Дело № 2а-1219/2023 ~ М-1030/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Камышинский городской суд (Волгоградская область)
Дата поступления 22.06.2023
Категория дела Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) → о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов)
Судебное решение Есть
ID 755f2917-5a69-4755-a7ed-185b6bb0e25c
Стороны по делу
Истец
*********** ********* ********
Ответчик
**********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

УИД 34RS0019-01-2023-001561-73 Дело № 2а-1219/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камышин 18 июля 2023 г.

[СКРЫТО] [СКРЫТО] суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи Козиной М.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бондаренко С.А.,

с участием представителя административного истца помощника Камышинского городского [СКРЫТО] Волгоградской области Кузнецова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Камышинского городского [СКРЫТО] Волгоградской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указав, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в части соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», выявлена интернет-страница, расположенная по URL-адресу: https://www.emctestlab.ru/upload/iblock/e5f/9m14uuvca5v5zlymx79opt8lad5j30h8.pdf?ysclid=liuhrfgs13996700314, при переходе на которую отображается электронный документ в формате «pdf», состоящий из 22 страниц с названием «ГОСТ РВ 20.39.302-98 «Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования к программам обеспечения надежности и стойкости к воздействию ионизирующих и электромагнитных излучений», доступных к пролистыванию, указанный документ доступен для вывода на печать с использованием подключенного принтера и для сохранения в формате «pdf». Заместитель Волгоградского [СКРЫТО] по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах с выходом в акционерное общество «Научно-исследовательский институт гидросвязи «Штиль» (далее - АО «НИИ гидросвязи «Штиль»), расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 17А, выполнил сверку текста ГОСТ РВ 20.39.302-98 «Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования к программам обеспечения надежности и стойкости к воздействию ионизирующих и электромагнитных излучений», размещенного на указанной интернет-странице, с текстом ГОСТ РВ 20.39.302-98 «Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования к программам обеспечения надежности и стойкости к воздействию ионизирующих и электромагнитных излучений», имеющегося в собственности АО «НИИ гидросвязи «Штиль». В соответствии с приказом Минпромторга России от 27.09.2020 № 4040 АО «НИИ гидросвязи «Штиль» включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. АО «НИИ гидросвязи «Штиль» имеет бессрочную лицензию на разработку вооружения и военной техники, производство и реализацию вооружения и военной техники. Акционерное общество использует в хозяйственной деятельности государственные военные стандарты Российской Федерации, в том числе ГОСТ РВ 20.39.302-98 «Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования к программам обеспечения надежности и стойкости к воздействию ионизирующих и электромагнитных излучений». При сопоставление текста документа, размещенного в сети «Интернет» по электронному адресу:https://www.emctestlab.ru/upload/iblock/e5f/9m14uuvca5v5zlymx79opt8lad5j30h8.pdf?ysclid=liuhrfgs13996700314 с текстом ГОСТ РВ 20.39.302-98 «Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования к программам обеспечения надежности и стойкости к воздействию ионизирующих и электромагнитных излучений», имеющегося в собственности АО «НИИ гидросвязи «Штиль» и зарегистрированного в качестве документа, содержащего служебную тайну, имеющего гриф «Для служебного пользования», номер экземпляра - 28, инвентарный номер - 00003, учтенного 20.02.2000, показало, что содержание текста идентично, кроме отсутствия в нем грифа «Для служебного пользования», номера экземпляра и инвентарного номера. Просмотр данных материалов не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием информации в электронном варианте может любой Интернет – пользователь. Ссылаясь на положения Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», просил признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресу: https://www.emctestlab.ru/upload/iblock/e5f/9m14uuvca5v5zlymx79opt8lad5j30h8.pdf?ysclid=liuhrfgs13996700314 информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; возложить обязанность на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения внести в Единый реестр доменных имен.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Камышинского городского [СКРЫТО] Волгоградской области Кузнецов А.Е. поддержала административные исковые требования. Вместе с тем пояснила, что требования о возложении обязанности о внесении в Единый реестр доменных имен URL-адресов не поддерживает, поскольку согласно письменным пояснениям заинтересованного лица, данные адреса уже внесены в реестр.

Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела заинтересованные лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и республике Калмыкия, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, материалы дела содержат письменные объяснения руководителя Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия, являющегося одновременно представителем Роскомнадзора, в котором указал, что определения Камышинского городского суда Волгоградской области от 22 июня 2023 г. о принятии мер предварительной защиты внесены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет», полагает, что исковые требования должны быть удовлетворены. Кроме того, до начала судебного заседания представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

Помимо направления в адрес лиц, участвующих в деле, их представителей, извещения о времени и месте судебного заседания, участвующие в деле лица извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения административного дела на интернет-сайте Камышинского городского суда Волгоградской области в соответствии со статьями 14, 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Способы и порядок извещения и вызова в суд участников процесса установлены главой 9 КАС РФ, которая допускает фактически любой способ извещения, но при этом в результате такого извещения должен быть с достоверностью подтвержден факт уведомления участника процесса о времени и месте судебного разбирательства.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, принимая во внимание, что судом явка сторон обязательной не признавалась, согласно правилам, установленным статьями 150 и 152 КАС РФ, с учетом срока рассмотрения дел данной категории, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями части 4 статьи 29, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как указано в части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - – Закон об информации), ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании части 1 статьи 10 Закона об информации, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Часть 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (статья 2 Закона об информации).

В части 6 статьи 7 Закона об информации установлено, что в случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, размещение такой информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна), включены в перечень сведений конфиденциального характера, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188.

В силу пункта 2 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).

Согласно пункту 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управлением использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 №1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования» (пункт 1.3 вышеназванного Положения).

Доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации (пункт 10 статьи 4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

На том же принципе основана и стандартизация оборонной продукции, процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (пункт «к» раздела III Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 № 1567 (далее - Положение № 1567).

Согласно подпункту «ж» и «ч» пункта 2 раздела I Положения № 1567 под государственным военным стандартом понимается документ по стандартизации, утвержденный (принятый) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией; под распространением документов по стандартизации оборонной продукции - предоставление в установленном порядке официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции.

Из положений подпункта «л» пункта 2 раздела I и пункта 34 раздела VII Положения № 1567 следует, что информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации оборонной продукции, предоставление информации о составе документов по стандартизации оборонной продукции (изменение состава таких документов) или содержании отдельных документов, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня.

За разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, устанавливается административная ответственность предусмотренная статьей 13.14 КоАП РФ.

Согласно пункту 5 статьи 15 Закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 15.1 Закона об информации, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее по тексту Единый реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Как следует из материалов дела, с целью проверки исполнения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в части соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена интернет-страница, расположенная по URL-адресу: https://www.emctestlab.ru/upload/iblock/e5f/9m14uuvca5v5zlymx79opt8lad5j30h8.pdf?ysclid=liuhrfgs13996700314, при переходе на которую отображается электронный документ в формате «pdf», состоящий из 22 страниц с названием «ГОСТ РВ 20.39.302-98 «Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования к программам обеспечения надежности и стойкости к воздействию ионизирующих и электромагнитных излучений», доступных к пролистыванию, указанный документ доступен для вывода на печать с использованием подключенного принтера и для сохранения в формате «pdf». Просмотр данных материалов не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием информации в электронном варианте может любой Интернет – пользователь.

Круг лиц-пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которые могут получить доступ к вышеприведенному документу, является неопределенным, поскольку его невозможно идентифицировать.

В целях восстановления нарушенных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, пресечению совершения административных правонарушений и преступлений, и во исполнение действующего законодательства, информация, размещенная по вышеуказанному адресу в сети «Интернет», должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ.

Согласно части 2 статьи 265.5 КАС РФ в резолютивной части решения суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной указываются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Проанализировав положения действующего законодательства и фактические обстоятельства административного дела, суд приходит к выводу о том, что требования Камышинского городского [СКРЫТО] о признании вышеназванной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как указывалось выше, основанием для включения в Единый реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, которое в соответствии с частью 4 статьи 265.5 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Камышинского городского [СКРЫТО], действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено - удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством международной информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.emctestlab.ru/upload/iblock/e5f/9m14uuvca5v5zlymx79opt8lad5j30h8.pdf?ysclid=liuhrfgs13996700314, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через [СКРЫТО] [СКРЫТО] суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий М.Г. Козина

Справка: мотивированное решение суда составлено 18 июля 2023 г.

Дата публикации: 01.09.2023
Другие поступившие дела в Камышинский городской суд (Волгоградская область) на 22.06.2023:
Дело № 2а-1214/2023 ~ М-1033/2023, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