Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Калининградский областной суд (Калининградская область) |
Дата поступления | 12.10.2017 |
Дата решения | 24.10.2017 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Шубин Денис Валерьевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | a8631a98-5892-3a28-bf82-af316e4e421d |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Ушакова О.В. Дело № 33-5180/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Калининград 24 октября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Шевченко С.В.,
судей: Шубина Д.В., Гарматовской Ю.В.,
прокурора: Дроздовой Е.Ю.,
при секретаре: Зининой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ООО «БРАВО БВР» на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 31 июля 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Калининградского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «БРАВО БВР» о приостановлении, признании незаконной, запрете деятельности, связанной с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, удовлетворить, признать незаконной деятельность ООО «БРАВО БВР», связанную с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, без установленной санитарно-защитной зоны; приостановить деятельность ООО «БРАВО БВР», связанную с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, до установления санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";запретить ООО «БРАВО БВР» осуществлять деятельность, связанную с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, с превышением установленных нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;решение в части приостановления деятельности ООО «БРАВО БВР», связанной с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, до установления санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", обратить к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Шубина Д.В.,пояснения представителей ООО «БРАВО БВР»Славнова Д.В., Азимовой В.Н., Калита М.М., поддержавших жалобу, представителейМинистерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Одноочко А.А., Серикова Ю.М., представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области Васильевой И.В., Васильева А.А., представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области Шукшиной М.С., заключение прокурора, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, указав, что им проведена проверка соблюдения ООО «БРАВО БВР» требований законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой установлено, что для осуществления производственной деятельности ООО «БРАВО БВР», функционирующего с 2006 г., эксплуатируется производственная площадка, расположенная по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, где осуществляется переработка лома цветных металлов.Для указанной деятельности предприятием используется следующее технологическое оборудование: печь пламенная отражательная (плавка алюминия), печь индукционная ИЛК (плавка меди и латуни), тигельная печь ИСТ (плавка меди), пресс гидравлический, пресс ножницы, газорезочное оборудование, изложницы закладные и простые. Приказом Управления Росприроднадзора по Калининградской области от 29 августа 2014 г. № 98-н утверждены нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «БРАВО БВР» на период 2014-2017г.г. Приказом Министерства развития и инфраструктуры Калининградской области от 24 октября 2014 года№404 ООО «БРАВО БВР» выдано разрешение № 123 на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.Ответчик осуществляет деятельность с нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также постоянно превышает предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух. Для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.Кроме того, юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.В нарушение требований СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», для ООО «БРАВО БВР» не установлена санитарно - защитная зона в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов, не разработан проект санитарно-защитной зоны предприятия, который должен быть обоснован расчётами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учётом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтверждён результатами натурных исследований и измерений.При таких обстоятельствах дальнейшая деятельность ООО «БРАВО БВР», связанная с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, невозможна, в том числе, и до установления санитарно-защитной зоны. Бездействием ООО «БРАВО БВР» нарушаются права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц - граждан РФ в области охраны здоровья, окружающей среды, гарантированные статьями 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».Просит признать незаконной деятельность ООО «БРАВО БВР», связанную с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, без установленной санитарно-защитной зоны, приостановить деятельность ООО «БРАВО БВР», связанную с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, до установления санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", запретить ООО «БРАВО БВР» осуществлять деятельность, связанную с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, с превышением установленных нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Судом постановлено изложенное выше решение.
