Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинградский районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 20.04.2021 |
Дата решения | 12.10.2021 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Паршукова Н.В. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 95bf8067-f8de-380c-9cc5-336246ba2b69 |
УИД 39RS0001-01-2021-003242-95
Дело № 2-3229/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2021 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретаре Стрыгиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] С.А. к Государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области», третье лицо Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Калининградской области о перерасчете выплат,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] С.А. обратился в суд с названным выше иском, с последующим уточнением, в обоснование которого указал, что относится к категории граждан предпенсионного возраста в соответствии со ст. 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Поскольку является лицом предпенсионного возраста, имеющим право на повышенный размер выплаты пособия по безработице, и более длительный период его выплаты, в связи с нарушением прав, предусмотренных действующим законодательством РФ, о досрочном назначении пенсии неоднократно обращался к ответчику с заявлениями от 18 марта 2021 г. и 28 июня 2021 г. Однако ответчиком было отказано в удовлетворении его законных прав на досрочное назначение пенсии в виде не подачи предложения в Пенсионный фонд Российской Федерации о назначении пенсии и увеличении размера выплат пособия по безработице и увеличении сроков его выплаты, поскольку он не приобрел статус гражданина предпенсионного возраста, который наступает в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе, назначаемую досрочно, ссылаясь на нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», о том, что согласно нормам пенсионного законодательства в 2021 г. по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 63 года, и женщины в возрасте 58 лет. В период с 27 мая 2020 г. по 19 октября 2020 г. состоял в ГКУКО «ЦЗН Калининградской области, как безработный гражданин и лицо предпенсионного возраста с получением пособия по безработице. В течение указанного периода ему были предложены вакансии по трудоустройству в детской музыкальной школе им. С.В. Рахманинова и Калининградской областной филармонии, где ему было отказано в трудоустройстве по независящим от него причинам, поскольку вакансии уже были заняты. При повторной регистрации его на учет в качестве безработного с 16 февраля 2021 г. ему было начислено пособие в размере 1 500 рублей и выплачено пособие по безработице за период с 3 марта 2021 г. по май 2021 г., ежемесячно в размере 1 740,62 рубля, оплата за июнь 2021 г. составила 48,39 рублей. Отказывая ему в выплате пособия по безработице в более увеличенном размере и сроках выплаты согласно его заявлению от 28 июня 2021 г. ответчик в своем письме от 29 июля 2021 г. №, ссылается на положение п. 4 ст. 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1031-1 «О занятости населения в Российской Федерации» регламентирующей, что гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, то есть неработавшим перед постановкой на учет в Центр занятости длительностью более 12 месяцев время, пособие по безработице назначается в размере минимальной величины пособия по безработице (1 500 рублей) сроком на 3 (три) месяца. Правовую позицию Центра занятости полагает несостоятельной и не подлежащей применению в данной ситуации, поскольку с 20 января 2014 г. по 22 мая 2020 г. он осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. С 27 мая 2020 г. по 30 октября 2020 г. зарегистрирован в ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области» в качестве безработного с получением пособия. Таким образом, разница между периодом времени в качестве неработающего и постановке на учет в ЦЗН составил 5 (пять) дней. Период времени между первичной и повторной постановки на учет в Центр занятости в качестве безработного с 30 сентября 2020 г. по 16 февраля 2021 г. составила - 109 дней, то есть 3 месяца 17 дней. Таким образом, полагает, что имеются все основания для выплаты пособия по безработице в размере максимальной величины. В связи с этим просит обязать ответчикапроизвести перерасчет произведенных выплат пособия по безработице с 16 февраля 2021 г. и производить выплаты в размере 12 130 рублей ежемесячно, начиная с даты регистрации в качестве безработного с 16 февраля 2021 г. до даты назначения страховой пенсии.
В судебном заседании [СКРЫТО] С.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.
Представитель Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» – Бобкова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования [СКРЫТО] С.А. не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила исковые требования [СКРЫТО] С.А. оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица Государственного учреждения – Отеделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1) предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37 часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных конституционных положений правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом.
Механизм назначения и выплаты пособия по безработице определен Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, [СКРЫТО] С.А. с 20 октября 2003 г. состоял в трудовых отношениях с ОАО «Калининград». 30 апреля 2013 г. трудовые отношения были расторгнуты по собственному желанию истца, и он был уволен с указанного места работы на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, что подтверждается трудовой книжкой серии НР-I № от ДД.ММ.ГГГГ
В целях реализации права на получение государственной услуги содействия гражданам в подходящей работы 27 мая 2020 г. [СКРЫТО] С.А. обратился с заявлением в Государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области».
В установленном порядке на основании Приказа Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» от 5 июня 2020 г. № [СКРЫТО] С.А. был признан безработным, в связи с чем ему на период с 27 мая 2020 г. по 26 августа 2020 г. назначено пособие по безработице.
Приказом Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» от 28 августа 2020 г. № истцу увеличен период оплаты пособия по безработице на 5 недель: с 27 августа 2020 г. по 30 сентября 2020 г.
Установлен размер пособия в указанный период в размере 12 130 рублей.
