Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Иваново (Ивановская область) |
Дата поступления | 27.06.2023 |
Категория дела | Дела особого производства → О признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | afceec5d-2488-4501-bca3-4eb97ead6934 |
Дело №
УИД 37RS0№-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
<адрес> 18 июля 2023 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Богуславской О.В.
при секретаре Дуняковой Н.В.
с участием:
представителя заявителя Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры – помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Рыбникова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права государственной собственности на бесхозяйную движимую вещь,
установил:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Гречаник М.В. обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации в лице МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, в котором просит признать движимые вещи – незаконно установленные неизвестными лицами орудия лова в количестве 2 штук, а именно: сеть ставная из лески длиной 56,5 м, высотой 1,1 м, шаг ячеи 35 мм, сеть ставная из лески длиной 57 м, высотой 2,6 м, шаг ячеи 80 мм, <адрес> и находящиеся во владении Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, бесхозяйным имуществом и передать его в собственность Российской Федерации.
Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.
Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам ознакомления с материалами административного дела №, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее по тексту – Отдел), направленного прокурору Отделом, установлено, что в Отделе находится бесхозяйное имущество, изъятое сотрудниками Отдела из <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ (на основании протокола изъятия от ДД.ММ.ГГГГ), – незаконно установленные неизвестными лицами орудия лова в количестве 2 штук, а именно: сеть ставная длиной 56,5 м, высотой 1,1 м, шаг ячеи 35 мм, сеть ставная из лески длиной 57 м, высотой 2,6 м, шаг ячеи 80 мм. В ходе проведенного административного расследования собственник рыболовных сетей не установлен. За период нахождения указанного имущества в Отделе по вопросу его возврата никто не обращался, рыболовные сети до настоящего времени никем не востребованы и находятся на хранении в Отделе. В соответствии с п. <адрес> рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 695
(далее по тексту – Правила рыболовства), сети относятся к категории запрещенных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и в силу положений ч. 1 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» подлежит безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации обязанность по уничтожению бесхозяйных орудий лова возложена на МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях. Незаконное использование рыболовных сетей наносит значительный ущерб водным биоресурсам и среде их обитания, создает угрозу загрязнения водных объектов, чем, в свою очередь, нарушаются права неопределенного круга лиц и Российской Федерации, что послужило поводом для обращения Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в соответствии с положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании представитель заявителя Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры - помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Рыбников А.А. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.
В судебное заседание заинтересованное лицо Московско-Окское ТУ Росрыболовства в лице Отдела представителя не направило, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителя заявителя, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Гражданский кодекс РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу п. 1 ст. 226 Гражданского кодекса РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 ст. 226 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность; другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Таким образом, в силу п. 3 ст. 218, п. 1 ст. 225, ст. 226 Гражданского кодекса РФ, вещь, от права собственности на которую собственник отказался, может быть признана судом бесхозяйной.
В соответствии с положениями ст. 236 Гражданского кодекса РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество; отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу приведенных норм права для признания движимых вещей брошенными собственником и признании права собственности на указанное имущество за другим лицом необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, либо собственник отказался от права собственности на нее.
В соответствии с ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Рыболовные сети, в отношении которых Ивановским межрайонным природоохранным прокурором Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры заявлены требования, являются движимой вещью, поскольку не относятся к объектам, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ).
Статьей 290 ГПК РФ предусмотрено, что заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя; заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.
Согласно п. 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности, кроме прочего, имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Исходя из положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в суд в интересах Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий с настоящим заявлением в целях определения юридической судьбы имущества и передачи его уполномоченному органу для учета и распоряжения обусловлено тем, что незаконное использование запрещенных орудий лова – рыболовных сетей наносит значительный ущерб водным биологическим ресурсам и среде их обитания, а также нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 13.2 Правил рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России ДД.ММ.ГГГГ N 695 (далее по тексту – Правила рыболовства), юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением колющих орудий добычи (вылова), за исключением любительского рыболовства, осуществляемого с использованием специальных пистолетов и ружей для подводной охоты (далее - подводная охота), пневматического оружия, огнестрельного оружия, орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током, а также взрывчатых, токсичных, наркотических средств (веществ), самоловящих крючковых снастей и других запрещенных законодательством Российской Федерации орудий и способов добычи (вылова).
