Дело № 2а-238/2021 (2а-2419/2020;), первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Ворошиловский районный суд г. Волгограда (Волгоградская область)
Дата поступления 02.12.2020
Дата решения 26.02.2021
Категория дела прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)
Судья Болохонова Татьяна Юрьевна
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Судебное решение Есть
ID 083afbbd-d7ec-3070-af1e-771d59193a1d
Стороны по делу
Истец
******** ************** ****** *.**********
Ответчик
************* **********
*********** ********** ********* ************* **********
** "*********"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2а-238/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 26 февраля 2021 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.

при секретаре Рухманковой Я.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ворошиловского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда об оспаривании бездействия и устранении допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд административным иском, в котором с учетом внесенных в порядке ст. 46 КАС РФ изменений просит признать незаконным бездействие администрации Волгограда и Департамента городского хозяйства администрации Волгограда по непринятию мер к ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории <адрес> в границах <адрес>, а именно:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

и обязать заявленных административных ответчиков в течение шестимесячного срока организовать мероприятия по ликвидации вышеуказанных мест размещения несанкционированных свалок отходов производства и потребления.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ДД.ММ.ГГГГ года в ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о пожарной безопасности было выявлено наличие мест несанкционированного складирования отходов производства и потребления на территории Ворошиловского лесничества в границах <адрес>. Занятые городскими лесами участки, на которых имеет место размещение несанкционированных свалок, относятся к муниципальной собственности городского округа город-герой Волгограда. Собственники отходов производства и потребления не установлены, что в соответствии с требованиями федерального и регионального санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства возлагает обязанность по ликвидации данных мест размещения несанкционированных свалок на органы местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента городского хозяйства администрации Волгограда было выдано предписание за исх. об устранении выявленных нарушений. Однако никаких мер к ликвидации вышеперечисленных несанкционированных свалок ни с его стороны, ни со стороны администрации Волгограда принято не было, что свидетельствует об их незаконном бездействии, нарушающем права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду обитания и пожарную безопасность, создающем реальную угрозу жизни и здоровью жителей Волгограда.

В судебном заседании прокурор Пархоменко Э.С. заявленные требования поддержала, приведя вышеуказанное обоснование, полагала заявленные административными ответчиками доводы несостоятельными и не влекущими отказа в иске, пояснив суду, что к настоящему времени данных о принятии административными ответчиками мер к ликвидации поименованных в иске несанкционированных свалок не имеется.

Представитель административного ответчика – администрации Волгограда Озерова Н.С. возражала по заявленным требованиям и просила в удовлетворении административного иска прокурору отказать, ссылаясь на то, что администрация Волгограда надлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям не является. Департамент городского хозяйства администрации Волгограда, являясь самостоятельным юридическим лицом, в соответствии с п. <данные изъяты> Положения о Департаменте, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , организует мероприятия по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях, занятых городскими лесами Волгограда. Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> также наделен полномочиями по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду. <данные изъяты>» создано администрацией Волгограда в целях практической реализации полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, в том числе, в части выявления и ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях, занятых городскими <адрес>, а также в части соблюдения противопожарного режима на территории городского <адрес>. В соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 486-ФЗ на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определена организация (региональный оператор) для осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами – <данные изъяты>, которая приняла на себя обязательства по накоплению, сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Полагает, что обязанность по ликвидации заявленных прокурором мест несанкционированных свалок должна быть возложена на вышеуказанных лиц.

Представитель административного соответчика - Департамента городского хозяйства администрации Волгограда Скворцова Т.С. полагала обращенные к Департаменту требования лишенными правовых оснований и не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что лесные участки, занятые местами размещения несанкционированных свалок, относятся к муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда является координатором деятельности по ликвидации мест несанкционированных свалок. Никакого бездействия с его стороны не имеет место, поскольку все относящиеся к его компетенции меры им были приняты, спорные места размещения несанкционированных свалок включены в реестр несанкционированных свалок и находятся на контроле за исполнением со стороны Департамента. Последний неоднократно обращался по вопросу обеспечения соответствующего целевого финансирования в Департамент финансов администрации Волгограда, однако к настоящему времени финансовых средств на эти нужды не поступало. Поскольку Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда в рамках представленных полномочий предпринят весь комплекс мер, направленных на организацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в <адрес>, правовых оснований для признания его бездействующим и возложения на него обязанности по организации ликвидации несанкционированных свалок не имеется.