25 августа 2020 г. [СКРЫТО] С.А. выдано направление на работу в Государственное бюджетное учреждение культуры «Калининградская областная филармония имени Е.Ф. Светланова».
Кандидатура отклонена в связи с отсутствием требуемой квалификации.
21 сентября 2020 г. [СКРЫТО] С.А. выдано направление на работу в ГБОУ СПО «Калининградский областной музыкальный колледж им. С.В. Рахманинова».
Кандидатура отклонена в связи со снятием заявки на вакансию.
19 октября 2020 г. истец обратился в ?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????����������������������??????????�?�??��?????????J?J????????????J?J????????????????�?�??Й?Й???????????????????????J?J????????????J?J??�????
Приказом Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» от 19 октября 2020 г. № [СКРЫТО] С.А. снят с регистрационного учета.
26 февраля 2021 г. [СКРЫТО] С.А. повторно обратился с заявлением в Государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Приказом Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» от 26 февраля 2021 г. № [СКРЫТО] С.А. признан безработным в связи с чем ему на период с 16 февраля 2021 г. по 15 мая 2021 г. назначено пособие по безработице в размере 1 500 рублей.
18 марта 2021 г. [СКРЫТО] С.А. обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему предложения о направлении на досрочную пенсию.
Письмом Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» от 31 марта 2021 г. № истцу отказано в выдаче соответствующего предложения со ссылкой на то, что он не относится к числу лиц, которым в соответствии с действующим законодательством может быть оформлена досрочная пенсия по предложению органов службы занятости.
Доводы истца о нарушении ответчиком его прав в связи с невыдачей данного предложения являются несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 лет и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-Ф3 «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, указанным в настоящем пункте, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. № 116н утверждены Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам.
Согласно пунктам 154, 155 указанных Правил основанием для выдачи работником центра занятости населения предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину является решение о досрочном выходе на пенсию гражданина, признанного в установленном порядке безработным, исходя из объемов субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на социальные выплаты безработным гражданам. При этом критериями принятия решения о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина являются:
- увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
- недостижение пенсионного возраста (не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста).
- наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо указанного страхового стажа и необходимого стажа работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Законом о страховых пенсиях.
- отсутствие со стороны безработного гражданина отказа от двух вариантов уходящей работы в период безработицы.
- отсутствие со стороны безработного гражданина отказов от обучения по направлению органов службы занятости.
- отсутствие нарушений безработным гражданином условий и сроков перерегистрации без уважительных причин.
- отсутствие возможности трудоустройства (устанавливается на основании ведений о ходе предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, иных государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе по обучению по направлению органов службы занятости, а также информации безработного гражданина о самостоятельном поиске работы и причинах, препятствующих его трудоустройству).
Таким образом, из вышеприведенных положений следует, что лицо имеет право на получение предложения о досрочном выходе на пенсию по старости при соблюдении всей совокупности установленных для этого законодателем критериев, в частности, одним из таких критериев является увольнение лица в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Как следует из трудовой книжки увольнение [СКРЫТО] С.А. 30 апреля 2013 г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по инициативе работника).
Таким образом, указанному критерию истец не отвечает, в связи с чем не имеет права на получение соответствующего предложения от центра занятости населения.
В ходе рассмотрения дела также установлено, что 11 июня 2021 г. и 8 июля 2021 г. [СКРЫТО] С.А. выданы направления на работу, по результатам обращения которых кандидатура [СКРЫТО] С.А. в первой организации: документы приняты для участия в конкурсе на замещение вакантной должности, а во-второй - отклонена в связи с неактуальностью вакансии.
5 августа 2021 г. истцу назначена перерегистрация в Государственном казенном учреждении Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области».
[СКРЫТО] С.А. на перерегистрацию не явился и приказом Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» от 6 октября 2021 г. № Государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» прекратило выплату [СКРЫТО] С.А. пособия по безработице с одновременным снятием его с учета в качестве безработного гражданина с 5 сентября 2021 г. в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
Доводы истца о незаконности принятого Государственным казенным учреждением Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» решения о назначении пособия по безработице в минимальном размере суд находит не состоятельными, так как они основанным на неверном толковании норм права.
В силу положений п. 4 ст. 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице.
Согласно данному нормативному положению, гражданам предпенсионного возраста, не работавшим перед постановкой на учет в Центр занятости длительное (более 12 месяцев) время, пособие по безработице назначается в размере минимальной величины пособия по безработице сроком на три месяца.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год» минимальная величина пособия по безработице на 2021 год для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» составила 1 500 рублей.
Поскольку как следует из материалов дела, данные о трудовой деятельности истца в течение последнего года перед обращением в Государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» отсутствуют, то начисленное [СКРЫТО] С.А. пособие по безработице с 16 февраля 2021 г. по 15 мая 2021 г. в размере минимальной величины пособия по безработице – 1 500 рублей является соответствующим действующему законодательству.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что решение Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» о назначении [СКРЫТО] С.А. пособия по безработице в минимальном размере является законным, обоснованным и оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] С.А. к Государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области», третье лицо Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Калининградской области о перерасчете выплат - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2021 г.
Судья Н.В. Паршукова
<данные изъяты>
<данные изъяты>