Тип дела | Административные |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Северодвинский городской суд (Архангельская область) |
Дата поступления | 05.07.2023 |
Статьи кодексов | ст.20.3.3 ч.1 КоАП РФ |
Результат | Вынесено постановление о назначении административного наказания |
Судебное решение | Есть |
ID | cda9c204-133c-4562-a4d8-84c21c0d1867 |
Дело № 5-232/2023 17 июля 2023 года
УИД 29RS0023-01-2023-004367-07
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
Судья Северодвинского городского суда Архангельской области
Ермилова Анна Сергеевна, рассмотрев в помещении суда по адресу: 164500, г. Северодвинск Архангельской области, ул. Ломоносова, д. 107а, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>, <данные изъяты>,
исследовав письменные материалы дела,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ в 18:15 по адресу: <адрес>, <адрес> ходе работы по материалам проверки, зарегистрированным в КУСП ОМВД России по <адрес> под ..... от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что [СКРЫТО] Л.А., являясь пользователем социальной сети «ВКонтакте» под псевдонимом (никнеймом) «ФИО3» на своей интернет-странице (.....», находящейся в свободном доступе для неопределенного круга лиц, то есть для просмотра записей не требуется введения какого-либо кода, пароля, разместила новостной пост от ДД.ММ.ГГГГ: «<данные изъяты>
Таким образом, [СКРЫТО] Л.А. совершила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, при этом данные действия не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния.
Указанный пост, размещённый [СКРЫТО] Л.А. подрывает доверие к целям использования Вооруженных Сил Российской Федерации на территориях ФИО2 Республики, ФИО9 ФИО2 Республики и Украины, в связи с чем она совершила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, при этом признаки уголовно наказуемого деяния в ее действиях отсутствуют, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ.
[СКРЫТО] Л.А. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила ходатайство об отложении рассмотрения дела, в удовлетворении которого было отказано. Также представила ходатайства о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения и в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Старший участковый уполномоченный полиции отделения УУП ..... отдела УУП и ПДН ОМВД России по г. Северодвинску ФИО4 надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статье 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - Закон об обороне) под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации (часть 4 статьи 1 Закона об обороне).
Вооружённые Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации (часть 1 статьи 10 Федерального закона № 61-ФЗ).
Вооружённые Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона об обороне).
Согласно пунктам 1, 2, 3 части 2.1 статьи 10 Закон об обороне в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе следующих задач: отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами Российской Федерации; отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
Решение об оперативном использовании за пределами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (часть 1 статьи 10.1 Закона об обороне).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Закона об обороне Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пункте «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации.
Указами Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ ..... и ....., с учётом волеизъявления народов ФИО2 Республики и ФИО10 ФИО2 Республики, отказа Украины от мирного урегулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями, ФИО2 Республика и Луганская ФИО2 Республика признаны в качестве суверенного и независимого государства. В связи с обращением ФИО2 Республики и Луганской ФИО2 Республики Министерству обороны Российской Федерации указано обеспечить до заключения договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи осуществление Вооруженными Силами Российской Федерации на территории ФИО2 Республики и Луганской ФИО2 Республики функций по поддержанию мира.
В соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22.02.2022 № 35-СФ Президенту Российской Федерации дано согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Президент Российской Федерации ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ объявил о проведении специальной военной операции с использованием Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации по защите жителей ФИО2 Республики и ФИО11 ФИО2 Республики.
Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации на территории Украины осуществляют деятельность по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Наличие в действиях [СКРЫТО] Л.А. состава административного правонарушения и ее вина, помимо протокола об административном правонарушении № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждаются: письменными объяснениями ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по городу Северодвинску от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом оперуполномоченного ЦПЭ УМВД России по <адрес> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра электронной страницы от ДД.ММ.ГГГГ, CD-диском, сведениями из СПО СК: АС «Российский паспорт» в отношении ФИО3 с фотографиями, ответом руководителя службы безопасности ООО «В Контакте» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что страница «ФИО3» ..... привязана к номеру мобильного телефона: +....., сообщением УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что мобильный телефон +....., зарегистрирован на ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ, и иными документами.
Протокол по делу об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, нарушений требований законодательства при его составлении не допущено, он отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, данные сведения согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии КоАП РФ, в связи с чем судья признаёт его допустимым доказательством по делу.
С содержанием указанного протокола [СКРЫТО] Л.А. была ознакомлена, имела возможность зафиксировать в нём свои замечания и возражения относительно существа предъявленного ей обвинения, в том числе дать пояснения по обстоятельствам произошедшего, собственноручно отразив в нём свои объяснения, указав, что с протоколом ознакомлена.
Права гражданина, привлекаемого к административной ответственности, установленные статьей 25.1 КоАП РФ, являются конституционными правами (статьи 46,48 Конституции Российской Федерации). Ограничения конституционных прав и свобод гражданина допустимо только на основе федерального закона как это следует из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, судья не усматривает оснований нарушения требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении.
Оценивая исследованные доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, полагаю, что действия [СКРЫТО] Л.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ.
Исходя из буквального содержания текста информационного поста, отражённого в протоколе по делу об административном правонарушении, а именно фразы: «Сегодня каждая мать должна сказать своему сыну: «сынок, не бери грех на душу, не ходи убивать украинцев. Они ничего плохого нам не сделали. Далеко не факт, что ты вернёшься целым оттуда. Я тебя рожала быть счастливым, здоровым, а не для того, чтоб ты стал преступником или погиб». Страшные слова в 21 веке.», отдельно и во взаимосвязи с другими лингвистическими выражениями и оборотами в тексте, он формирует негативное отношение к действиям Вооруженных сил Российской Федерации, осуществляемым на территории Украины и характеризует текст данного информационного поста как преступный, направленный на дискредитацию, то есть очернение, умышленный подрыв авторитета Вооруженных Сил Российской Федерации, искажение поставленных перед ними целей и задач, негативно характеризует их действия.
С учётом вышеуказанного, из публично размещённого [СКРЫТО] Л.А. поста следует, что Вооруженные силы Российской Федерации фактически обвиняются в совершении неправомерных действий в период осуществления ими специальной военной операции на территориях Украины, ФИО2 Республики и ФИО12 ФИО2 Республики, что направлено на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях.
В рассматриваемом случае вышеприведённый информационный пост [СКРЫТО] Л.А. искажает цели и задачи проведения Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции на территории Украины и дискредитирует их использование в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания и восстановления международного мира и безопасности.
В настоящее время Вооружённые Силы Российской Федерации используются на территории Украины в целях защиты интересов Российской Федерации, граждан ФИО2 Республики и ФИО13 ФИО2 Республики, поддержания и восстановления международного мира и безопасности на основе общепризнанных принципов и норм международного права, следовательно, ссылка на иные военные действия, несостоятельна.
Согласно Военной доктрине Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № Пр-2976, локальная война - война, в которой преследуются ограниченные военно-политические цели, военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие); региональная война - война с участием нескольких государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами, в ходе которой стороны преследуют важные военно-политические цели.
Российская Федерация не находится в состоянии войны с другими государствами.
Размещённый [СКРЫТО] Л.А. информационный пост фактически содержит публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях поддержания международного мира и безопасности.
Таким образом, своими публичными действиями, размещая публично, в открытом доступе для неограниченного круга лиц вышеприведённый информационный пост ФИО3 искажает цели и задачи проведения Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции на территории Украины и дискредитирует их использование в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания и восстановления международного мира и безопасности, которое осуществляется с согласия Совета Федерации РФ, утверждённого постановлением от ДД.ММ.ГГГГ .....-СФ, путём проведения специальной военной операции по защите граждан ФИО2 Республики ФИО14 ФИО2 Республики.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определёнными ограничениями, которые предусмотрены законом.
