Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Брянский областной суд (Брянская область) |
Дата поступления | 13.03.2019 |
Дата решения | 02.04.2019 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Киселева Елена Алексеевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 3cf51d92-a880-3ec9-8538-925418cadcf4 |
Дело № 2-5577/2018 Председательствующий судья – Хромина А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 33-1446/2019
2 апреля 2019 г. г. Брянск
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Денисюка О.Н.
судей Киселевой Е.А.
Катасоновой С.В.
при секретаре Голодухиной А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области Серовой Н.М. на решение Советского районного суда г.Брянска от 21 ноября 2018 г. по иску [СКРЫТО] Владислава Валериевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе городского округа города Брянска, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Брянском муниципальном районе Брянской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Киселевой Е.А., объяснения представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области Игнатенкова Д.В., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе городского округа города Брянска Минченко О.Н., возражения истца [СКРЫТО] В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] В.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что работает в должности врача - детского хирурга в детском хирургическом отделении ГАУЗ «Брянская областная детская больница» и имеет необходимый медицинский стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Однако, органами УПФР в Советском районе городского округа г. Брянска необоснованно не включены в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью следующие периоды: 01.09.1999 - 01.09.2001 - период обучения в клинической ординатуре по специализации «Детская хирургия» в институте педиатрии, акушерства и гинекологии Академии медицинских наук Украины; 03.09.2001 - 15.12.2005 - врач - детский хирург Киевской детской городской клинической больницы; 15.12.2005 - 26.10.2011, 03.11.2011 - 04.04.2012 - ассистент, доцент кафедры детской хирургии в Киевской медицинской академии последипломного образования имени П.Л. Шупика; 30.10.2016 - 29.11.2016 - период нахождения на курсах повышения квалификации.
С учетом уточненных исковых требований просил суд признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; включить в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и шесть месяцев следующие периоды работы: 01.08.1996 - 31.01.1998 - врач-интерн по хирургии областной детской клинической больницы № 1 г. Харьков; 01.09.1999 - 01.09.2001 - период обучения в клинической ординатуре по специализации «Детская хирургия» в институте педиатрии, акушерства и гинекологии Академии медицинских наук Украины; 03.09.2001 - 15.12.2005 - врач - детский хирург Киевской детской городской клинической больницы; 15.12.2005 - 26.10.2011, 03.11.2011 - 04.04.2012 - ассистент, доцент кафедры детской хирургии в Киевской медицинской академии последипломного образования имени П.Л. Шупика; 30.10.2016 - 29.11.2016 - период нахождения на курсах повышения квалификации; обязать УПФР в Брянском муниципальном районе Брянской области назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента его обращения
с учетом возникновения права - 03.05.2017.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 21 ноября 2018 г. исковые требования [СКРЫТО] Владислава Валериевича удовлетворены.
Суд признал за [СКРЫТО] Владиславом Валериевичем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицом, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Включил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, [СКРЫТО] Владислава Валериевича периоды работы: 01.08.1996 - 31.01.1998, 01.09.1999 - 01.09.2001, 03.09.2001 - 15.12.2005, 15.12.2005 - 26.10.2011, 03.11.2011 -04.04.2012, 30.10.2016 - 29.11.2016 (подлежат включению в стаж в льготном исчислении, то есть один год работы, как 1 год и 6 месяцев).
Обязал Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Брянском муниципальном районе Брянской области назначить [СКРЫТО] Владиславу Валериевичу досрочную страховую пенсию по старости, как имеющему стаж лечебной работы по охране здоровья населения 30 лет, с даты возникновения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, с учетом даты обращения - 03.05.2017.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области Серова Н.М. просит отменить решение суда в части включения в льготном исчислении в стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, следующих периодов работы: 01.09.1999 - 01.09.2001, 03.09.2001 - 15.12.2005, 15.12.2005 – 26.10.2011, 03.11.2011 - 04.04.2012, как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решение суда в части включения в специальный стаж [СКРЫТО] В.В. периода его работы врачом-интерном по хирургии областной детской клинической больницы № 1 г. Харьков с 01.08.1996 по 31.01.1998, а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с 30.10.2016 по 29.11.2016 не оспаривается, в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело по доводам жалобы.
Российская Федерация и Республика Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам: осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 3, 4 статьи 30).
Подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 1920-О).
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] В.В. 03.05.2017 обратился в пенсионные органы с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
В назначении досрочной страховой пенсии по старости по названному основанию истцу было отказано, при этом, в подсчет специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости по названному основанию, не были включены, среди прочих, период обучения в клинической ординатуре по специализации «Детская хирургия» в институте педиатрии, акушерства и гинекологии Академии медицинских наук Украины с 01.09.1999 по 01.09.2001; период работы врачом - детским хирургом Киевской детской городской клинической больницы с 03.09.2001 по 15.12.2005; период с 15.12.2005 по 26.10.2011, 03.11.2011 по 04.04.2012 - ассистент, доцент кафедры детской хирургии в Киевской медицинской академии последипломного образования имени П.Л. Шупика.
Разрешая требования истца в части включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы врачом - детским хирургом Киевской детской городской клинической больницы с 03.09.2001 по 15.12.2005, суд исходил из наличия правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (ред. от 26.05.2009) в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии засчитываются периоды работы в должности врача-специалиста всех наименований, осуществляющего врачебную деятельность в больницах всех наименований.
В силу подпункта «б» пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»); работа в течение года в должности оперирующие врачи-специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие, в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Статья 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1). Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2).
Согласно трудовой книжке на имя [СКРЫТО] В.В., истец 03.09.2001 был принят на должность детского врача-хирурга Киевской городской детской клинической больницы №2, уволен переводом в Киевскую медицинскую академию последипломного образования 15.12.2005.
В соответствии с выпиской из индивидуальной ведомости застрахованного лица [СКРЫТО] В.В. (л.д. 42-44), работа истца в названный период подтверждается уплатой в Пенсионный фонд Украины страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, исходя из документального подтверждения работы истца на полную ставку в период с 03.09.2001 по 15.12.2005 врачом - детским хирургом Киевской детской городской клинической больницы, находящейся на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г., принимая во внимание пояснения представителей ответчиков, данных ими в суде апелляционной инстанции относительно документов, подтверждающих уплату взносов в Пенсионный фонд Украины, суд правомерно включил названный период в специальный стаж работы истца в льготном исчислении.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в данной части не могут служить основанием для отмены решения суда в указанной части, поскольку фактически являются выражением несогласия с установленными судом обстоятельствами, сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основе выводов, которые являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Разрешая исковые требования истца в части включения в льготном исчислении в его стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода обучения в клинической ординатуре по специализации «Детская хирургия» в институте педиатрии, акушерства и гинекологии Академии медицинских наук Украины с 01.09.1999 по 01.09.2001, суд исходил из того, что процесс обучения в клинической ординатуре предполагает овладение теоретическими знаниями на базе клинического отделения детской хирургии методом выполнения лечебно-диагностической работы, дежурств, участия в операциях и иной практической врачебной деятельности. Принимая во внимание участие [СКРЫТО] В.В. в операциях повышенной сложности (более 200 исполненных операций), то, что он ассистировал ведущим хирургам Украины в проведении сложнейших операций, суд включил данный период в специальный стаж истца.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, при этом, исходит из следующего.
Статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В соответствии с данной правовой нормой время учебы в клинической ординатуре в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не засчитывается.
Учеба в клинической ординатуре с отрывом от производства как Списком, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, так и Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. и от 29 октября 2002 г. не предусмотрена.
Ранее действующее законодательство также не засчитывало время учебы в клинической ординатуре в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Статьей 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» устанавливалось, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В соответствии с ранее действовавшим Положением о клинической ординатуре, утвержденным приказом Минздрава СССР от 19 мая 1971 г. № 362, и пунктом 6 Положения о клинической ординатуре, утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. № 23, обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы.
Как следует из материалов дела, истец [СКРЫТО] В.В. был уволен с занимаемой должности по статье 38 Кодекса законов о труде Украины в связи с поступлением на учебу в клиническую ординатуру с 01.09.1999, из которой он был отчислен в связи с окончанием срока обучения 01.09.2001.
Таким образом, истец учился в клинической ординатуре с отрывом от основного места работы. При этом, место работы (должность) за ним не сохранялось и выплаты, предусмотренные законодательством, ему не производились.
С учетом изложенного, период обучения истца в клинической ординатуре с 01.09.1999 по 01.09.2001 являлся лишь необходимой составной частью учебного процесса, а не трудовой деятельности, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
При этом, судебная коллегия отмечает, что находящиеся в материалах дела справки и принятые судом первой инстанции в подтверждение доводов истца о его участии в операциях повышенной сложности (более 200 исполненных операций), не являются документальным подтверждением участия в операциях, поскольку к данным справкам не представлены журналы операций за вышеуказанный период, из которых бы усматривалось, кто проводил операции, дата и подписи оперирующих.
