Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинградский районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 23.05.2019 |
Дата решения | 22.11.2019 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Седова Е.А. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 83ba5248-fc9c-3f65-bd87-e98d093f80d5 |
Дело № 2-3146/2019
39RS0001-01-2019-003178-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2019 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Седовой Е.А.,
при помощнике Переваловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гнилицкой Л.С. к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о возложении обязанности назначить ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка, о восстановлении срока обращения за назначением указанной выплаты, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Л.С. обратился в суд с вышеназванным уточненным исковым заявлением к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», указав в обоснование заявленных требований на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлениями-анкетами о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком Е.М.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до полутора лет, приложив к заявлению копию своего паспорта, копию свидетельства о рождении ребенка, дополнительно указав на то, что не представляется возможным представить документы о занятости либо об отсутствии трудовой занятости отца ребенка, его паспорт в связи с тем, что с отцом ребенка совместное хозяйство не ведет, совместной регистрации не имеет, связь не поддерживает. Однако в назначении выплаты и пособия было отказано ввиду непредоставления полного пакета документов, в частности сведения об отце ребенка (паспорт, справки с места работы и (или) трудовая книжка). ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась с вышеназванными заявлениями-анкетами, на основании которых ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка назначена с ДД.ММ.ГГГГ, пособие по уходу за ребенком – с момента его рождения. При этом она просила считать днем обращения за предоставлением мер социальной поддержки ДД.ММ.ГГГГ, поскольку о причинах отказа ей стало известно лишь из ответа Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ после ее обращения. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ею подано новое заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, в то время как Министерство указало в отзыве относительно первоначального иска на то, что заявление-анкета является повторным. Назначение выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с ДД.ММ.ГГГГ лишает ее мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного [СКРЫТО] Л.С. просила обязать ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» назначить ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка Е.М.Э. с ДД.ММ.ГГГГ (со дня рождения ребенка), восстановить срок обращения за назначением указанной меры социальной поддержки, взыскать расходы по оплате юридических услуг в размере ..... руб.
В судебное заседание истец [СКРЫТО] Л.С. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя. В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, истец пояснила, что после установления отцовства Еронин Э.С. уехал, вместе они никогда не проживали, в связи с чем не могла представить документы.
Представитель истца Дзюба А.В., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что ввиду несвоевременного предоставления решения об отказе в назначении мер социальной поддержки по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ, срок для обращения с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка был пропущен, который по аналогии с со ст. 17.2 Закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» может исчисляться с того момента, как [СКРЫТО] Л.С. узнала о необходимости предоставления дополнительных документов. Поскольку отец ребенка уехал в г. Санкт-Петербург, истец с ним связь не поддерживала, совместно они не проживали, то документы в отношении него ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ не могла представить, просила признать причины пропуска срока уважительными и восстановить его, поскольку в противном случае, истец будет лишена мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размер которых для неработающего истца, на иждивении которой находится ребенок, является существенным.
Представитель ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» Алпатова А.В., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать. Дополнительно пояснила, что решение об отказе в назначении мер социальной поддержки в связи с непредоставлением полного пакета документов направлено заявителю в установленном порядке, при повторном обращении ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная выплата назначена с момента обращения за ней в соответствии с Законом № 418-ФЗ, в связи с чем аналогия закона не применима, поскольку имеется правовое регулирование при разрешении данного вопроса. При этом уважительные причины для восстановления срока отсутствуют.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Калининградской области не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. В представленном отзыве на иск представитель Антонова М.А., действующая на основании доверенности, указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в установленном порядке все документы, обязанность по представлению которых лежит на заявителе, не были поданы, что не позволило произвести расчет среднедушевого дохода семьи при назначении мер социальной поддержки. Истец при должной осмотрительности могла представить необходимые документы своевременно. После повторного предоставления всех документов ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка была назначена с момента обращения за ней – ДД.ММ.ГГГГ. также указала, что заявленные расходы на юридические услуги не отвечают требованиям разумности.
Третье лицо Еронин Э.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Дзюба А.В. ходатайствовала о возложении на Еронина Э.С. обязанности по явке в судебное заседание, поскольку явиться добровольно он отказался.
Заявленное ходатайство судом оставлено без удовлетворения, поскольку неявка третьего лица не является препятствием для разрешения спора по существу, оформление привода гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено.
Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее – Закон).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 01 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Согласно ст. 2 Закона гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (п. 6 ст. 1 Закона).
Приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года № 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также Перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка.
Согласно п. 18 Порядка датой приема заявления о назначении выплат, поданного в многофункциональный центр, считается дата его регистрации в многофункциональном центре.
В случае если к заявлению о назначении выплат не приложены документы или приложены не все документы (за исключением документов (копий документов, сведений), находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в 5-дневный срок с даты подачи заявления в многофункциональный центр направляет в многофункциональный центр в электронной форме уведомление об отказе в рассмотрении заявления с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения для информирования заявителя об отказе в рассмотрении его заявления, а также о возможности представления заявления о назначении выплат и документов повторно.
Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Л.С., зарегистрированная по адресу: <адрес>, обратилась через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. Гурьевска в Гурьевский отдел ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» за предоставлением ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка Е.М.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Отцом ребенка является Еронин Э.С., что подтверждается свидетельством об установлении отцовства, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Одновременно в заявлении-анкете [СКРЫТО] Л.С. указала на то, что с отцом ребенка совместное хозяйство не ведет, не зарегистрированы совместно, связи с ним не поддерживает, ввиду чего документы о его занятости либо отсутствии трудовой занятости, паспорт представить не имеет возможности, в связи с чем настаивала на приеме документов. При этом указала на то, что уведомлена о возможном отказе в предоставлении государственной услуги.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение №..... об отказе в предоставлении вышеназванной государственной услуги, поскольку не представлены сведения о доходах отца ребенка за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления или сведения об отсутствии трудовой деятельности в этот период в соответствии с п. 10 ст. 4 Закона, согласно которому в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети.
Одновременно разъяснено право на повторное обращение и предоставление полного пакета документов, а также право на обжалование решения в Министерство социальной политики Калининградской области либо в судебном порядке.
В этот же день решение за исх. №..... направлено посредством почтовой связи по адресу регистрации заявителя, что подтверждается сведениями из журнала учета отправляемых документов.
ДД.ММ.ГГГГ вх. №..... [СКРЫТО] Л.С. по вопросу непредоставления мер социальной поддержки обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области, по результатам рассмотрения обращения ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о правомерности принятого Центром решения с одновременным разъяснением права на повторное обращение при устранении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Л.С. повторно обратилась с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка с предоставлением полного пакета документов, на основании которого выплата назначена с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком возраста полутора лет.
При повторном обращении истец подал паспорт гражданина РФ, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении отца ребенка Еронина Э.С.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что ответчик обоснованно принял решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по основанию, которое нельзя отнести к формальному, поскольку при отсутствии документов в отношении отца ребенка, в частности паспорта гражданина РФ, исполнительный орган лишен возможности проверить сведения о среднедушевом доходе семьи, а также о возможном получении иных социальных выплат.
Как указано выше, в соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети.
При этом Закон не содержит в качестве условия назначения ежемесячной выплаты факта совместного проживания родителей ребенка.
Таким образом, в случае если члены семьи не проживают совместно, их доходы учитываются при назначении ежемесячной выплаты.
Данный закон предусматривает сроки обращения за указанной выплатой, в частности, при обращении с заявлением о назначении ежемесячной выплаты не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка годовой срок начинает исчисляться с даты рождения ребенка, в иных случаях - со дня подачи заявления о назначении выплат.
Принимая во внимание, что [СКРЫТО] Л.С в течение шести месяцев со дня рождения ребенка не обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка со всеми документами, обязанность представления которых лежит на заявителе, и перечень которых определен законодателем, соответственно, ответчиком обоснованно назначена выплата с момента повторного обращения, которое последовало по истечении данного срока.
Ссылка истца на то, что на основании обращения Гнилицкой Л.С. от ДД.ММ.ГГГГ меры предоставлены по п. 2 ст. 2 Закона до полутора лет, а не по п. 3 ст. 2, как новое заявление – на год, прав заявителя не нарушают.
Доводы истца о возможности применения по аналогии положений ст. 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», основаны на неправильном толковании норм материального права.
Так, в силу ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Статьей 17.2 вышеназванного Закона предусмотрено, что в случае, если к заявлению о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью приложены не все необходимые документы, и если такие документы будут представлены не позднее чем через шесть месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается день приема (регистрации) заявления о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления этого заявления.
Сроки назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка урегулированы ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
Таким образом, указанные сроки прямо урегулированы законодательством.
Данная норма Закона № 418-ФЗ направлена на обеспечение возможности своевременной реализации предоставленного лицам, указанным в статье 1 Закона гарантирует определенность и стабильность правового положения участников отношений.
Названным Законом возможность восстановления срока для получения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка либо продление такого срока не предусмотрена.
Несоблюдение срока обращения влечет утрату права на получение данной выплаты.
Кроме того, суд учитывает, что при должной осмотрительности [СКРЫТО] Л.С. имела реальную возможность представить необходимые документы своевременно, что подтверждается оформлением отцовства ДД.ММ.ГГГГ, осведомленностью о нахождении отца ребенка в г. Санкт-Петербурге, собственноручно выполненной записью в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о том, что она уведомлена о возможном отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с непредоставлением документов в отношении отца ребенка.
Нарушений ответчиком Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат судом не установлено.
При таких обстоятельствах исковые требования Гнилицкой Л.С. подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
В силу ст. ст. 98, 100 ГПК РФ оснований для взыскания с ответчика в пользу истца понесенных по делу судебных расходов не имеется, поскольку исковые требования оставлены без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гнилицкой Л.С. к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о возложении обязанности назначить ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка, о восстановлении срока обращения за назначением указанной выплаты, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2019 года.
Судья Е.А. Седова