Дело № 2-52/2023 ~ М-49/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Катангский районный суд (Иркутская область)
Дата поступления 26.04.2023
Категория дела Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела)
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Судебное решение Есть
ID 229aa6e5-2229-47a6-a702-fcff35967a5a
Стороны по делу
Истец
******** *********** ******
Ответчик
************* ** "********** *****"
************* ******** ******************* ********** "******* ******************* ***** *. ***"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

УИД: 38RS0011-01-2023-000053-71

Дело № 2-52/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

21 июня 2023 года с. Ербогачён [СКРЫТО] [СКРЫТО]

Катангский [СКРЫТО] суд Иркутской области в составе:

председательствующего Макаровой Е. В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой И. В.,

с участием: заместителя прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Залтанова В. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-52/2023 по исковому заявлению прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Бур», администрации муниципального образования «Катангский [СКРЫТО]» о возложении обязанностей по проведению капитального ремонта, обеспечению финансирования расходов, необходимых для проведения капитального ремонта здания образовательной организации,

УСТАНОВИЛ:

[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Бур» (далее по тексту – МКОУ СОШ с. Бур), администрации муниципального образования «Катангский [СКРЫТО]» (далее по тексту – администрация МО «Катангский [СКРЫТО]» о возложении обязанности по проведению капитального ремонта, обеспечению финансирования расходов, необходимых для проведения капитального ремонта здания образовательной организации, в срок – не позднее двух лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об образовании, в деятельности МБОУ СОШ с. Бур установлено, что по результатам обследования специализированной организацией технического состояния здания (помещений) требуется проведение капитального ремонта здания образовательной организации МБОУ СОШ с. Бур, расположенного по адресу: <адрес>.

Не проведение капитального ремонта, в котором имеется необходимость, свидетельствует о необеспечении безопасности здания образовательной организации, что создает угрозу жизнедеятельности людей, в том числе работников и несовершеннолетних обучающихся, не отвечает требованиям безопасности образовательной организации.

Заявленные требования прокурор обосновал положениями ст.6 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.ст. 3, 9 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп.11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 2, 3, 5, 7, 36 Федерального закона от 31.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст.ст. 123.21, 210 ГПК РФ, ст. 9, 139, 140 БК РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.02.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В судебном заседании заместитель прокурора Залтанов В.В., действующий на основании прав по должности, заявленные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика МКОУ СОШ с. Бур в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, в направленном в суд отзыве на исковое заявление пояснила, что МКОУ СОШ с. Бур является казенным учреждением, бюджетной сметой на 2023 финансовый год которого предусмотрены расходы только на организацию питания, а также на хозяйственные расходы в сумме 21,1 тыс. руб. Указала, что в связи с имеющейся потребностью проведения капитального ремонта здания МКОУ СОШ с. Бур в министерство образования Иркутской области направлена заявка на включение образовательного учреждения в рейтинг 2024 год с целью предоставления субсидии из областного бюджета местному в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на осуществление мероприятий по капитальному ремонту МКОУ СОШ с. Бур. В связи с планируемым капитальным ремонтом учреждения в 2024 году, просила об установлении реально исполнимого срока - до 1 сентября 2025.

Представитель ответчика администрации МО «Катангский [СКРЫТО]» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебного извещения, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Определением [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Иркутской области от 04.05.2023, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен муниципальный отдел образования администрации муниципального образования «Катангский [СКРЫТО]» (далее по тексту – МОО администрации МО «Катангский [СКРЫТО]»).

Представитель третьего лица МОО администрации МО «Катангский [СКРЫТО]» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. В представленных суду письменных возражениях начальник МОО ФИО3, действующая на основании прав по должности, указала, что МКОУ СОШ с. Бур по своей организационно-правовой форме является казенным образовательным учреждением, бюджетной сметой на 2023 финансовый год которого предусмотрены расходы только на организацию питания, а также на текущие хозяйственные расходы в сумме 21,1 тыс. рублей. Кроме того, пояснила, что в 2024 году планируется капитальный ремонт учреждения, в связи с чем просила установить реальный срок для исполнения решения суда – до 1 сентября 2025.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав и оценив письменные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующему.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Положениями статей 2, 41, 43 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе приоритета жизни и здоровья человека.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее по тексту – Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, в том числе в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.

Согласно ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивалась эвакуация людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями.

В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, в ходе проверки установлено, что здание МКОУ СОШ с. Бур находится в ненадлежащем техническом состоянии, что может угрожать безопасности жизни и здоровью несовершеннолетних граждан, обучающихся в организации.

Как следует из отчета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние: - фундамента, входных групп здания школы, кровельного покрытия, дверных коробок и заполнения оконных проемов – ограниченно-работоспособное; - чердачного перекрытия, конструкций пола, отмостка – аварийное. Часть инженерно-технического обеспечения, теплозащитная оболочка и объемно-планировочное решение здания не соответствует положениям действующих строительных норм, Система водоснабжения и водоотведения, наружная часть системы отопления находятся в аварийном состоянии. Общая конструктивная схема обследуемого здания, принятые размеры сечений несущих конструкций, а также количество выполненных строительно-монтажных работ позволяют оценить общее их состояние как ограниченно-работоспособное. Рекомендованные мероприятия по восстановлению, усилению и ремонту выполнить на основании проекта капитального ремонта.