Оценивая требование истца о включении в льготном исчислении в его стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода с 15.12.2005 по 26.10.2011, 03.11.2011 по 04.04.2012 - ассистент, доцент кафедры детской хирургии в Киевской медицинской академии последипломного образования имени П.Л. Шупика, суд принял во внимание справку из ежегодных отчетов по лечебной работе, из которой следует, что за время работы на кафедре [СКРЫТО] В.В. выполнял лечебно-диагностическую работу в большом объеме в пределах нормативных показателей - консультировал пациентов со сложной хирургической патологией, внедрял в практическую детскую хирургию современные методы диагностики и лечения, в должности доцента проводил еженедельные обходы на клинической базе кафедры, читал лекции для практических врачей по актуальным вопросам детской хирургии, выполнял хирургические вмешательства по ургентным и плановым показаниям (всего 961 операция за указанный период времени), из которых примерно 40% были операциями высокой степени сложности. Принимал участие в 157 хирургических вмешательствах в качестве ассистента. Проконсультировано детей в медицинских учреждениях г.Киева (вне клинической базы кафедры) - 47, в регионах Украины - 23. Поскольку истец в спорные периоды, работая в должности ассистента, доцента кафедры детской хирургии в Киевской медицинской академии последипломного образования имени П.Л. Шупика, осуществлял лечебную деятельность по охране здоровья населения, исполняя обязанности и выполняя объем лечебной работы врача хирурга, то есть в должности, которая в соответствии со Списком от 29 октября 2002 г. № 781 дает право на зачисление периода работы в ней в стаж в льготном исчислении – один год как один год и шесть месяцев, суд включил спорные периоды в льготный стаж истца.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
Несмотря на то, что вышеуказанными нормативно-правовыми актами (Списком, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. и от 29 октября 2002 г.) не ограничен круг врачей (в зависимости от специализации), пользующихся правом на пенсию, работа в должности ассистента, доцента кафедры учебного заведения, которую занимал [СКРЫТО] В.В., исключает право на её включение в стаж работы в льготном исчислении, поскольку работа, предполагающая наличие врачебной профессии, специальности, при отсутствии предусмотренных законом условий (занятие определенной должности, в определенных учреждениях здравоохранения, определенных структурных подразделениях) права на досрочное пенсионное обеспечение не дает.
В соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. №395, медицинские институты и учебные кафедры не отнесены к учреждениям здравоохранения.
Указание суда первой инстанции в обоснование вывода о включении спорного периода работы истца в специальный стаж на то обстоятельство, что в его обязанности по занимаемой должности входило осуществление лечебной деятельности, нельзя признать состоятельным, поскольку осуществление указанной выше лечебно-консультативной деятельности являлось лишь одним из видов деятельности, выполняемых истцом в пределах рабочего времени, установленного для профессорско-преподавательского состава академии, наравне с научной и педагогической деятельностью.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
С учетом изложенного, правовые основания для включения в специальный стаж истца в льготном исчислении спорного периода его работы в должности ассистента, доцента кафедры детской хирургии в Киевской медицинской академии последипломного образования имени П.Л. Шупика для досрочного назначения трудовой пенсии по старости отсутствуют.
Таким образом, решение суда в части включения в льготном исчислении в стаж работы [СКРЫТО] В.В., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периодов работы: с 01.09.1999 по 01.09.2001 – период обучения в клинической ординатуре по специализации «Детская хирургия» в институте педиатрии, акушерства и гинекологии Академии медицинских наук Украины; с 15.12.2005 по 26.10.2011, с 03.11.2011 по 04.04.2012 - ассистент, доцент кафедры детской хирургии в Киевской медицинской академии последипломного образования имени П.Л. Шупика подлежит отмене, с принятием в данной части по делу нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Соответственно, при таком положении ко дню обращения истца к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии - 03.05.2017, его стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил менее 30 лет, в связи с чем, у него отсутствовало право на досрочное назначение пенсии в порядке пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
С учетом изложенного, решение суда в части признания за [СКРЫТО] В.В. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицом, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, возложения обязанности на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Брянском муниципальном районе Брянской области назначить [СКРЫТО] В.В. досрочную страховую пенсию по старости с 03.05.2017 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 21 ноября 2018 г. в части признания за [СКРЫТО] Владиславом Валериевичем права на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицом, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;
включения в льготном исчислении в стаж работы [СКРЫТО] Владислава Валериевича, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периодов работы: 01.09.1999 - 01.09.2001 – период обучения в клинической ординатуре по специализации «Детская хирургия» в институте педиатрии, акушерства и гинекологии Академии медицинских наук Украины; 15.12.2005 – 26.10.2011, 03.11.2011 - 04.04.2012 - ассистент, доцент кафедры детской хирургии в Киевской медицинской академии последипломного образования имени П.Л. Шупика;
обязания Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Брянском муниципальном районе Брянской области назначить [СКРЫТО] Владиславу Валериевичу досрочную страховую пенсию по старости, как имеющему стаж лечебной работы по охране здоровья населения 30 лет, с даты возникновения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, с учетом даты обращения - 03.05.2017 - отменить.
В указанной части принять новое решение, - в удовлетворении исковых требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий О.Н. Денисюк
Судьи Е.А. Киселева
С.В. Катасонова