ООО «БРАВО БВР» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в иске Калининградского межрайонного природоохранного прокурора отказать, в обоснование указывает, что санитарно-защитная зона вокруг производственной площадки не установлена до настоящего времени не по вине общества. В 2014 году был разработан проект такой зоны и передан в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» для получения санитарно-эпидемиологического заключения, однако, такое заключение получено не было, поскольку Центр рекомендовал установить единую санитарно-защитную зону (СЗЗ) для всех предприятий, входящих в промышленный узел пос. Прибрежный. Отрицательный ответ по индивидуальному проекту ООО «БРАВО БВР» Центр до настоящего времени не направил. В настоящее время у общества имеется выбор: разработать проект индивидуальной СЗЗ или включиться в разработку проекта единой СЗЗ. Однако, порядок установления единой СЗЗ действующим законодательством не регламентирован, что создает ряд юридических и организационных сложностей. Мероприятия по защите окружающей среды ООО «БРАВО БВР» выполняются, в 2014 году введена в строй и эксплуатируется фильтрационная установка FS 722/3,00/400, степень очистки вредных веществ составляет 99,5%. Предприятием регулярно проводится исследование атмосферного воздуха на источнике и на границе жилой застройки в соответствии с Программой производственного контроля. В результате данных замеров превышения ПДК загрязняющих веществ ни разу установлено не было. Не выявлено превышений ПДК и в ходе многочисленных исследований, производившихся Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области, иными органами и службами. ООО «БРАВО БВР» оперативно принимаются меры в случае превышения нормативов ПДК по загрязняющим веществам. Так, в июне 2016 года было выявлено единственное превышение. Работа предприятия была остановлена, заменен комплект фильтров. Систематическое превышение места не имеет. Норматив выброса бензпирена рассчитан и утвержден в 2014 году неправильно, о чем свидетельствует письмо Управления Росприроднадзора по Калининградской области от 23 июня 2014 года №3360-п. Предприятие обратилось в Управления Росприроднадзора с ходатайством о внесении корректировок в норматив, однако, до настоящего времени ответ на него не получен. Превышение нормативов содержания диоксида серы и керосина, выявленное 29 июня 2017 года, не имеет отношения к деятельности ООО «БРАВО БВР», поскольку в этот день цех по переплавке цветного металлолома не работал. Показания свидетелей Ю. и И. не могут быть признаны достоверными и допустимыми доказательствами, поскольку их пояснения не подтверждают связь ухудшения состояния атмосферного воздуха в пос. Прибрежный с деятельностью конкретно ООО «БРАВО БВР». Необоснованным является вывод суда о неспособности улавливать существующей системой очистки бензпирен, поскольку он является твердым веществом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан об обеспечения права на благоприятную окружающую среду.
Нормами Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды; нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов; прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда (ст. 34); в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования (ст. 44); в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования (ст. 52); при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 56).
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (ст.11); юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ (ст.12); юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам (ст. 20); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39).
В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ст. 15); при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими; при проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности; в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций; размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций; размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами (ст. 160; юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух (ст.30).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007 года (ред. от 25.04.2014)введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Согласно положениям п. п. 2.1., 2.3., 2.5., 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой 7 и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на её внешней границе и за её пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух. Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с п. 3.1.6 СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6 «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. В силу закона данные мероприятия являются обязательными.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны, а также объектов I - III классов опасности разрабатывается проект санитарно-защитной зоны (п. 2.1.СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В соответствии со ст. 56 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «БРАВО БВР» осуществляет приём и переработку лома цветных металлов в Калининградской области. Для этих целей ООО «БРАВО БВР» эксплуатирует производственную площадку № 2, расположенную по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, где расположен плавильный цех предприятия.
Для указанной деятельности предприятием используется технологическое оборудование: печь пламенная отражательная (плавка алюминия), печь индукционная ИЛК (плавка меди и латуни), тигельная печь ИСТ (плавка меди), пресс гидравлический, пресс ножницы, газорезочное оборудование, изложницы закладные и простые.
Приказом Управления Росприроднадзора по Калининградской области от 29.08.2014 г. № 98-н утверждены нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (ПДВ) (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для ООО «БРАВО БВР» на период 2014-2017г.г., а приказом Министерства развития и инфраструктуры Калининградской области № 404 от 24.10.2014 предприятию выдано разрешение № 123 на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В нарушение приведенных выше правовых норм, для ООО «БРАВО БВР» не установлена санитарно - защитная зона в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов, не разработан проект санитарно-защитной зоны предприятия, который должен быть обоснован расчётами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтверждён результатами натурных исследований и измерений.
ООО «БРАВО БВР» дважды привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ - нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, а именно 11 августа 2016 года и 16 марта 2017 года.
В период 2016-2017 г.г. в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области поступило более 20 жалоб от жителей п. Прибрежный, в том числе от ГБУЗ КО «Психиатрическая больница № 2», на загрязнение атмосферного воздуха выбросами предприятия ООО «БРАВО БВР». В ходе проверки специалистами Центра лабораторного анализа технических экспертиз по Калининградской области 16 декабря 2016 года был произведен отбор газовоздушной смеси на основном стационарном источнике выброса вредных веществ в атмосферу ООО «БРАВО БВР» - трубе плавильного цеха. По результатам инструментального контроля обнаружено, что фактический выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов ООО «БРАВО БВР» превышает установленный норматив по бенз(а)пирену в 52,8 раз (разрешенная масса выброса 1,08-10-9 г/с, при фактической массе выброса 5,705-10-8 г/с). Бенз(а)пирен отнесён к веществам первого класса опасности с резорбтивным действием и способен развить в организме человека общетоксические, гонадотоксические, эмбриотоксические, мутагенные, канцерогенные и др. эффекты.
29 июня 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области был организован выезд группы отбора проб ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Калининградской области» в целях проверки информации, поступившей из администрации ГБУЗ КО «Психиатрическая больница № 2» и ГУ МЧС России по Калининградской области. По результатам проведённых лабораторных испытаний установлены превышения гигиенических нормативов по содержанию максимально разовых концентраций диоксида серы и керосина в атмосферном воздухе. Данные вещества присутствуют в выбросах ООО «БРАВО БВР», и по ним установлены нормативы выброса в атмосферный воздух.
Таким образом, ООО «БРАВО БВР», являясь источником негативного воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, осуществляет свою деятельность по переработке лома цветных металловс нарушением требований, установленных в области охраны окружающей среды, причем эти нарушения носят существенный и систематический характер, в условиях отсутствия санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
При таких условиях суд обоснованно приостановил деятельность ООО «БРАВО БВР» до установления санитарно-защитной зоны.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Стороной ответчика не представлено доказательств того, что имеющаяся на предприятии установка очистки газа– плоскорукавный фильтр FS 722/3,00/400., исходя из технических характеристик, способен улавливать вещества, находящиеся в газообразном состоянии и аэрозоли, т.е. в формах, в которыхбенз(а)пирен присутствует в выбросах предприятия.
Установленный в 2014 году норматив выброса бенз(а)пирена является в настоящее время действующим, и в этой связи доводы ответчика о том, что он был определен неверно, правового значения не имеют. В соответствии с действующим законодательством, он не может быть изменен путем направления письмаподразделения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Как указано выше, санитарная защитная зона для предприятия до настоящего времени не установлена. 29 октября 2013 году с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» заключен договор на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации и выдачу экспертного заключения на проект расчетного (предварительного) размера СЗЗ для промплощадки №2 ООО «БРАВО БВР». Принятые на себя обязательства ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» до настоящего времени не выполнены, что, по мнению ответчика, исключает его вину в отсутствии СЗЗ. Однако, с таким доводом судебная коллегия согласится не может. Несмотря на длительные срок неисполнения обязательства учреждением, ООО «БРАВО БВР» бездействовало и иныхмер к разработке проекта, подготовке необходимой документации не приняло. Нарушение обязательств контрагентом не снимает ответственность с ООО «БРАВО БВР» за неисполнение требований природоохранного законодательства.
Наличие норм в СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, позволяющих разработать проект как единой СЗЗ для промышленного узла, так и индивидуальной СЗЗ для производственного объекта, не является противоречием, затрудняющим установление СЗЗ.
Неубедительным представляется довод ответчика об отсутствии связи между деятельностью предприятия и выявленными29 июня 2017 года превышениях ПДК в пос. Прибрежном диоксида серы и керосина в связи с тем, что якобы в этот день цех по переплавке металлов не работал.Достоверных доказательств, подтверждающих это, не представлено. Кроме того, как следует из материалов дела, работа печей осуществляется постоянно (24 часа в сутки).
Показания свидетелей Ю. и И. подтверждают то обстоятельство, что в пос. Прибрежный сложилась неблагоприятная экологическая обстановка, связанная с загрязнением атмосферного воздуха промышленными выбросами загрязняющих веществ. Есть основания полагать данные доказательства относимыми к настоящими делу, поскольку по объему выбросов ряда загрязняющих веществ ООО «БРАВО БВР» существенно превосходит остальные предприятия, размещенные в пос. Прибрежном – ЗАО «Металлическая упаковка», ООО «Завод ЖБИ-1», ООО «Балткерамика», ООО «Балттекстиль», МП «Калининградтеплосеть».
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении, материальный закон применен в соответствии с возникшими спорными правоотношениями, нормы процессуального права не нарушены.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 31 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи