенсии незаконным и, соответственно, оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению такой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования [СКРЫТО] Е. М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2019 года.
Судья Н.В. Паршукова