Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Володарский районный суд г. Брянска (Брянская область) |
Дата поступления | 05.02.2019 |
Дата решения | 19.07.2019 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Фещукова В.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | e83a310e-29b5-34af-83e6-419b99886527 |
Дело № 2-467/2019 г.
УИД 32RS0004-01-2019-000246-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2019 г. г. Брянск
Володарский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Фещуковой В.В.,
при секретаре Храмковой В.О.,
с участием представителя истца Брянской городской администрации Шульга А.В. по доверенности №.... от 15.01.2019,
представителя ответчика [СКРЫТО] М.А. – адвоката Климова В.В. по ордеру № 478323 от 02.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянской городской администрации к [СКРЫТО] М.А. и [СКРЫТО] В.В. о возложении обязанности использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, запрете размещения и функционирования автомойки и объекта общественного питания,
УСТАНОВИЛ:
Истец Брянская городская администрации обратилась в суд с настоящим иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к [СКРЫТО] М.А. и [СКРЫТО] В.В., в обоснование которого указала, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля инспектором по использованию и охране земель по городу Брянску было установлено, что земельный участок площадью 908 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 32:28:0032408:35, принадлежавший на праве собственности [СКРЫТО] А.М., с видом разрешенного использования: гостиница, общежития, дома приема гостей, офисные и деловые центры, иные отдельно стоящие объекты размещения учреждений и организаций общей площадью до 5000 кв. м, используется под размещение автомойки.
В настоящее время земельный участок площадью 908 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 32:28:0032408:35, с видом разрешенного использования: гостиница, общежития, дома приема гостей, офисные и деловые центры, иные отдельно стоящие объекты размещения учреждений и организаций общей площадью до 5000 кв. м. снят с кадастрового учета и объединён с 2-я земельными участками, расположенными по адресу: <адрес>, №.... и №....А:
- с земельным участком с кадастровым номером 32:28:0032408:19 площадью 510 кв. м.;
- с земельным участком с кадастровым номером 32:28:0032408:28 площадью 987 кв. м.;
При объединении вышеуказанных земельных участков на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 2405 кв. м., имеющий адресный ориентир: <адрес>, кадастровый №...., вид разрешенного использования: для использования индивидуального жилого дома, для ведения огородничества, гостиницы, общежития, дома приема гостей; офисные и деловые центры, иные отдельно стоящие объекты размещения учреждений и организаций общей площадью до 5000 кв. м., принадлежит на праве общедолевой собственности [СКРЫТО] ФИО13, (доля в праве 908/2405) и [СКРЫТО] В.В., 24. (доля в праве №....), используется под размещение автомоечного комплекса и объекта питания «Шаурма».
По заключению Управления по строительству и развитию территории города Брянска (далее - Управление) земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №...., согласно Правилам землепользования и застройки города Брянска, утвержденными Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.07.2017 №...., расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в которых размещение автомойки, автосервиса, шиномонтажа не предусмотрено.
Согласно вышеуказанным правилам размещение на земельном участке с кадастровым номером №.... магазинов, объектов общественного питания в указанной зоне застройки (Ж-1) предусмотрено условно разрешенными видами использования недвижимости (кодовое обозначение 4.4, 4.6 согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №....). Порядок получения условно разрешенного вида использования недвижимости предусмотрен ст. 16 Правил.
В связи с изложенным, использование земельного участка с кадастровым номером №.... под размещение автомоечного комплекса и объектов общественного питания [СКРЫТО] М.А. и [СКРЫТО] В.В. противоречит действующему законодательству и является незаконным. На основании изложенного просила суд обязать [СКРЫТО] М.А. и [СКРЫТО] В.В. не использовать земельный участок площадью 2405 кв. м. с кадастровым номером: №.... по адресу: <адрес>, под автомоечный комплекс и объект общественного питания. Запретить [СКРЫТО] М.А. и [СКРЫТО] В.В. использовать объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №.... по <адрес>, а именно: нежилое здание площадью 129,6 кв. м. с кадастровым номером №.... для размещения и функционирования автомойки; нестационарный объект (киоск «Шаурма») как объект общественного питания.
В судебном заседании представитель истца Брянской городской администрации Шульга А.В. поддержала заявленные исковые требования и просила суд их удовлетворить, пояснила суду, что 03 июля 2019 г. сотрудниками администрации был осуществлен визуальный осмотр земельного участка по <адрес> с кадастровым номером 32:28:0032408:211. В ходе осмотра установлено, что на данном земельном участке расположены нежилое здание (гараж) с 2-мя въездными воротами и нестационарный объект питания «Шаурма». На момент осмотра в гараже осуществлялась деятельность по помывке автомашины, на здании имелась вывеска «Открыто», а в нестационарном объекте «Шаурма» осуществлялась продажа продуктов питания.
Ответчик [СКРЫТО] В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Ответчик [СКРЫТО] М.А. в судебное заседание не явился, доверив представлять свои интересы в судебном заседании адвокату Климову В.В.
