Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Вологодский городской суд (Вологодская область) |
Дата поступления | 28.03.2013 |
Дата решения | 06.06.2013 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b2593776-4207-3926-befc-e93ec4860ada |
Дело № 2-4998/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 06 июня 2013 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., при секретаре Малаховой О.А., с участием представителя истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) [СКРЫТО] Н.В. по доверенности Дьяковой Г.Н., представителя ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) Администрации г. Вологды по доверенности Ивановой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Н. В. к Администрации города Вологды о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, встречному иску Администрации города Вологды к [СКРЫТО] Н. В. о прекращении права собственности на жилое помещение и признании права собственности на жилое помещение,
установил:
[СКРЫТО] Н.В. обратился в суд с иском к Администрации города Вологды о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя требования следующими обстоятельствами. С ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Н.В. зарегистрирован в жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии с постановлением Главы г.Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № истец принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включён в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, и ремонту и реконструкции не подлежат. Истец является собственником указанного жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, другого жилья в собственности не имеет. Просил обязать Администрацию г. Вологды предоставить [СКРЫТО] Н.В. на состав семьи, состоящей из одного человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к г. Вологде, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, вне очереди.
Администрация города Вологды обратилась в суд со встречным иском к [СКРЫТО] Н.В. о прекращении права собственности на жилое помещение и признании права собственности на жилое помещение. В обоснование требований Администрация города Вологды указала, что [СКРЫТО] Н. В. является собственником комнаты общей площадью 24,9 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора на передачу комнаты в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на которую зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом по адресу: <адрес>, отнесён к категории непригодных для проживания. Принимая во внимание, что [СКРЫТО] Н. В. является собственником комнаты общей площадью 24,9 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, обращение в суд с иском к Администрации города Вологды о предоставлении жилого помещения пригодного для проживания может рассматриваться как согласие собственника на предоставление ему пригодного жилья взамен изымаемого жилого помещения с зачётом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ), т.е. в случае возложения на Администрацию города Вологды обязанности предоставить собственнику другое пригодное для проживания жилое помещение, соответственно, собственник должен передать в собственность муниципального образования «Город Вологда» жилое помещение, которое признано непригодным, а именно жилое помещение площадью 24,9 кв. м, распложенное по адресу: <адрес>. В противном случае будут ущемлены права и законные интересы Администрации города Вологды, поскольку непередача жилого помещения в муниципальную собственность города Вологды лишает возможности Администрацию города Вологды распоряжаться указанным помещением и, наоборот, позволяет [СКРЫТО] Н.В. свободно распоряжаться указанным жилым помещением (отчуждать, заключать договор найма с другими гражданами). Просила прекратить право собственности [СКРЫТО] Н. В. на жилое помещение площадью 24,9 кв. м по адресу: <адрес> признать право собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием «Город Вологда».
В судебном заседании истец по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) [СКРЫТО] Н.В. не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
Представитель истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) [СКРЫТО] Н.В. по доверенности Дьякова Г.Н. в судебном заседании исковые требования уточнила: просила обязать Администрацию города Вологды предоставить на семью из одного человека – [СКРЫТО] Н.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение в городе Вологде, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам по договору социального найма, по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (не менее 24,9 кв.м.). Встречные исковые требования не признала.
Представителя ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) Администрации г. Вологды по доверенности Иванова Е.Г. в судебном заседании исковые требования [СКРЫТО] Н.В. не признала, встречные исковые требования поддержала.
В судебное заседание представитель третьего лица по встречному иску УФМС по Вологодской области, надлежащим образом извещённого о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и проанализировав собранные по делу доказательства, суд пришёл к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел в Жилищном кодексе Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда (статья 49).
При этом на основании пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. При этом пункт 1 части 2 данной статьи устанавливает, что вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
При этом законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения, следовательно, указанные нормы права распространяются как на нанимателей, так и на собственников жилых помещений, а также на членов их семей.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
На основании части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Из смысла приведенных норм права следует, что в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма вне очереди, возлагается на органы местного самоуправления по месту нахождения дома, признанного непригодным для проживания.
Между тем, суд отмечает, что Жилищный кодекс Российской Федерации не регулирует правоотношения, возникающие при предоставлении собственнику жилого помещения и членам его семьи другого жилого помещения по договору социального найма в случае признания жилого помещения, где они проживают, непригодным для проживания, а именно какое жилое помещение в данном случае должно быть предоставлено указанным лицам.
С учетом положений части 1 статьи 7 Жилищный кодекс Российской Федерации суд применяет по аналогии закона нормы данного Кодекса, которые регулируют сходные правоотношения по предоставлению в подобных случаях жилья нанимателям жилых помещений.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На основании части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 37 Постановления № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания и аварийным. Поскольку такое жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, то оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Предоставление гражданам в данной ситуации другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями проживания.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] Н.В. является собственником комнаты, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 24,9 кв.м.
Согласно заключению межведомственной комиссии по оценке жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда города Вологды № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан непригодным для проживания.
Постановлением Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № [СКРЫТО] Н.В. принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, кроме того, включен в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Исходя из приведённых выше правовых норм, с учётом установленных по делу обстоятельств, а именно: жилое помещение, в котором зарегистрирован и проживает до настоящего времени истец, признано в установленном законом порядке непригодным для проживания; предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, суд полагает, что истец имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, а у ответчика возникла обязанность по предоставлению данному лицу, отвечающего установленным требованиям жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства (в черте города Вологды), равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, вне очереди.
Согласно копии лицевого счёта занимаемое истцом жилое помещение состоит из одной комнаты, общая площадь жилого помещения составляет 24,9 кв.м.
Доказательств того, что истцом совершены действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемого жилого помещения либо к их отчуждению, суду не представлено и такие обстоятельства в судебном заседании не установлены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Администрация города Вологды обязана предоставить [СКРЫТО] Н.В. на состав семьи из одного человека, вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма в городе Вологде Вологодской области, количеством комнат не менее одной, общей площадью не менее 24,9 квадратных метра.
Оснований для удовлетворения встречного иска Администрации города суд не усматривает, при этом исходит из следующего.
Ссылка Администрация города Вологды на часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, не может быть признана обоснованной, поскольку указанная статья регулирует отношения по обеспечению жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом данная норма права закрепляет только право выкупа у собственника жилого помещения, и только после этого право собственности на это помещение переходит к органу местного самоуправления.
В подпункте «и» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Кроме того, при изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд органам государственной власти или местного самоуправления необходимо соблюдать соответствующую процедуру, изложенную в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Ее необходимыми элементами являются: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения; государственная регистрация этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего собственнику жилого помещения о принятом решении, об изъятии и дате его государственной регистрации. Несоблюдение указанной процедуры влечет невозможность предъявления иска о выкупе изымаемого жилого помещения. Предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого может быть осуществлено только на основе соглашения между властным органом, принявшим решение об изъятии, и собственником изымаемого жилого помещения. Это влечет невозможность для собственника и властного органа в одностороннем порядке осуществлять действия по предоставлению другого жилого помещения взамен изымаемого.
Из разъяснений, данных в пункте 22 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (т.е. межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае, согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и по последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Между тем, таких доказательств по данному делу ответчиком по первоначальному иску и истцом по встречному иску не предоставлено, поэтому в удовлетворении встречного иска Администрация города Вологды следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать Администрацию города Вологды предоставить [СКРЫТО] Н. В., на состав семьи из одного человека, вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма в городе Вологде Вологодской области, количеством комнат не менее одной, общей площадью не менее 24,9 квадратных метра.
В удовлетворении встречных исковых требований Администрации города Вологды отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.В. Колодезный
Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2013 года.