Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Калининградский областной суд (Калининградская область) |
Дата поступления | 13.07.2021 |
Дата решения | 24.08.2021 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Гарматовская Юлия Владимировна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 7212a455-a629-3b20-b07c-d3335aab8b18 |
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Пасичник З.В. № 39RS0010-01-2020-002530-89 №2а-284/2021
№ 33а-3837/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 августа 2021 года г. Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Мухарычина В.Ю.,
судей Гарматовской Ю.В., Филатовой Н.В.,
при секретаре Журавлёвой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к администрации Гуьевского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, с участием заинтересованных лиц ООО «Лукойл-Калининградморнефть», Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области, по апелляционным жалобам [СКРЫТО] И.П. и ее представителя Зиновьева А.А. на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 14 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Гарматовской Ю.В., пояснения [СКРЫТО] И.П. и ее представителей Зиновьева А.А. и Марсо С.М., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] И.П. обратилась в суд с административным иском, в котором оспаривала отказ администрации Гурьевского городского округа от 01.09.2020 года в предоставлении ей в аренду без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства муниципального земельного участка площадью <данные изъяты> примыкающего к принадлежащему ей земельному участку с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 20 лет или с выкупом в собственность, который мотивирован расположением земельного участка в защитной зоне нефтяных скважин, что препятствует его использованию под личное подсобное хозяйство.
Административный истец просила обязать администрацию Гурьевского городского округа в установленном порядке рассмотреть заявление о предоставлении в аренду спорного земельного участка, ссылаясь на то, что отказ администрации в предоставлении земельного участка препятствует ей в расширении и более эффективном использовании личного подсобного хозяйства, а также для проезда на земельный участок с кадастровым номером № для откачки септика и как пожарный проезд.
Рассмотрев дело, суд 14 апреля 2021 года постановил решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционных жалобах [СКРЫТО] И.П. и ее представитель Зиновьев А.А. просят решение суда отменить, продолжая настаивать на доводах административного иска, полагая, что основания отказа в предоставлении ей испрашиваемого земельного участка – расположение в санитарно-защитной зоне нефтяной скважины не препятствуют его использовать для ведения личного подсобного хозяйства.
Администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области и ООО «Лукойл-Калининградморнефть» поданы возражения на апелляционные жалобы.
В судебное заседание не явились представители администрации Гурьевского городского округа Калининградской области, заинтересованных лиц ООО «Лукойл-Калининградморнефть», Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайств об отложении судебного разбирательства не представлено.
Руководствуясь положениями ч.6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся лиц в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] И.П. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № для ведения личного подсобного хозяйства расположенными по адресу: <адрес>, 26.12.2019 года [СКРЫТО] И.П. обратилась в администрацию Гурьевского городского округа с заявлением вх.№1732-з о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, который расположен в том же кадастровом квартале, в котором находятся ее участки, имеет смежную границу с участком с кн №.
На заявление [СКРЫТО] И.П. администрацией направлен ответ исх.№17/576 от 22.01.2020 года о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка, в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне нефтяных скважин.
Впоследствии [СКРЫТО] И.П. неоднократно обращалась к административному истцу с аналогичными заявлениями о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью <данные изъяты>, в чем ей было отказано по тем же основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Лукойл-Калининградморнефть» является пользователем Ладушкинского нефтяного месторождения на основании лицензии серии КЛГ №10805 НЭ от 10.08.1992 года, со сроком действия до 01.12.2037 года и собственником скважины №8 данного нефтяного месторождения.
Испрашиваемый административным истцом земельный участок с условным кадастровым номером №, отнесен к землям сельскохозяйственного назначения и расположен в границах горного отвода Ладушкинского нефтяного месторождения на расстоянии <данные изъяты> от устья скважины №8 данного нефтяного месторождения, то есть расположен в санитарно-защитной зоне нефтяных скважин.
Скважина №8 Ладушкинского нефтяного месторождения по категории взрывопожарной безопасности относится к категории АН (повышенная взрывопожарность).
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый [СКРЫТО] И.П. земельный участок, расположенный в санитарно-защитной зоне нефтяных скважин, не может быть предоставлен в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о личном подсобном хозяйстве приусадебный земельный участок может использоваться, в том числе для возведения жилого дома, а размещение жилой застройки в санитарно-защитной зоне не допускается (п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года № 222).
Данные выводы суда нельзя признать в полной мере обоснованными и законными.
В силу п.1 и п. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, допускается, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно п.2 ст. 104 ЗК РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Пункт 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, содержит закрытый перечень запрещенных видов использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны. В частности, не допускается использования земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства; а также размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
Аналогичные исключения содержатся в п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которому в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с п.1 и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 года «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Таким образом, приусадебные земельные участки используются не только для строительства жилых домов, но и в целях производства сельскохозяйственной продукции, что не запрещено вышеприведенными положениями закона, устанавливающими правила использования санитарно-защитных зон.
Более того, положениями ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 года «О личном подсобном хозяйстве» для использования такого участка в целях строительства зданий, сооружений, в том числе жилого дома, предусмотрена необходимость соблюдать требования правил и нормативов.
Вышеперечисленные же запреты на использование земельного участка, расположенного в санитарно-защитной зоне не исключают возможность использования испрашиваемого земельного участка в заявленных административным истцом целях – под ведение личного подсобного хозяйства, предполагая лишь соблюдение его владельцем ряда ограничений.
Несоблюдение же данных ограничений влечет самостоятельные правовые последствия (глава XIII Земельного кодекса Российской Федерации), в связи с чем пользование земельными участками их владельцами в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями обеспечивается посредством осуществления контрольно-надзорной деятельности органов публичной власти и применения мер административного принуждения, а не путем превентивного запрета на приобретение земельного участка по мотивам возможного нарушения таких требований его правообладателем в будущем.
При указанных обстоятельствах, учитывая также, что административным ответчиком не приведено мотивов того, каким образом закрепленный в пункте 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 и п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 запрет на возведение строений в границах земельного участка, расположенного в санитарно-защитной зоне, исключит использование земельного участка для испрашиваемых целей – для ведения личного подсобного хозяйства, выводы суда первой инстанции о соответствии требованиям закона оспариваемого решения нельзя признать обоснованными и законными.
Таким образом, при отсутствии иных оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка административному истцу, отказ администрации по мотиву расположения участка в санитарно-защитной зоне не может быть признан обоснованным и законным.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежат отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 14 апреля 2021 года отменить.
Вынести новое решение, которым требования [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Гурьевского городского округа Калининградской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка [СКРЫТО] И.П. от 01.09.2020 года № 17/10072.
Возложить на администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области обязанность повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 19.07.2020 года.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: