Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Северодвинский городской суд (Архангельская область) |
Дата поступления | 15.04.2019 |
Дата решения | 09.08.2019 |
Категория дела | о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат ( и компенсации за задержку их выплаты) |
Судья | Баранов П.М. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 1f0b30bf-dc88-3fca-aca0-c9da23049bd5 |
Дело №2-2652/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2019 года | город Северодвинск |
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи БарановаП.М.
при секретаре Узбековой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело гражданское дело по иску [СКРЫТО] ФИО7 к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, оплате отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда,
установил:
[СКРЫТО] П.Н. обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ«ЦЖКУ» Минобороны России) о взыскании задолженности по заработной плате, оплате отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование указал, что работал у ответчика в период с 01.06.2017 по 03.04.2019. В период с 01.06.2017 по 31.12.2018 ему ежемесячно начислялась дополнительная стимулирующая выплата, к которой работодатель не применял районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера, в связи с чем у работодателя образовалась задолженность по заработной плате за указанный период. Невыплата районного коэффициента и процентной надбавки повлияла на размер его среднего заработка для оплаты отпусков, в связи с чем оплата его отпусков и выплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении произведены в меньшем размере, чем полагается. Просил взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в сумме 702672 рублей, задолженность по оплате отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 127662 рублей 49 копеек, компенсацию за нарушение срока указанных выплат за период с 16.07.2017 по 15.04.2019 в сумме 129275 рублей 44 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей (л.д.3 – 6).
Истец [СКРЫТО] П.Н., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика ФГБУ«ЦЖКУ» Минобороны России Ткачев А.А. в судебном заседании с иском не согласился.
Третье лицо Министерство обороны Российской Федерации, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при данной явке.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец работал в ФГБУ«ЦЖКУ» Минобороны России в период с 01.06.2017 по 03.04.2019 (л.д.35 – 39, 96, 97, 103).
Материалами дела подтверждается, что рабочее место истца находилось в городе Северодвинске Архангельской области, в связи с чем истцу был установлен районный коэффициент 1,4 (40%) и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80%, а также предусмотрено предоставление льгот и выплата компенсаций на условиях, в порядке и размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами работодателя и трудовым договором.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что в период с 01.06.2017 по 31.12.2018 работодателем ему регулярно производились дополнительные стимулирующие выплаты, на которые не начислялись районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного ст. 392 ТКРФ (л.д.77, 86 – 88).
В соответствии с частью второй ст.392 ТКРФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно части четвертой ст. 392 ТКРФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В силу разъяснений, изложенных в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пропуск без уважительных причин срока обращения в суд, предусмотренного ст.392 ТКРФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
В соответствии с трудовым договором истца, заработная плата выплачивается работнику два раза в месяц: 30 числа текущего расчетного месяца выплачивается заработная плата за первую половину месяца, 15 числа месяца, следующего за расчетным, производится полный расчет с работником (п.6.4 трудового договора).
Дополнительным соглашением от 26.03.2018 к трудовому договору установлено, что заработная плата за первую половину месяца выплачивается 25 числа текущего расчетного месяца, полный расчет с работником производится 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Поскольку трудовое законодательство связывает начало течения срока обращения в суд за разрешением данной категории индивидуальных трудовых споров с установленной датой выплаты заработной платы (иных причитающихся работнику выплат), а настоящее исковое заявление подано истцом в суд 15.04.2019, требования о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы (сумм районного коэффициента и процентной надбавки на суммы премий и дополнительных стимулирующих выплат) за период с июня 2017 года по март 2018 года (установленный срок выплаты 10.04.2018 и ранее) предъявлены истцом за пределами срока, установленного частью второй ст.392 ТКРФ.
Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд с требованиями о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы за период с июня 2017 года по март 2018 года истцом в суд не представлено. Оснований для восстановления пропущенного срока суд не находит.
При данных обстоятельствах требования истца о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы за период с июня 2017 года по март 2018 года удовлетворению не подлежат.
Обращаясь в суд, истец полагает, что ответчиком неправомерно не производилось начисление районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера на суммы дополнительных стимулирующих выплат, которые регулярно выплачивались истцу работодателем в период работы.
В соответствии со ст. 135 ТКРФ заработная плата работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 утвержден Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, который регулирует, в том числе, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (за исключением выплачиваемых за счет экономии фонда оплаты труда).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, которыми регулируются, в том числе, выплаты компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (за исключением выплачиваемых за счет экономии фонда оплаты труда).
Как следует из материалов дела, приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 № 50 предусмотрено осуществление работникам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России дополнительных выплат материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда в соответствии с Положением о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (приложение №1 к приказу от 11.05.2017 № 50) (л.д.40 – 45).
В соответствии с п.1.3 указанного Положения, оно устанавливает порядок и условия выплаты материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России за счет экономии фонда оплаты труда и средств от приносящей доход деятельности. Другие виды поощрения работников настоящим Положением не регулируются
Пунктом 2.1 указанного Положения прямо предусмотрено, что выплата дополнительного материального стимулирования может осуществляться ежемесячно за счет экономии фонда оплаты труда при наличии средств на эти цели и устанавливается в пределах, утвержденных начальником учреждения контрольных сумм по фонду оплаты труда филиалам (начальником филиала для ЖКО).
Таким образом, несмотря на то, что спорное дополнительное материальное стимулирование выплачивалось истцу регулярно на протяжении длительного периода и учитывалось работодателем при расчете оплаты отпуска и иных выплат, правовое значение для решения вопроса о необходимости начисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера имеет источник формирования данной выплаты, а именно – денежные средства, имеющиеся у работодателя за счет экономии фонда оплаты труда, который сформирован уже с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 № 50, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, в силу указанной правовой природы дополнительного материального стимулирования, установленного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 № 50, оснований для применения к спорным выплатам районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется.
Таким образом, требования истца о взыскании задолженности по заработной плате, связанные с неначислением районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера на выплаченное дополнительное материальное стимулирование, удовлетворению не подлежат.
Заявляя требования, связанные с оплатой отпуска и выплатой компенсации за неиспользованный отпуск, истец, как следует из искового заявления, исходит из того, что работодателем неправильно определен средний заработок именно в силу неначисления на указанные спорные выплаты районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера. Таким образом, данное требование является производным и не подлежит удовлетворению в силу отказа в удовлетворении основного требования о взыскании неначисленной и не выплаченной заработной платы.
Соответственно, не имеется оснований и для удовлетворения производного требования о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации за нарушение срока выплат, причитающихся работнику от работодателя (ст.236 ТКРФ).
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом не установлено нарушений работодателем трудовых прав истца, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного суд принимает решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении иска [СКРЫТО] ФИО8 к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, оплате отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий | П.М. Баранов |
Мотивированное решение составлено 14.08.2019.