Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Калининградский областной суд (Калининградская область) |
Дата поступления | 26.01.2016 |
Дата решения | 03.02.2016 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Судья | Поникаровская Наталья Викторовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 7806910c-aa78-32f5-8bfc-ac701ed30fcb |
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Оксенчук Ж.Н. Дело № 33 – 506/2016 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 февраля 2016 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Поникаровской Н.В.
судей Шевченко С.В., Уосис И.А.
с участием прокурора Ботвиной Л.В.
при секретаре Евлаховой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области и Министерства социальной политики на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 22 октября 2015 года, которым исковые требования прокурора Гурьевского района Калининградской области, заявленные в интересах Подолянко А.А., удовлетворены.
На [СКРЫТО] Калининградской области возложена обязанность предоставить Подолянко А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарным и техническим нормам за счет средств бюджета Калининградской области.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., позицию прокурора, указавшего на законность принятого судом решения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Гурьевского района Калининградской области в интересах Подолянко А.А. обратился в суд с иском к Правительству Калининградской области указав, что Подолянко А.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не обеспечен жилым помещением.
В этой связи Подолянко А.А. в силу закона имеет право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Между тем до настоящего времени Подолянко А.А., достигшая совершеннолетия, жильем не обеспечена.
В этой связи прокурор просил обязать [СКРЫТО] Калининградской области предоставить Подолянко А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Калининградской области и Министерство социальной политики просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В целом не оспаривая право Подолянко А.А. на обеспечение жильем специализированного жилищного фонда, податель жалобы полагает, что такое обеспечение должно осуществляться в зависимости от времени принятия на учет, поскольку в противном случае будет нарушен принцип очередности, а Подолянко А.А. обеспечена жильем во внеочередном порядке, что не предусмотрено законом и нарушает права других нуждающихся в жилье граждан, принятых на учет ранее.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Подолянко А.А., а также представители Правительства Калининградской области и Министерства социальной политики Калининградской области не явились; о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждено материалами дела.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (подп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Таким образом, по смыслу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств.
Частью 4 ст. 8 Закона Калининградской области от 28 декабря 2005 года №714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что порядок предоставления жилых помещений определяется [СКРЫТО] Калининградской области.
1 января 2013 года вступил в силу Федеральный Закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым из Жилищного кодекса РФ исключен п. 2 ч. 2 ст. 57, предусматривавший внеочередное предоставление по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Кроме этого, указанным Федеральным законом внесены изменения в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно новой редакции данной статьи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений данного закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления закона в силу, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
26 декабря 2012 года принят Закон Калининградской области № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием Правительства Калининградской области.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется в соответствии со ст. 43-6 Закона Калининградской области от 3 июля 2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области».
В силу ст. 43-6 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области предоставляются лицам, указанным в статье 43-3 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также ранее чем по достижении ими возраста 18 лет в случае, если полная дееспособность приобретена ими до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в статье 43-3 настоящего Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, по месту первичного выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную и патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Калининградской области (п. 3 ст. 43-6 указанного Закона).
В соответствии со ст. 43-7 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются гражданам по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории муниципального образования по месту предоставления жилого помещения.
На основании принятого межведомственной комиссией Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решения о предоставлении жилого помещения Агентство по имуществу Калининградской области заключает договор найма специализированного жилого помещения.
Статьей 3 Закона Калининградской области от 26 декабря 2012 года № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» из Закона Калининградской области от 28 декабря 2007 года № 214 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исключен подпункт 11 пункта 1 статьи 2, в соответствии с которым ранее муниципальным образованиям Калининградской области были переданы полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также данной статьей признан утратившим силу пункт 3 приложения 1 Закона Калининградской области от 28 декабря 2007 года № 214, в соответствии с которым муниципальным образованиям Калининградской области распределялась субвенция областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривалось ответчиком, что Подолянко А.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать лишена родительских прав, а отцовство не установлено.
Постановлением главы администрации Гурьевского района Калининградской области № от 14.04.2011 года Подолянко А.А. передана под опеку и за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Однако, помимо Подолянко А.А. в указанном жилом помещении общей площадью 40,9 кв.м зарегистрированы еще 6 человека. Таким образом, на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы общей площади жилого помещения.
Учитывая изложенное, Подолянко А.А. имеет право на обеспечение жильем специализированного жилищного фонда, в связи с чем и был обоснованно включена ответчиками в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Принимая оспариваемое решение, суд исходя из установленных обстоятельств дела и приведенных выше положений закона, пришел к правильному выводу о том, что Подолянко А.А. имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области в порядке и по правилам, установленным перечисленными выше правовыми нормами, и обоснованно обязал [СКРЫТО] Калининградской области предоставить ей такое жилье.
Такие выводы суда первой инстанции признаются судебной коллегией правильными, поскольку они основаны на законе и ему не противоречат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, на правильность принятого судом решения не влияют, поскольку, с учетом имеющегося у Подолянко А.А. права на обеспечение жильем, не могут повлечь отказ в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой в соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ни положения Федерального закона, ни положения вышеупомянутых нормативных актов Калининградской области не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности, исходя из времени включения лиц указанной категории в соответствующий Список.
Сам по себе факт учета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списке означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом или законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов, но не устанавливает какой либо очередности.
Принятое Верховным Судом РФ определение по конкретному делу, вопреки позиции подателя жалобы, не может свидетельствовать об ошибочности изложенных выше выводов и незаконности принятого решения.
Таким образом, Подолянко А.А. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда не в порядке какой-либо очередности, как ошибочно полагают ответчики, а после достижения возраста 18 лет и окончания срока пребывания в образовательном учреждении.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 22 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: