Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Брянский областной суд (Брянская область) |
Дата поступления | 13.03.2019 |
Дата решения | 23.04.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Сидоренкова Екатерина Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | bd00ea4f-63a4-340b-9445-6eea029c61c0 |
Дело № 2-4693/2018 Председательствующий судья Иванова И.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-1453/2019
гор. Брянск 23 апреля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей областного суда Алейниковой С.А.,
Цуканова Д.А.,
при секретаре Смольняковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Гуленковой В.М. на решение Советского районного суда г. Брянска от 24 декабря 2018 года по делу по иску прокурора Фокинского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости.
Заслушав доклад по делу судьи Сидоренковой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с иском к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости -электросетевых хозяйств на территории СНТ «Снежка-Фруктовая» (<адрес>). В обоснование требований указал, что в ходе проверки, проведенной по обращению председателя СНТ «Снежка-Фруктовая», установлено, что электросетевые хозяйства, находящиеся на территории товарищества, не имеют собственника, то есть фактически являются бесхозяйными объектами. Просил суд обязать Брянскую городскую администрацию, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - электросетевых хозяйств: линии электропередач по <адрес> и линии электропередач от распределительного щита 04 кв. ОПМС-99 до <адрес>, расположенных на территории СНТ «Снежка-Фруктовая».
Решением Советского районного суда г. Брянска от 24 декабря 2018 года удовлетворены исковые требования заместителя прокурора Фокинского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости. Суд решил обязать Брянскую городскую администрацию, Управление имущественных и. земельных отношений Брянской городской администрации в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости электросетевые хозяйства: линии электропередач по <адрес> и линию электропередач от распределительного щита 04 кв. ОПМС-99 до <адрес>, расположенные на территории СНТ «Снежка-Фруктовая».
В апелляционной жалобе начальник Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Гуленкова В.М. просит отменить решение суда, как постановленное с неправильным применением норм материального права. Считает, что судом не применены нормы права, предусмотренные ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Полагает, что в соответствии с указанным законом спорные объекты являются совместной собственностью членов садового некоммерческого товарищества, что исключает определение их статуса, как бесхозяйного имущества. Прием на баланс органов местного самоуправления инженерных сетей должно осуществляться в соответствии с решением общего собрания членов указанного объединения. Указанные обстоятельства подтверждают недоказанность факта нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор с указанным иском. Кроме того, на спорный объект не составлялся технический план, объект не состоит на государственном кадастровом учете, что не позволяет индивидуализировать его как недвижимую вещь.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Фокинского района г. Брянска Игнаткина О.Ф. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что по <адрес>, а так же от распределительного щита 04 кв. ОПМС-99 до <адрес> на территории СНТ «Снежка-Фруктовая» находятся линии электропередач, которые обеспечивают жизненно необходимые потребности населения, проживающего на данной территории.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Фокинского района г. Брянска о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости, суд первой инстанции исходил из того, что указанные линии электропередач не имеют собственника, а так же установления факта невыполнения органом местного самоуправления обязанностей, возложенных на него ст. 225 ГК РФ по постановке на учет данного имущества, как бесхозяйного.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда исходя из следующего.
В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения.
В силу п.п. 4 - 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" органы местного самоуправления должны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые в свою очередь должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие объекты.
Как следует из материалов дела, сведения о собственниках указанных линий электропередач в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Согласно сведениям Федерального агентства по управлению государственным имуществом, указанные линии электропередач в реестре федерального имущества не значатся; по информации управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации указанные линии электропередач в реестре муниципальной собственности также не значатся.
Из ответа ГБУ «Брянскоблтехинветаризация» МО №1 следует, что данных учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации Брянской области и правоустанавливающих документов на указанные объекты не имеется, в связи с чем представить сведения о принадлежности не имеется возможности.
Учитывая вышеизложенные нормы права, обстоятельства дела, суд обоснованно пришел к выводу о признании спорных объектов бесхозяйным недвижимым имуществом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное имущество является совместной собственностью членов садового некоммерческого товарищества, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка суда.
Как верно указал суд первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства создания собственниками земельных участков в СНТ «Снежка-Фруктовая» за счет собственных средств указанных объектов энергообеспечения. Кроме того, при обращении в прокуратуру члены СНТ «Снежка-Фруктовая» на данное обстоятельство не ссылались, в связи с чем, суд обоснованно указал, что у СНТ «Снежка-Фруктовая» отсутствует правопритязание на спорные объекты энергообеспечения.
В соответствии с ч.5 ст.1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В силу п. 3 Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Согласно п. 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Согласно ст. 44 Устава города Брянска, городская администрация –исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 45 Устава, к исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относятся, в том числе, организация в границах города Брянска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, а так же то, что спорные объекты не имеют собственника и не состоят в регистрирующем органе как бесхозяйные, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции имелись законные основания для удовлетворения исковых требований прокурора об обязании органов местного самоуправления: Брянской городской администрации, Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости вышеуказанные электросетевые хозяйства.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, которые по существу сводятся к переоценке выводов суда, не имеется.
Таким образом, решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 24 декабря 2018 года по делу по иску прокурора Фокинского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Гуленковой В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Сидоренкова
Судьи областного суда С.А. Алейникова
Д.А. Цуканов