Представитель ответчика [СКРЫТО] М.А. – адвокат Климов В.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что требование истца об обязании ответчика использовать спорный земельный участок в соответствии с его целевым назначением не отвечает требованиям закона, поскольку действующее процессуальное законодательство не предусматривает принуждение ответчика использовать земельный участок по целевому назначению, поэтому удовлетворение данного требования истца не может привести к реальному исполнению принятого судом решения. Нормы закона сами по себе обязывают ответчика использовать земельный участок в соответствии с его назначением, поэтому исковые требования в этой части, по сути, дублируют положения закона, в связи с чем, истец выбрал неверный способ защиты прав. Требование истца о запрете использовать объекты, расположенные на спорном земельном участке, для размещения и функционирования автомойки, объекта общественного питания также не обосновано, поскольку действующее законодательство не содержит такой нормы, которая даёт право на использование земельного участка определенной категории не в соответствии с установленным целевым назначением для данной категории. В силу закона запрет на использование земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости может быть наложен в исключительном случае - их использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Доказательств того, что спорные объекты создают угрозу жизни и здоровью граждан, наносят ущерб окружающей среде, нарушают действующие санитарно-гигиенические требования и нормативы истцом не представлено. Кроме того, первоначально истец заявлял требования о запрете деятельности автомойки и киоска «Шаурма», расположенных на земельном участке с кадастровым номером №.... однако в настоящее время такого земельного участка не существует. Сейчас истец заявляет требования в отношении объектов, которые якобы расположены на земельном участке №.... однако никакой информации об объектах, которые расположены на участке с данным кадастровым номером истцом не представлено. Таким образом, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о запрете ответчику использовать объекты, расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>, о/<адрес>, для размещения и функционирования автомойки, общественного питания.
Третье лицо - представитель Управления по строительству и развитии территории <адрес> городской администрации в судебное заседание не явилась, направив письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором просила удовлетворить заявленные исковые требования.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории.
В силу ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований.
Согласно статье 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Частью 2 ст.37 ГрК РФ предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно с п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, и соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчику [СКРЫТО] М.А. принадлежит №.... долей в праве собственности, а [СКРЫТО] В.В. №.... долей в праве собственности на земельный участок площадью 2405 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.... Категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для использования индивидуального жилого дома, для ведения огородничества, гостиницы, общежития, дома приема гостей; офисные и деловые центры, иные отдельно стоящие объекты размещения учреждений и организаций общей площадью до 5000 кв.м., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются регистрационные записи №.... и №.... от 13.11.2018 г.
На вышеуказанном земельном участке также расположен объект недвижимости – нежилое здание, общей площадью 129,6 кв.м. с кадастровым номером №...., находящийся в общей долевой собственности у ответчиков [СКРЫТО] М.А. и [СКРЫТО] В.В., о чем имеется запись в ЕГРН за №.... от 30.01.2019 г.
Согласно материалам реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером №...., площадью 2405 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, данный участок образован в результате объединения земельного участка с кадастровым №...., принадлежавшего [СКРЫТО] М.А. и земельного участка с кадастровым номером 32:28:0032408:19 площадью 510 кв. м.; земельного участка с кадастровым номером 32:28:0032408:28 площадью 987 кв. м., принадлежавших [СКРЫТО] В.В.
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером №...., общей площадью 908 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, уч.19, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – гостиницы, общежития, дома приема гостей; офисные и деловые центры, иные отдельно стоящие объекты размещения учреждений и организаций общей площадью до 5000 кв.м., ранее находился в собственности [СКРЫТО] М.А. и был снят с кадастрового учета 13.11.2018 г.
Актом проверки соблюдения земельного законодательства №.... от 25.05.2018 г., составленным отделом муниципального контроля Брянской городской администрации, было установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №.... расположено нежилое помещение (гараж) на два бокса, ворота которых были открыты, в одном велись работы по мойке машин, о чем к акту проверки прилагается фотоотчет.
По факту нарушения собственнику земельного участка [СКРЫТО] М.А. было выдано предписание от 30.05.2018 г. №.... с требованием устранить нарушения земельного законодательства в срок до 20.08.2018 г.
Заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Брянской области 28.02.2018 г. было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу <адрес> которым [СКРЫТО] М.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1. ст.8.8. КоАП РФ, выразившегося в использовании земельного участка с кадастровым номером 32:28:0032408:35 не в соответствии с разрешенным видом использования, за которое ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 352 руб.
Согласно повторному акту проверки соблюдения земельного законодательства №.... от 16.10.2018 г., составленным отделом муниципального контроля Брянской городской администрации, было установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №.... расположено нежилое помещение (гараж) на два бокса. На момент проверки все боксы были открыты, в которых осуществлялась мойка машин, на фасадной части нежилого строения имеется вывеска «Открыто», вывеска с режимом работы «Режим работы 09.00-21.00 ежедневно, тел. №....», о чем к акту проверки прилагается фототаблица.