Информацией МКОУ СОШ с. Бур от 18.04.2023 подтверждается, что капитальный ремонт здания образовательной организации не проведен по причине расторжения контракта с подрядчиком из-за невыполнения обязательств последним. В 2023 году МКОУ СОШ с. Бур направлена заявка в министерство образования Иркутской области на включение образовательного учреждения в рейтинг 2024 год с целью предоставления субсидии из областного бюджета местному в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на осуществление мероприятий по капитальному ремонту МКОУ СОШ с. Бур.

Общедоступность школьного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательном учреждении. К компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

На образовательную организацию возложена обязанность, в числе прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции и жизнь, здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер, выразившееся в не проведении капитального ремонта оборудования здания МКОУ СОШ с. Бур, расположенного по адресу: <адрес>, нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку создает угрозу для жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних.

Исходя из установленных обстоятельств и анализа вышеприведенных норм действующего законодательства, учитывая приоритет обеспечения безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, суд находит исковые требования прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] в части возложения на МКОУ СОШ с. Бур обязанности по проведению капитального ремонта здания образовательной организации, расположенного по адресу: <адрес>, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.15, 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального [СКРЫТО] относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, предоставления дополнительного образования, создание условий осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с положениями п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных [СКРЫТО] и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно уставу МКОУ СОШ с. Бур по своей организационно-правовой форме является казенным образовательным учреждением (п.1.6) Учредителем является муниципальное образование «Катангский [СКРЫТО]». От имени муниципального образования функции и полномочия учредителя осуществляет администрация МО «Катангский [СКРЫТО]», а также отдел администрации МО «Катангский [СКРЫТО]» - муниципальный отдел образования (п. 1.7). Собственником имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, праве постоянного (бессрочного) пользования является учредитель – администрация МО «Катангский [СКРЫТО]» (п.1.8). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества (1.9).

Согласно положениям ст. 65 БК РФ органы местного самоуправления наделены правом самостоятельно определять формы и направления расходов средств бюджетов. При этом главным распорядителем средств местного бюджета является представительный орган местного самоуправления, в исключительной компетенции которого находится утверждение местного бюджета. Кроме того, определить конкретную сумму денежных затрат, необходимых для проведения капитального ремонта здания МКОУ СОШ с. Бур невозможно без определения объема работ, без проектно-сметной организации.

Поскольку в рассматриваемом случае необходимо определить суммы затрат, составить смету и утвердить местный бюджет на заседании Думы МО «Катангский [СКРЫТО]», а также выполнить иные организационные вопросы, суд считает, что заявленное прокурором требование о понуждении администрации МО «Катангский [СКРЫТО]» к обеспечению финансирования расходов, необходимых для проведения капитального ремонта здания МКОУ СОШ с. Бур, расположенного по адресу: <адрес>, являются излишними.

Статьей 123.22 ГК РФ определено, что порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (п. 2). Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4). Понятие казенного учреждения определено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По смыслу вышеназванных правовых норм финансовое обеспечение муниципального казенного учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета, поэтому в случае исполнения решения суда о взыскании с муниципального казенного учреждения денежной суммы местный бюджет несет соответствующие расходы.

В рамках рассматриваемого спора, в котором субъектом ответственности выступает муниципальное учреждение, суд учитывает, что исходя из п. 2 ст. 123.21 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). В соответствии с п. 3 ст. 123.21 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 указанного Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Указанная позиция суда согласуется с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 10 его постановления от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина».

Исходя из установленных обстоятельств и анализа вышеприведенных норм действующего законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] в части возложения обязанности на администрацию МО «Катангский [СКРЫТО]» по обеспечению финансирования расходов, необходимых для проведения капитального ремонта здания МКОУ СОШ с. Бур, расположенного по адресу: <адрес>. Администрация МО «Катангский [СКРЫТО]» несет субсидиарную ответственность в случае неисполнения образовательной организацией решения суда в силу закона. Дополнительное возложение на нее обязанности по обеспечению финансирования будет являться вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, относится к компетенции суда при принятии соответствующего решения.

Возлагая на МКОУ СОШ с. Бур обязанность по проведению капитального ремонта здания образовательной организации, суд учитывает, что МКОУ СОШ является казенным учреждением, исполнение возложенной судом обязанности требует выделения образовательной организации незапланированных денежных средств.

Исходя из указанных обстоятельств, суд считает возможным установить срок исполнения решения - не позднее двух лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Бур» обязанность провести капитальный ремонт здания образовательной организации, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с результатами и рекомендациями технического отчета по обследованию в срок – не позднее двух лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] о возложении на администрацию муниципального образования «Катангский [СКРЫТО]» обязанности по обеспечению финансирования расходов, необходимых для проведения капитального ремонта здания муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Бур», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с результатами и рекомендациями технического отчета по обследованию , - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором может быть принесено представление в Иркутский областной суд через Катангский [СКРЫТО] суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Е. В. Макарова

Решение в окончательной форме изготовлено 28.06.2023.

<адрес> ФИО3 <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>
Дата публикации: 01.09.2023
Другие поступившие дела в Катангский районный суд (Иркутская область) на 26.04.2023:
Дело № 2-50/2023 ~ М-50/2023, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-51/2023 ~ М-53/2023, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