Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Владимира (Владимирская область) |
Дата поступления | 07.08.2013 |
Дата решения | 08.10.2013 |
Категория дела | органов государственной власти, органов местного самоуправления |
Судья | Изохова Е.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | c69d3d24-701a-35e3-ae07-446182089314 |
Дело № 2-5358/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«08» октября 2013 г. г. Владимир
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
Председательствующего судьи Е.В. Изоховой
При секретаре А.Э.Сафоновой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вербицкой М. А. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] М.А. обратилась в суд с уточненным заявлением о признании незаконным подпункт 10.2 пункта 10 постановления администрации г. Владимира от 15.05.2013г. № 1717 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира и внесении изменений в постановление администрации г. Владимира от 11.01.2013г. № 66, от 28.03.2013г. № 1045», обязании восстановить Вербицкую М.А. составом семьи три человека в качестве участников подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В обоснование заявитель указала, что ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ, а также в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, семья заявителя, в составе З (трёх) человек, а именно Вербицкой М.А., ее супруга - ФИО5, и ее дочери ФИО3, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чём заявительницей было получено соответствующее уведомление из Администрации города Владимира. ДД.ММ.ГГГГ года, заявительницей также было получено уведомление от администрации города Владимира, о том, что в соответствии с постановлением главы города от 12.02.2010 года №406, их семья признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, Вербицкой М.А. были собраны все необходимые документы для участия в данной программе, и переданы в администрацию города Владимира. В ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», ее попросили ещё раз предоставить документы, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы. ДД.ММ.ГГГГ Вербицкой М.А. было получено уведомление из администрации города Владимира, в виде выписки из постановления от 15.05.2013 года «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановления администрации города Владимира от 11.01.2013 г. № 66, и от 28.03.2013 г. № 1045». Из текста данного решения, следует, что ее семья утрачивает право быть участниками подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в связи с выявленных в представленных документах сведений несоответствующих действительности. В чём именно выражена недостоверность сведений, в данном решении не объясняется. Считает, что данным решением органа местного самоуправления, нарушены ее права на участие в федеральной целевой программе «Жилище», по следующим обстоятельствам. В ДД.ММ.ГГГГ молодая семья в составе 3-х человек была признана нуждающимися в улучшении жилищных условий. В этом же году были поданы документы для участия в федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 года. Документы были проверены и их признали участниками данной программы. Аналогичные документы были поданы в ДД.ММ.ГГГГ, для участия в программе «Жилище» на 2011-2015 год. Документы также были проверены, и молодую семью признали участниками программы. Какие-то недостоверные сведения были выявлены только в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя год, после признания их участниками программы, а не в 10-дневный срок, как того требует пункт 17 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительстве) - жилья и их использования. В чём именно выражена недостоверность сведений, Вербицкой М.А. не разъяснено и не понятно. Все предоставленные ею сведения (документы) полностью достоверны. Исходя из изложенного, просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании заявитель, ее представитель по устному ходатайству заявление поддержали по изложенным основаниям.
Представитель администрации г. Владимира по доверенности Гуржос Д.С. заявленные требования не признал. В обоснование возражений указал, что оспариваемое постановление принято в рамках полномочий ОМСУ, права заявителя не нарушает. Установлено, что по адресу <...> проживает 6 человек. Супруг заявителя ФИО5 зарегистрирован по месту жительства с отцом, матерью и братом в <...>. Отцу заявителя ФИО6, проживающему совместно с Вербицкой М.А. с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время принадлежит на праве общей долевой собственности <...>. Администрация г. Владимира при принятии данного постановления руководствовалась ст. 31 и 51 ЖК РФ. Полагают, что на каждого члена семьи приходится более 12 кв.м. на человека. В связи с чем было принято оспариваемое постановление.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заедании поддержал заявленные требования.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях может быть обжаловано гражданином в судебном порядке.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Ни кто не может быть произвольно лишен жилища.
Поскольку на стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение и отношения, связанные с принятием граждан на учет, носят публичный характер, решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных, или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности.
При этом согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 37 Устава г. Владимира к полномочиям администрации города Владимира относится: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе Владимире и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно п. 8 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительным органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Следовательно, администрации г. Владимира имеет полномочия по принятию постановления по вопросу о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд приходит к выводу о том, что постановление главы г. Владимира № 1717 от 15.05.2013г. «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира и внесении изменений в постановление администрации города Владимира от 11.01.2013г. № 66, от 28.03.2013г. № 1045» принято в пределах полномочий органа местного самоуправления.
При оценке соблюдения порядка принятия оспариваемого решения судом выявлено следующее.
В ДД.ММ.ГГГГ молодая семья в составе 3-х человек была признана нуждающимися в улучшении жилищных условий. В этом же году были поданы документы для участия в федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 года. Документы были проверены и их признали участниками данной программы. Аналогичные документы были поданы в ДД.ММ.ГГГГ, для участия в программе «Жилище» на 2011-2015 год. Документы также были проверены, и молодую семью признали участниками программы. Какие-то недостоверные сведения были выявлены только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя год, после признания их участниками программы, а не в 10-дневный срок, как того требует пункт 17 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительстве) - жилья и их использования. В чём именно выражена недостоверность сведений, Вербицкой М.А. не разъяснено.
Таким образом, администрацией г. Владимира нарушен порядок принятия оспариваемого постановления.
Устанавливая, соответствует ли содержание оспариваемого постановления требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения, суд приходит к следующему.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, семья заявителя, в составе 3 (трёх) человек, а именно Вербицкой М.А., ее супруга - ФИО5, и ее дочери ФИО3, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чём заявительницей было получено соответствующее уведомление из Администрации города Владимира.