Заинтересованное лицо – Департамент финансов администрации Волгограда, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечил, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении слушания не ходатайствовал, письменных возражений по существу заявленных требований не предоставил.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

По смыслу взаимосвязанных положений ст. 39 и 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу содержащихся в ч. 9 ст. 226 КАС РФ законоположений в их взаимной связи с требованиями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, заявленные в рамках административного иска требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными подлежат удовлетворению судом, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для удовлетворения требований административного истца необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого бездействия органа местного самоуправления закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение данным бездействием прав, свобод и свобод неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12-13 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Данный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Согласно статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу п. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ -ст, это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию такой свалки.

Порядок осуществления мероприятий по очистке лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия урегулирован главой 3.2 Лесного кодекса Российской Федерации - «Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия», введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений».

Согласно статье 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие положения о защите лесов, леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов в свою очередь включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Общие положения об охране лесов от пожаров и от загрязнения и иного негативного воздействия содержатся в статьях 51 Лесного кодекса Российской Федерации и ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 60.12 настоящего Кодекса РФ охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ.

По смыслу ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в чсиле прочего относится осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков и организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся, в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Согласно пункту 2 статьи 80.2 настоящего Федерального закона организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Пунктом 4 статьи 80.2 настоящего Федерального закона установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила ) утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Согласно п. 2 Правил организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Согласно п. 3 настоящих Правил организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя: а) проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий; б) разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда (далее - проект); в) согласование и утверждение проекта; г) проведение работ по ликвидации накопленного вреда; д) осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.

Проведение работ, указанных в подпунктах "б" и "г" пункта 3 настоящих Правил, осуществляется исполнителем, определяемым органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил (далее - заказчик), в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - исполнитель).

Правила ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила ).

Согласно п. <данные изъяты> Правил ведение государственного реестра включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов, принятие решения о включении объектов в государственный реестр или об отказе во включении объектов в государственный реестр, категорирование объектов, обновление информации об объекте и исключение из государственного реестра. Государственный реестр ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе материалов выявления и оценки объектов.

Согласно п. <данные изъяты> настоящих Правил исключение объекта из государственного реестра осуществляется на основании представленного заявителем акта о приемке выполненных работ, подтверждающего ликвидацию накопленного вреда окружающей среде на объекте, по решению, принимаемому Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня представления указанного акта.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора района г. Волгограда совместно <данные изъяты> во исполнение п. <данные изъяты> Плана работы была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о пожарной безопасности на территории <адрес> <адрес>.

Проверкой установлено, что на территории <адрес> <адрес> складируются строительные материалы, порубочные остатки, нефтепродукты (мягкая кровля), твердые бытовые отходы (далее – ТБО), по результатам проверки составлен акт проверки, в котором отражены места выявленных мест размещения несанкционированных свалок отходов производства и потребления с указанием конкретных объем и площади загрязнения лесных участков.

Данные обстоятельства послужили основанием для направления прокурором в адрес руководителя Департамента городского хозяйства администрации Волгограда представления от об устранении нарушений природоохранного законодательства и законодательства о пожарной безопасности с предложением безотлагательного принятия исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений законодательства.

По результатам рассмотрения представления Департамент городского хозяйства администрации Волгограда в ответе от ДД.ММ.ГГГГ уведомил прокурора о рассмотрении представления и указал о невозможности обеспечения всего комплекса работ по защите городских лесов и ликвидации выявленных в ДД.ММ.ГГГГ года в ходе проведенной инвентаризации несанкционированных свалок в связи с тем, что расходы на эти цели Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Волгограда на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов» не предусмотрены. Для разрешения сложившейся ситуации решается вопрос о включении городских лесов Администрация Волгограда в лесопарковый зеленый пояс городского округа город-герой Волгоград и изменении категорий городских лесов для обеспечения возможности участия в федеральных, областных программах с получением средств вышестоящих бюджетом на ликвидацию несанкционированных свалок, охрану, защиту и воспроизводство лесопаркового зеленого пояса.

