Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Тайшетский городской суд (Иркутская область) |
Дата поступления | 21.06.2023 |
Категория дела | Об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (гл. 29 КАС РФ) → Дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы:об установлении административного надзора |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 0ddf7ccd-21da-40f0-bb55-08628c27e72b |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2023 г. <адрес>
Тайшетский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Павленко Н.С., при секретаре Соболевой И.А., с участием помощника <адрес> межрайонного прокурора Байминовой Б.Н., административного ответчика Р.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ОМВД России по <адрес> к административному ответчику Р.О.В. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ОМВД РФ по <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Р.О.В., указывая, что Р.О.В. имеет не погашенную и не снятую судимость по п. «ж» ч.2 ст.105 УК РФ по приговору <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым был осужден к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Наказание отбывал в ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытии наказания.
Преступление, предусмотренное п. «ж» ч.2 ст.105 УК РФ относится к категории особо тяжких.
В настоящее время Р.О.В. проживает в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ привлекался к административной ответственности по ст.20.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа. ДД.ММ.ГГГГ привлекался к административной ответственности по ст.6.1.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа. ДД.ММ.ГГГГ привлекался к административной ответственности по ч.1 ст.19.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа.
Административный истец просит суд установить в отношении Р.О.В. административный надзор сроком на 3 года и установить административные ограничения: два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания для регистрации; запретить выезд за пределы муниципального образования <адрес> без разрешения и уведомления органа внутренних дел; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22:00 до 06:00 часов ежедневно; запретить пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, судом явка административного истца обязательной не была признана, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Административный ответчик Р.О.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска. Суду пояснил, что в настоящее время он неофициально работает ООО «<адрес>», разнорабочим, график работы посменный, в том числе и в ночную смену. Установление административного надзора будет препятствовать его дальнейшей работе, поскольку он не сможет работать в ночную смену. Другой работы он не имеет, при наличии судимости за особо тяжкое преступление он не сможет трудоустроиться, отсутствие дохода поставит его в трудную жизненную ситуацию. За совершенное преступление он отбыл полный срок назначенного наказания, после освобождения преступлений не совершал, работает.
Помощник прокурора Байминова Б.Н. в судебном заседании полагала необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установить в отношении Р.О.В. административный надзор сроком на 2 года и установить административные ограничения в виде запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков, запрета выезда за пределы территории <адрес> МО, обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Выслушав пояснение административного ответчика, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.8 ст.272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В статье 2 Закона № 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушении, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (пункты 1 и 2) ст. 3 Федерального закона РФ № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Исходя из содержания пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены в статье 4 Закона № 64-ФЗ.
Согласно ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Судом установлено, что Р.О.В. осужден приговором <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного п. «ж» ч.2 ст.105 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из приговора суда, обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.
Как следует из материалов дела, Р.О.В. освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытии срока наказания.
Постановлением по делу об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ Р.О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Р.О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.1.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением по делу об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ Р.О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ч. 4 ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ, относится к категории особо тяжких.
В соответствии с пунктом "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент совершения преступления, судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Согласно ст.4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. Лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.
Из смысла закона установление административного надзора не является мерой публично-правовой ответственности, назначаемой за совершение какого-либо конкретного преступления либо за нарушение режима отбывания наказания. Административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия. Регулирующий данные правоотношения закон не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В данном случае ограничение прав и свобод Р.О.В. предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных в законе целей.
Юридически значимым обстоятельством для установления административного надзора в данном случае является наличие непогашенной, неснятой судимости за совершение особо тяжкого преступления и совершение Р.О.В. в течение года двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Принимая во внимание личность Р.О.В., характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, срок погашения судимости за совершение преступления, факт совершения Р.О.В. в течение года двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, суд полагает необходимым в целях предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, с учетом удовлетворительной характеристики, административное исковое заявление ОМВД России по <адрес> об установлении в отношении Р.О.В. административного надзора удовлетворить, установить в отношении Р.О.В. административный надзор сроком на 2 года.
Суд, принимая решение об установлении административного надзора, исходит из положений ст. 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ, которая содержит перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица, в том числе: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона), запрещение выезда за установленные судом пределы территории (п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона), обязательной явкой от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона). Суд при установлении административного надзора одновременно устанавливает и административные ограничения, характер которых следует определить с учетом конкретных обстоятельств дела.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре); запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре); запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре).
В соответствии с п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Суд, с учетом данных о личности Р.О.В., обстоятельств совершения преступления по приговору, а именно совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения, а также принимая во внимание, что административное правонарушение по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ также совершено в состоянии алкогольного опьянения, не имеющего постоянного места жительства и регистрации, считает целесообразным установить в отношении Р.О.В. административные ограничения в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции; запрета выезда за пределы муниципального образования <адрес>.
Согласно разъяснениям, данными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Кроме того, административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, но не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
Установление в отношении Р.О.В. данных административных ограничений отвечает целям, декларируемым Федеральным законом, и может обеспечить индивидуальное профилактическое воздействие данного ограничения в течение установленного судом срока административного надзора.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным в силу закона, при этом учитывая данные о личности Р.О.В., суд считает достаточным установления периодичности явки на регистрацию два раза в месяц.
Оснований для установления административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток, суд не усматривает, учитывая данные о личности Р.О.В., а также, то обстоятельство, что данное ограничение в силу Закона не является обязательным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.ст. 272-273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ОМВД России по <адрес> к Р.О.В. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Р.О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес>, административный надзор сроком на два года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости и установить административные ограничения:
- обязательная явка поднадзорного лица два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции;
- запретить выезд за пределы муниципального образования <адрес>.
Срок административного надзора исчислять Р.О.В. со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам <адрес> областного суда через <адрес> городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Н.С. Павленко