ДД.ММ.ГГГГ заявительницей также было получено уведомление от администрации города Владимира, о том, что в соответствии с постановлением главы города от 12.02.2010 года № 406, их семья признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Вербицкой М.А. были собраны все необходимые документы для участия в данной программе, и переданы в администрацию города Владимира.
В ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», ее попросили ещё раз предоставить документы для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с пунктом 15 Приложения № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы утверждённой указанным выше постановлением, для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: заявление по установленной форме в 2 экземплярах; копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; копия свидетельства о браке; документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Указанные документы были предоставлены заявителем в администрацию города Владимира.
ДД.ММ.ГГГГ года, она получила уведомление о том, что в соответствии с постановлением главы администрации города от 05.06.2012 года № 2413, ее семья признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
Однако ДД.ММ.ГГГГ Вербицкой М.А. было получено уведомление из администрации города Владимира, в виде выписки из постановления от 15.05.2013 года «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановления администрации города Владимира от 11.01.2013 г. № 66, и от 28.03.2013 г. № 1045», из которого следует, что ее семья утрачивает право быть участниками подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в связи с выявленных в представленных документах сведений несоответствующих действительности.
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждена постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы». Приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, устанавливает Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Пункт 6 указанных правил, поясняет, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п.7 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» (приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы) в целях настоящих правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Установлено, что по адресу <...> зарегистрированы и проживают: заявитель [СКРЫТО] М.А., ее отец ФИО6, ее брат ФИО7, ее дочь ФИО3, ее мать ФИО8 и ФИО9, что подтверждается выпиской из домовой книги.
Отцу заявителя ФИО6 принадлежит на праве собственности незавершенный строительством дом по адресу <...>.
Супруг заявителя ФИО5 прописан по адресу <...>. По данному адресу также прописаны мать супруга заявителя ФИО10, отец супруга заявителя ФИО11, и брат супруга заявителя ФИО12 Отец ФИО5 является собственником указанного помещения.
По мнению администрации г. Владимира, с учетом вышеуказанных обстоятельств, о которых администрации г. Владимира стало известно после постановки на учет заявителя составом семьи 3 человека, на каждого члена семьи заявителя приходится более 12 кв.м. жилой площади. В связи с чем, было вынесено оспариваемое постановление.
Однако, по мнению суда, семья Вербицких составом три человека является самостоятельной молодой семьей, доказательств состояния их в единой семье с родителями или родственниками не имеется.
Статья 1 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» указывает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Регистрация по месту жительства является административным актом и не влечет за собой ограничение или возникновение какого-либо жилищного права, тем более не может служить доказательством совместного проживания граждан в качестве членов одной семьи, ведущей совместное хозяйство.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ членами семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно подпункту «а» пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Между тем, судом не установлен факт совместного проживания как заявителя со своими родителями в жилом помещении по адресу <...>, так с ее супруга с его родителями в жилом помещении по адресу <...>
Регистрация заявителя и ее супруга по указанным адресам сама по себе не свидетельствует о том, что они являются членами семьи собственников указанных жилых помещений, судом не установлен факт совместного проживания и ведения общих совместных хозяйств заявителя и членов ее семьи, как с родителями заявителя, так и с родителями ее супруга.
Анализ представленных суду доказательств позволяет сделать вывод о том, что [СКРЫТО] М.А. и члены ее семьи составом 3 человека не являются членами семьи ФИО16, ФИО17, проживающих по адресу: <...>, так и семьи Вербицких, проживающих по адресу: <...>.
При этом семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что [СКРЫТО] М.А.. ее супруг ФИО5, их дочь ФИО3 являются самостоятельной семьей.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что администрация г. Владимира необоснованно включила общую площадь жилого помещения, принадлежащего на праве собственности отцу супруга заявителя в общую суммарную площадь жилого помещения, в котором проживают и зарегистрированы [СКРЫТО] М.А. и члены ее семьи.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поэтому суд полагает необходимым признать незаконным подпункт 10.2 пункта 10 постановления администрации г. Владимира от 15.05.2013г. № 1717 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира и внесении изменений в постановление администрации г. Владимира от 11.01.2013г. № 66, от 28.03.2013г. № 1045» и обязать администрацию г. Владимира восстановить Вербицкую М. А. составом семьи три человека в качестве участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет заявленные Вербицкой М.А. требования в полном объеме.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
[СКРЫТО] М.А. просит взыскать с администрации г. Владимира расходы на оплату услуг представителя в размере 6000 руб. и сумму комиссии за перевод денежных средств в размере 50 руб., всего 6050 руб., подтверждаемые договором поручения от ДД.ММ.ГГГГ., квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая количество судебных заседаний и подготовленных по делу документов, исходя из принципа разумности, с учетом сложившейся практики оплаты подобных услуг, суд считает возможным взыскать с администрации г. Владимира требуемую сумму расходов на представителя в размере 6050 руб.
На основании ст. 98 ГК РФ с администрации г. Владимира в пользу ФИО5 взыскивается уплаченная при подаче заявления госпошлина в размере 200 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Вербицкой М. А. удовлетворить.
Признать незаконным подпункт 10.2 пункта 10 постановления администрации г. Владимира от 15.05.2013г. № 1717 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира и внесении изменений в постановление администрации г. Владимира от 11.01.2013г. № 66, от 28.03.2013г. № 1045».
Обязать администрацию г. Владимира восстановить Вербицкую М. А. составом семьи три человека в качестве участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Взыскать с администрации г. Владимира в пользу Вербицкой М. А. расходы на оплату услуг представителя в размере 6050 рублей, в возврат госпошлины 200 рублей.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.В. Изохова
Мотивированное решение изготовлено 09.10.2013г.
Председательствующий судья Е.В. Изохова
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>