Из представленных Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда следует о регулярном уведомлении Департамента финансов администрации Волгограда о необходимости учета при формировании бюджета Волгограда бюджетных ассигнований на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и на организацию мероприятий по ликвидации имеющихся мест несанкционированных свалок

Ко дню рассмотрения настоящего дела большая часть ранее выявленных мест несанкционированных свалок отходов производства и потребления не ликвидирована, что не оспаривалось участниками процесса.

Актуальный перечень несанкционированных свалок на территории <данные изъяты> границах <адрес> Волгограда определен прокурором в заявлении об изменении исковых требований.

При оценке обоснованности заявленных прокурором требований наряду с положениями федерального законодательства следует руководствоваться следующим.

В соответствии с приказом федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении количества лесничеств на территории Волгограда и установлении их границ» к границам Ворошиловского лесничества относятся кварталы .

На основании постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ городские леса <адрес> приняты в ведение муниципального образования городского округа город-герой Волгоград.

Согласно ст. 37 Устава города-героя Волгограда исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда является Администрация Волгограда, которая в силу положений ст. 39 Устава уполномочена на осуществление, организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Волгоград, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 38 Устава Администрация Волгограда состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего структурного подразделения.

Так, в соответствии с п. <данные изъяты> Положения «О Департаменте городского хозяйства администрации Волгограда», утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , полномочия по координации деятельности и осуществлению контроля за озеленением территории Волгограда, использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов, расположенных в границах Волгограда, организации мероприятий по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях, занятых городскими лесами Волгограда, делегированы Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда (далее – ДГХ), являющемуся структурным подразделением Администрации Волгограда.

Выявление и ликвидация мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Волгограда осуществляются в соответствии с постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении работ по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Волгоград».

Настоящим постановлением утвержден Порядок взаимодействия отраслевых (функциональных), территориальных структурных подразделений Администрации Волгоград и муниципальных учреждений Волгограда по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Волгограда (далее – Порядок).

В соответствии с п. <данные изъяты> Порядка координацию деятельности комиссий по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления. Сбор, аккумулирование и структурирование информации, полученной по итогам работы этих комиссий, осуществляет ДГХ.

Он же в соответствии с п. <данные изъяты> Порядка ведет реестр мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Волгограда, установленных комиссиями, и осуществляет координацию других отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений администрации Волгограда по выявлению и ликвидации вышеуказанных мест несанкционированных свалок.

Тогда как выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок осуществляют исполнители закупок в соответствии с условиями муниципальных контрактов. В качестве заказчиков таких работ могут выступать <данные изъяты>», администрации районов).

Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ утверждена ведомственная целевая программ «Комплекс мероприятий по охране окружающей среды», в соответствии с которой финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств местного бюджета, одним из целевых направлений программы является осуществление охраны городских лесов. Находящихся в муниципальной собственности, и ликвидация загрязнения (несанкционированных свалок ТКО) на территории Городского лесничества.

Таким образом, приведенное нормативное регулирование направлено на упорядочение исполнения Администрацией Волгограда своей обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Волгоград, участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, что в полной мере соотносится с требованиями федерального законодательства.

Как установлено, земли, на которых места несанкционированного размещения отходов производства и потребления, относятся к городским лесам, то есть к муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград. Собственники отходов из числа лиц -производителей отходов не установлены.

Таким образом, анализ установленных по делу обстоятельств и правовая оценка представленных суду доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что ответственность по факту длительного непринятия мер к ликвидации поименованных выше мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления несет непосредственно администрация Волгограда, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда, осуществляющим общее управление деятельностью своих структурных подразделений и специализированных муниципальных учреждений на территории Волгограда по вопросам выявления и ликвидации несанкционированных свалок.

Длительное непринятие Администрацией Волгограда должных мер к организации мероприятий по ликвидации вышеуказанных мест размещения несанкционированных свалок свидетельствует о незаконном бездействии администрации Волгограда, нарушающем права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Доводы администрации Волгограда об обратном являются несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Исходя из имеющихся данных, в удовлетворении административного иска к департаменту городского хозяйства администрации Волгограда прокурору следует отказать, поскольку оснований для вывода о его бездействии в вопросах организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок по делу не установлено, полномочия Департамента городского хозяйства, являющегося структурным подразделением администрации Волгограда, ограничены незначительным объемом фактически предоставленного целевого бюджетного финансирования.