Постановлением мирового судьи судебного участка №.... Володарского судебного района г.Брянска от 19.11.2018 г. по делу №.... [СКРЫТО] М.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, то есть в невыполнении предписания №.... от 30.05.2018 г. об устранении выявленного нарушения земельного законодательства, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Согласно акту визуального осмотра земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.... от 03.07.2019 г., на данном земельном участке расположено нежилое здание (гараж) с двумя въездными воротами и нестационарный объект питания «Шаурма». На момент осмотра в гараже осуществлялась деятельность по помывке машины, на здании имеется вывеска «Открыто». В нестационарном объекте питания «Шаурма» осуществляется продажа продуктов питания, на здании имеются рекламные вывески с текстом следующего содержания: «Шаурма», «доставка», «шашлык, горячие лепешки, хот-дог, чай, кофе», в здании размещен стенд «Меню» с ценами на продукцию, что подтверждается прилагаемой к акту фототаблицей.
По заключению Управления по строительству и развитию территории города Брянска земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.... согласно Правилам землепользования и застройки города Брянска, утвержденными Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.07.2017 №...., расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в которых размещение автомойки, автосервиса, шиномонтажа не предусмотрено.
Согласно вышеуказанным правилам размещение на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032408:211 магазинов, объектов общественного питания в указанной зоне застройки (Ж-1) предусмотрено условно разрешенными видами использования недвижимости (кодовое обозначение 4.4, 4.6 согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №....). Порядок получения условно разрешенного вида использования недвижимости предусмотрен ст. 16 Правил, из которого следует, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом города Брянска и (или) нормативными правовыми актами Брянского городского Совета народных депутатов с учетом положений настоящей статьи.
Таким образом, эксплуатация земельного участка в соответствии с условно разрешенным видом использования предусматривает получение разрешение в установленном Правилами порядке.
Ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих внесение в государственный кадастр недвижимости изменений вида разрешенного использования земельного участка - для использования индивидуального жилого дома, для ведения огородничества, гостиницы, общежития, дома приема гостей; офисные и деловые центры, иные отдельно стоящие объекты размещения учреждений и организаций общей площадью до 5000 кв.м. - на иной вид разрешенного использования, вследствие чего ответчики обязаны использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования.
При этом судом не принимается довод ответчика, что доказательств дислокации спорных объектов – автомойки и киоска питания на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032408:211 истцом не представлено, поскольку актами проверки от 25.05.2018 г., от 16.10.2018 г., а также вступившим в законную силу постановлением мирового судьи от 19.11.2018 г. установлено, что указанные объекты размещались на земельном участке с кадастровым номером №.... который впоследствии вошел в состав земельного участка с кадастровым номером №...., что ответчиком не оспаривалось. Таким образом, суд находит доказанным нахождение здания автомойки и нестационарного объекта питания – киоска питания «Шаурма» в пределах земельного участка с кадастровым номером №...., принадлежащего ответчикам.
Довод представителя ответчика о том, что действующее законодательство не содержит норм, запрещающих собственнику использовать возведенные на принадлежащем ему земельном участке здания и сооружения по своему усмотрению противоречит положениям ст. 263 ГК РФ, регламентирующей право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Однако ответчики вопреки градостроительному регламенту, Правилам землепользования и застройки города Брянска, утвержденными Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.07.2017 №...., используют земельные участки под автомобильную мойку и нестационарный объект питания, не пройдя процедуры разрешения на условно разрешенный вид использования.
При таких обстоятельствах, суд полагает необоснованным довод представителя ответчика о неверно выбранном истцом способе защиты нарушенных прав, поскольку факт использования спорного земельного участка не в соответствии с его целевым назначением установлен материалами дела, в связи с чем требование истца о запрете использования данного земельного участка под размещение автомойки и нестационарного объекта питания, является обоснованным и не противоречит закону.
Поскольку материалами дела подтверждается, что земельный участок, находящийся в собственности [СКРЫТО] М.А. и [СКРЫТО] В.В. с кадастровым номером №.... расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - для использования индивидуального жилого дома, для ведения огородничества, гостиницы, общежития, дома приема гостей; офисные и деловые центры, иные отдельно стоящие объекты размещения учреждений и организаций общей площадью до 5000 кв.м., используется ответчиками под автомобильную мойку, с размещением на нем нестационарного объекта питания, что не соответствует целевому назначению и виду разрешенного использования данного земельного участка, то суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Брянской городской администрации к [СКРЫТО] М.А. и [СКРЫТО] В.В. о возложении обязанности использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, запрете размещения и функционирования автомойки и объекта общественного питания, удовлетворить.
Запретить [СКРЫТО] М.А. и [СКРЫТО] В.В. использовать земельный участок, площадью 2405 кв.м., с кадастровым номером №...., расположенный по адресу: <адрес> под размещение и функционирование автомоечного комплекса, расположенного в нежилом здании, площадью 129,6 кв.м. с кадастровым номером №....
Запретить [СКРЫТО] М.А. и [СКРЫТО] В.В. использовать земельный участок, площадью 2405 кв.м., с кадастровым номером 32:28:0032408:211, расположенный по адресу: <адрес> под размещение и функционирование нестационарного объекта общественного питания «Шаурма».
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Володарский районный суд г.Брянска.
Председательствующий судья В.В. Фещукова