Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ленинградский районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 12.03.2019 |
Дата решения | 15.04.2019 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 8.2 |
Судья | Подушкин О.В. |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | 9f1fc035-3cb5-3997-9fbe-eeeeed24c561 |
Дело №12-262/2019
РЕШЕНИЕ
г. Калининград 15 апреля 2019 года
Судья Ленинградского районного суда г.Калининграда (г.Калининград, ул.А.Невского, 29) Подушкин О.В., при секретаре Козловой Д. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области – государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской области Ермакова Т.А. от 11.02.2019 №04-10-2018,
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обратилось в суд с жалобой на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области – государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской области Ермакова Т.А. от 11.02.2019 №04-10-2018, указав, что оспариваемым постановлением Федеральное государственное учреждение «Центральное жилищно - эксплуатационное управление» Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 175 000 рублей. Заявитель полагает, что Учреждение привлечено к административному наказанию не законно. В соответствии с Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18.01.2017 № 171 котельная, инв. № 1, расположенная по адресу: г.Калининград, ул. Озерная, в/г № 8 закреплена на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Котельная, инв. № 1 является встроенной и располагается в помещении здания общежития до 1945 года постройки по адресу: г. Калининград, ул. Озерная, д. 27. Вид топлива - уголь. В соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. при временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) соблюдаться следующие условия:
- поверхность хранящихся насыпью отходов должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Площадка для временного хранения золошлаковых отходов, расположенная вблизи котельной, инв. № 1 не передана в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и в настоящее время не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Строительными нормами и правилами (Нормы проектирования, Котельные установки, СП 89.13330.2012) сооружения топливного хозяйства и золошлакоудаления должны быть предусмотрены при проектировании и строительстве новых, а также реконструкции существующих котельных установок. Работы по оборудованию площадок для временного хранения золошлаков в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены к работам по капитальному ремонту и реконструкции вышеуказанных объектов. Затраты на оборудование площадок для временного хранения отходов золошлаков относятся к затратам на капитальное строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов. Обязательства по строительству (реконструкции) теплогенерирующих объектов, а также обязанности по финансированию данных видов работ не предусмотрены и не возложены на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Земельный участок с кадастровым номером 39:15:131413:1583, на котором располагается площадка для хранения шлака является федеральной собственностью и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не передан, в связи, с чем у филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отсутствуют юридические основания на проведение работ по приведению площадки в соответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Вместе с тем в рамках проведения внеплановой проверки по обращению гражданина 28.12.2018 надзорный орган не уведомил Учреждение о проводимой в отношении него проверки тем самым нарушил положения ст. 3 федерального закона от 26.12.2008 года № 294 «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)...», что, как полагает Заявитель, является грубым нарушением процессуальных прав Учреждения. Также в рамках одной проверки 28.12.2018 было составлено два протокола об административном правонарушении по делу от 11.02.2019 по делу № 04-11-2018 и по делу от 11.02.2019 по делу № 04-10-2018 в соответствии с положениями ст. 4.4 КоАП РФ: «При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.» однако Управление Росприроднадзора пренебрегло в данном случае правами Учреждения и подвергло двойному наказанию в нарушение положений КоАП РФ и 294-ФЗ. Полагает, что вывод надзорного органа о том, что соблюдение порядка уведомления юридического лица без уведомления лица, привлекаемого к ответственности противозаконен, отсылка к положениям 59 -ФЗ несостоятельна поскольку дает основания для проведения надзорных мероприятий в рамках 294 -ФЗ, но со стороны Росприроднадзора проигнорированы требования Закона. В целях соблюдения гражданских прав населения Учреждение вынуждено эксплуатировать котельную, без соответствующего места для складирования шлака. В связи с чем, нарушение данной нормы минимизирует последующий ущерб, что в данном случае может квалифицироваться как действия в условиях крайней необходимости. Заявитель просит отменить постановление ведущего специалиста-эксперта отдела федерального государственного надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области от 11.02.2019 года по делу № 04-10-2018 отменить и прекратить производство по делу.
Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Радзинский С.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, дал аналогичные пояснения, просил жалобу, удовлетворить.
Заслушав представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, исследовав материалы дела, материалы дела №12-263, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области поступило обращение от 19.12.2018 № б/н (вх. Управления от 20.12.2018 № 458-ж) и аналогичное обращение в Центральный аппарат Росприроднадзора (вх. Управления от 24.12.2018 № 461-ж) о возможных нарушениях обязательных требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации угольной котельной по адресу <адрес>
Проведенными Управлением в рамках рассмотрения обращения контрольно-надзорными мероприятиями установлено, что эксплуатацию котельной осуществляет Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Балтийскому флоту).
Котельная зарегистрирована в федеральном реестре объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду за № 27-0139-000686-П (инв. № 1, №4, вг № 8, ЖКО № 1).
Обследованием территории земельного участка примыкающего к котельной установлено, что здание отапливается углем. Во дворе здания, у входа в котельную расположены хранящиеся насыпью уголь и золошлак от сжигания угля (около 8 м3). Также имеется навал твердых коммунальных отходов в объеме около 2 м3.
Золошлак и ТКО расположены на открытом грунте не имеющем искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями отсутствует.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 35 Закона № 7-ФЗ закреплено, что при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Частью 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ закреплено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Дополнительно в части 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ установлен перечень запрещенных действий в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, который кроме всего предусматривает запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 11 Закона № 89-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели и другие лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно статье 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленности предприятий не допускается.
Таким образом, в ходе проверки было установлено, что действия юридического лица - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России., нарушают обязательные требования в сфере окружающей среды и природопользования, выразившиеся в несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, установленных статьями 34, 35, 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Обстоятельства совершения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России объективно подтверждаются собранными по делу и согласующимися между собой доказательствами.
Учитывая изложенное, суд находит постановление ведущего специалиста-эксперта отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области – государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской области Ермакова Т.А. от 11.02.2019 №04-11-2018 обоснованным и оснований для его отмены или изменения не находит.
Доводы представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о допущенных при проверке процессуальных нарушениях, суд находит несостоятельными, поскольку проверка проводилась не плановая в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а по обращению гражданина, то есть в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 39:15:131413:1583, на котором располагается площадка для хранения шлака является федеральной собственностью и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не передан, не является основанием для нарушения санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой.
Доводы представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России подвергнуто двойному наказанию за совершение административного правонарушения, суд находит несостоятельными, поскольку как следует из материалов дела №12-263/2019 и №12-262/1029 в результате проведенной Управлением проверки от 28.12.2018, было выявлено два различных административных правонарушения - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление ведущего специалиста-эксперта отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области – государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской области Ермакова Т.А. от 11.02.2019 №04-10-2018, оставить без изменения, а жалобу, без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья Подушкин О.В.