Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинградский районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 16.04.2019 |
Дата решения | 28.05.2019 |
Категория дела | Об устранении препятствий в пользовании земельными участками и объектами недвижимости |
Судья | Подушкин О.В. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | a6cd11ee-a7a3-365c-8423-09561eed7512 |
Дело № 2-2593/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2019 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Подушкина О.В.,
при секретаре Козловой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Штревенской М. Н., заинтересованное лицо Лебедева Л. М. о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки,
УСТАНОВИЛ:
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области обратилось в суд с исковым заявлением к Штревенской М.Н., заинтересованное лицо Лебедева Л.М. о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки и составлений акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержаний и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования жилого помещения, указав, что на основании обращений жителя многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> Лебедевой Л.М., поступивших в адрес Министерства 31.01.2018 (вх. № 1539), 17.10.2018 (вх. № 4272-о), Министерство в рамках своей компетенции издало Приказ от 30.10.2018 №5591 о проведении проверки, с целью проверки доводов обращения заявительницы, по вопросу переустройства и перепланировки жилого помещения. Проверка назначена на 04.12.2018 в 14 час. 30 мин. Приказ с указанием даты и времени проведения проверки направлен почтой заказным письмом с уведомлением по двум адресам. По адресу <адрес> приказ был получен адресатом 12.11.2018. Письмо с приказом отправленное по адресу: <адрес> возвращено в связи с истечением срока хранения 28.12.2018. Должностное лицо Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области 04.12.2018 в назначенное время прибыло к квартире №95 МКД. Однако доступ в квартиру предоставлен не был. В связи с чем, провести осмотр квартиры для установления факта переустройства и перепланировки жилого помещения не представилось возможным, о чем ведущим консультантом был составлен акт от 04.12.2018 №ЖК-1/5591 /ТАБ. Также указало, что возможная перепланировка жилого помещения может быть причиной нарушения работы инженерного оборудования МКД. Действия (бездействие) собственника квартиры МКД по непредставлению сотруднику Министерства доступа в свою квартиру для проведения проверки жилого помещения и оценки характера и объема произведенных работ по перепланировке (переоборудованию) квартиры, препятствуют в осуществлении Министерством возложенных на него действующим законодательством полномочий, я том числе законному праву на проведение инспекционного обследования и проверки жилого помещения, предусмотренного Положением № 484 в части соблюдением правил пользования жилыми помещениями и соблюдением порядка проведения перепланировки и (или) переустройства жилых помещений в жилых домах. Поскольку самовольно произведенная перепланировка может повлечь за собой нарушения прав и законных интересов либо создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в МКД, препятствуя доступу в квартиру сотрудникам Министерства, ответчик злоупотребляет своими правами, нарушая тем самым, права истца, как контролирующей организации, в рамках возложенных на нее функций. При этом только посредствам осмотра квартиры Министерство может оценить состояние жилого помещения и исполнить возложенные на него функции. Следовательно, Министерству необходимо разрешение на проникновение в жилище без согласия собственника с целью реализации своих полномочий предусмотренных ЖК РФ, для выполнения возложенных на него обязанностей в целях пресечения нарушения прав и законных интересов проживающих в МКД граждан. Просит обязать Штревенскую М.Н. предоставить доступ в квартиру <адрес> должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки и составления акта проверки на предмет нарушенных требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования жилого помещения.
В судебное заседание представитель Истца не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, с ходатайствами о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался.
В судебном заседании [СКРЫТО] М.Н. с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что не препятствует в доступе в квартиру сотрудникам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области. Также не отрицала, что уведомление о проведении проверки 04.12.2018 в 14.30 часов она получала, однако не смогла предоставить доступ в квартиру по причине того, что не была отпущена с работы в этот день. В настоящее время решила вопрос с руководством о предоставлении ей выходного дня каждый понедельник недели, о чем письменно уведомила Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области и о возможности проведения проверки в этот день в любое время. Также пояснила, что сотрудникам прокуратуры и ОАО «Калининградгазификация» доступ в квартиру в связи с обращениями Лебедевой Л.М. уже предоставлен.
Заинтересованное лицо Лебедева Л.М. и ее представитель Лебедев Н.А. полагали исковые требования подлежащими удовлетворению.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для реализации гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ЖК под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 20 Положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области (далее - Министерство) от 19 октября 2016 года № 484 (далее - Положение № 484), Министерство обладает следующими полномочиями органа исполнительной власти Калининградской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного жилищного надзора, в том числе осуществление деятельности направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
На основании обращений жителя многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> Лебедевой Л.М., поступивших в адрес Министерства 31.01.2018 (вх. № 1539), 17.10.2018 (вх. № 4272-о), Министерство в рамках своей компетенции издало Приказ от 30.10.2018 №5591 о проведении проверки, с целью проверки доводов обращения заявительницы, по вопросу переустройства и перепланировки жилого помещения.
Проверка была назначена на 04.12.2018 в 14 час. 30 мин.
Приказ с указанием даты и времени проведения проверки направлен почтой заказным письмом с уведомлением по двум адресам. По адресу <адрес> приказ был получен адресатом 12.11.2018. Письмо с приказом отправленное по адресу: <адрес> возвращено в связи с истечением срока хранения 28.12.2018.
Должностное лицо Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области 04.12.2018 в назначенное время прибыло к квартире №95 МКД.
Однако доступ в квартиру предоставлен не был. В связи с чем, провести осмотр квартиры для установления факта переустройства и перепланировки жилого помещения не представилось возможным, о чем ведущим консультантом был составлен акт от 04.12.2018 №ЖК-1/5591 /ТАБ.
Согласно ч.4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним. соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии со статьями 25, 26 ЖК РФ переустройство или перепланировка жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения,
Согласно части I статьи 29 ЖК РФ переустройство или перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного статьей 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства или перепланировки являются самовольными (незаконными).
Возможная перепланировка жилого помещения может быть причиной нарушения работы инженерного оборудования МКД.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Согласно требованиям статьи 20 ЖК РФ, Положения №484, Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 «О государственном жилищном надзоре», Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функцию государственного контроля (надзора) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства.
Вместе с тем, доказательств неоднократного уклонения Штревенской М.Н. от предоставления доступа в квартиру 95 в доме 10 по ул. В.Гакуна в г.Калининграде сотрудникам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области не представлено. Выход по указанному адресу сотрудниками Министерства был сделан единожды, при этом то обстоятельство, что [СКРЫТО] М.Н. не смогла предоставить доступ в жилое помещение 04.12.2018 в 14.30 часов по причине того, что не была отпущена с работы, суд находит уважительным.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский облсуд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течении месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2019.
Судья О.В. Подушкин