Пунктом 48 Правил рыболовства установлено, что при любительской рыбалке запрещается применение сетей всех типов.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 43.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе изымать у граждан, нарушающих обязательные требования, продукцию и орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, транспортные средства, а также соответствующие документы
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий по выявлению нарушений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в Горьковском водохранилище, образованном <адрес> Отдела были обнаружены незаконно установленные орудия лова в количестве 2 штук, а именно: сеть ставная из лески длиной 56,5 м, высотой 1,1 м, шаг ячеи 35 мм, сеть ставная из лески длиной 57 м, высотой 2,6 м, шаг ячеи 80 мм. На основании протокола изъятия от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные орудия лова были изъяты на месте совершения административного правонарушения сотрудниками Отдела и ДД.ММ.ГГГГ помещены на склад Отдела, что подтверждается приемным актом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Государственным инспектором Отдела Меркушевой Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и проведении административного расследования по факту обнаружения незаконно установленных в акватории Горьковского водохранилища, образованного на водотоке реки Волга в границах Юрьевецкого муниципального района <адрес>, в правобережной части в районе д. Козлятьево Юрьевецкого муниципального района рыболовных сетей.
В связи с невозможностью установления личности нарушителя постановлением главного государственного инспектора Отдела Якимова М.Л. № от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении неустановленного лица прекращено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что принятыми сотрудниками Отдела мерами установить собственника орудий лова в количестве 2 штук, а именно: сеть ставная из лески длиной 56,5 м, высотой 1,1 м, шаг ячеи 35 мм, сеть ставная из лески длиной 57 м, высотой 2,6 м, шаг ячеи 80 мм, не представилось возможным.
Исходя из смысла ст. 225 Гражданского кодекса РФ юридически значимым обстоятельством при разрешении заявления о признании движимой вещи бесхозяйным имуществом является наличие или отсутствие собственника указанной вещи, а также факта отказа собственника (при его установлении) от своего права; отказ может быть выражен в совершении действий или бездействии, определенно свидетельствующих об устранении собственника от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на имущество.
Согласно сведениям, изложенным Ивановским межрайонным природоохранным прокурором Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в рассматриваемом заявлении, с момента изъятия орудий лова и помещения их на склад Отдела до настоящего времени обращений по вопросу возврата указанных орудий лова не поступало.
Оснований не доверять настоящим сведениям у суда не имеется.
Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, определен порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами.
В соответствии с п. п. 3, 11 вышеуказанного Положения имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам для распоряжения путем переработки (утилизации), уничтожения, реализации.
Пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Согласно п. 5.5 вышеуказанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого или иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества), переработку такого имущества или его уничтожение.
В силу п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, исходя из вышеприведенных законоположений и обстоятельств, суд приходит к выводу, что спорные движимые вещи брошены собственником, который до настоящего момента не установлен, в связи с чем орудия лова в количестве 2 штук, а именно: сеть ставная из лески длиной 56,5 м, высотой 1,1 м, шаг ячеи 35 мм, сеть ставная из лески длиной 57 м, высотой 2,6 м, шаг ячеи 80 мм, изъятые из акватории Горьковского водохранилища, образованного <данные изъяты> подлежат признанию бесхозяйным имуществом, обращению в собственность Российской Федерации и в силу положений п. п. 3, 11 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, передаче МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях для учета и распоряжения им.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Ивановской межрайонной природоохранной Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права государственной собственности на бесхозяйную движимую вещь удовлетворить.
Признать бесхозяйным имуществом, обратить в собственность Российской Федерации и передать в распоряжение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (№) орудия лова в количестве 2 штук, а именно: сеть ставная из лески длиной 56,5 м, высотой 1,1 м, шаг ячеи 35 мм, сеть ставная из лески длиной 57 м, высотой 2,6 м, шаг ячеи 80 мм, изъятые <данные изъяты> водных биологических ресурсов по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О. В. Богуславская
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
№ № МЕНЕМ Р. Ф. <адрес> <адрес> Дуняковой Н.В. Рыбникова А.А. Гречаник М.В. <адрес> <адрес> № ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Рыбников А.А. ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ Меркушевой Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Якимова М.Л. № ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ № № <данные изъяты> <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