Оснований для вывода о неправомерности поведения Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, <данные изъяты> вопреки доводам администрации Волгограда не имеется, поскольку указанное не согласуется с действующим нормативным регулированием в рассматриваемой отрасли права.

С учетом вышеприведенных норм права и установленных по делу фактических обстоятельств, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории Ворошиловского лесничества в границах <адрес> по адресам:

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

и обязать администрацию Волгограда организовать мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории Ворошиловского лесничества в границах <адрес>, тогда как в удовлетворении обращенных к департаменту городского хозяйства администрации Волгограда требований прокурору надлежит отказать.

Для исполнения возложенной судом на администрацию Волгограда обязанности в соответствии с требованиями ст. 187 КАС РФ следует установить шестимесячный срок, как наиболее отвечающий требованиям разумности и справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором <адрес> требования удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории <адрес>:

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Обязать администрацию Волгограда в течение ДД.ММ.ГГГГ срока организовать мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории <адрес> в границах <адрес>:

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

В удовлетворении обращенных к Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда требований прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 15 марта 2021 года.

Председательствующий Т.Ю. Болохонова

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Ворошиловский районный суд г. Волгограда (Волгоградская область) на 02.12.2020:
Дело № 2-300/2021 (2-2486/2020;) ~ М-2526/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 01.02.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Юрченко Дмитрий Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9-602/2020 ~ М-2527/2020, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-301/2021 (2-2487/2020;) ~ М-2525/2020, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Юрченко Дмитрий Александрович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2420/2020 ~ М-2531/2020, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Дрогалева Светлана Валерьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-276/2021 (2-2462/2020;) ~ М-2523/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 17.02.2021
  • Решение: Передано по подсудности, подведомственности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Дрогалева Светлана Валерьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-274/2021 (2а-2459/2020;) ~ М-2529/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 14.01.2021
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Юдкина Елена Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-257/2021 (2а-2440/2020;) ~ М-2528/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 11.02.2021
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Болохонова Татьяна Юрьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-267/2021 (2-2451/2020;) ~ М-2530/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 03.03.2021
  • Решение: Передано по подсудности, подведомственности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Дрогалева Светлана Валерьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-302/2021 (2-2488/2020;) ~ М-2524/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 10.02.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Юрченко Дмитрий Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-565/2020, апелляция
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Никитина Екатерина Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-563/2020, апелляция
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Никитина Екатерина Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-561/2020, апелляция
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Болохонова Татьяна Юрьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-560/2020, апелляция
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дрогалева Светлана Валерьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 5-22/2021 (5-2753/2020;), первая инстанция
  • Дата решения: 11.01.2021
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Никитина Екатерина Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-564/2020, апелляция
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Алексеева Ирина Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-11/2021 (12-562/2020;), апелляция
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Юрченко Дмитрий Александрович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-10/2021 (12-559/2020;), апелляция
  • Дата решения: 02.02.2021
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-75/2021 (1-454/2020;), первая инстанция
  • Решение: Направлено ПО ПОДСУДНОСТИ (подведомственности)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Никитина Екатерина Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-451/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 21.12.2020
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Никитина Екатерина Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-77/2021 (1-456/2020;), первая инстанция
  • Дата решения: 03.03.2021
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Никитина Екатерина Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-74/2021 (1-453/2020;), первая инстанция
  • Дата решения: 21.01.2021
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Никитина Екатерина Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-72/2021 (1-450/2020;), первая инстанция
  • Дата решения: 17.02.2021
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Петрова Кристина Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-64/2021 (1-442/2020;), первая инстанция
  • Дата решения: 22.03.2021
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Петрова Кристина Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-71/2021 (1-449/2020;), первая инстанция
  • Дата решения: 19.02.2021
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Петрова Кристина Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-68/2021 (1-446/2020;), первая инстанция
  • Дата решения: 30.03.2021
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Петрова Кристина Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-67/2021 (1-445/2020;), первая инстанция
  • Дата решения: 25.03.2021
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Петрова Кристина Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-76/2021 (1-455/2020;), первая инстанция
  • Дата решения: 04.02.2021
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Никитина Екатерина Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