При применении законодательства, регулирующего вопросы свободы слова, судам необходимо обеспечивать баланс между правами и свободами, гарантированными статьей 29 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и иными правами и свободами человека и гражданина, а также охраняемыми Конституцией Российской Федерации ценностями, с другой.
Из размещённого [СКРЫТО] Л.А. поста следует, что в них Вооружённые Силы Российской Федерации фактически обвиняются в совершении неправомерных действий в период осуществления ими специальной военной операции на территориях Украины, ФИО2 Республики и ФИО15 ФИО2 Республики, что направлено на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации.
В рассматриваемом случае вышеприведённый пост [СКРЫТО] Л.А. искажает цели и задачи проведения Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции на территории Украины и дискредитирует их использование в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания и восстановления международного мира и безопасности.
С учётом изложенного, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ ссылки [СКРЫТО] Л.А. на отсутствие в ее действиях самого факта административного правонарушения.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством признаю наличие на иждивении [СКРЫТО] Л.А. двоих несовершеннолетних детей.
Отягчающих ответственность обстоятельств по делу не установлено.
Основаны на неверном толковании положений закона ссылки заявителя об истечении трёхмесячного срока давности привлечения ее к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения настоящего дела не истёк, поскольку правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, вопреки доводам заявителя, является длящимся, выражающемся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, днём обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (абзац 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ..... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). В рассматриваемом случае днём обнаружения, совершённого ФИО3 правонарушения, является день выявления при осмотре электронной страницы ДД.ММ.ГГГГ. Именно с указанной даты обнаружения подлежит исчислению трёхмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, а не с даты размещения информационного поста.
Предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из указанной нормы закона вытекает, что освобождение лица от административной ответственности является правом, а не обязанностью судьи и должностного лица.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ..... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В рассматриваемом случае отсутствуют основания для признания совершённого административного правонарушения малозначительным в силу статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку ФИО3 допущены действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Следовательно, допущенное нарушение существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения и не может быть признано малозначительным.
С учётом изложенных обстоятельств, не имеется также оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ в данном случае, поскольку в отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Вместе с тем, судья усматривает основания для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей частью статьи.
В соответствии с положениями частей 2.2, 2.3 статьи. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая тяжесть и общественную опасность содеянного, личность [СКРЫТО] Л.А., отсутствие отягчающих и наличие смягчающего обстоятельства, постоянное место жительства, то обстоятельство, что ранее она не привлекалась к административной ответственности, ее материальное положение, судья полагает, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей в данном случае будет в достаточной мере соответствовать тяжести совершённого правонарушения, а также принципам законности и справедливости административной ответственности.
Руководствуясь статьями 4.1, 29.7, 29.10 и 29.11 КоАП РФ, судья,
п о с т а н о в и л:
признать [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа: получатель: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (УМВД России по Архангельской области), номер счета получателя платежа № 03100643000000012400, ИНН 2901071427, КПП 290101001, БИК 011117401, код ОКТМО 11730000, лицевой счёт 04241288610, Кор./счёт: 40102810045370000016, Отделение Архангельск Банка России, КБК - 18811601201019000140, УИН 18880429230297259446.
Срок предъявления постановления к исполнению два года.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в канцелярию Северодвинского городского суда Архангельской области по адресу: 164500, Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 107А, кабинет 113, либо по адресу электронной почты суда: seversud.arh@sudrf.ru с указанием номера дела.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Неуплата административного штрафа в установленный законом срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.С. Ермилова
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> <адрес> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> <адрес> ..... ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ..... ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФИО2 ФИО9 ФИО2 ..... ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ ..... ..... ФИО2 ФИО10 ФИО2 ФИО2 ФИО2 ФИО2 ФИО2 ФИО2 ФИО2 ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ФИО11 ФИО2 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ..... ..... <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ..... ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ФИО12 ФИО2 ФИО2 ФИО13 ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ ..... ФИО2 ФИО14 ФИО2 ФИО2 ФИО15 ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ ..... ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ..... ФИО3