Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Северодвинский городской суд (Архангельская область) |
Дата поступления | 15.04.2019 |
Дата решения | 09.09.2019 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Чистяков О.Н. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | a75302b3-c021-37fb-934e-ef76f3356500 |
Дело № 2-2558/2019 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Северодвинск | 09 сентября 2019 года |
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Чистякова О.Н.
при секретаре Комотёсовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о взыскании возмещения за жилое помещения, изъятое для муниципальных нужд,
установил:
[СКРЫТО] Л.С. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о взыскании возмещения за жилое помещение, изъятое для муниципальных нужд.
В обоснование требований указала, что является собственником трехкомнатной <адрес> в городе Северодвинске. Распоряжением Главы Администрации по городскому хозяйству от 21.01.2015 № 83-рг указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации Северодвинска от 12.05.2017 № 1448-риз было принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 29:28:102012:19 под указанным многоквартирным домом путем предоставления возмещения за жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме. До настоящего времени ответчиком не произведена оценка принадлежащего истцу жилого помещения, не заключено соглашение об изъятии жилого помещения, следовательно, истец вправе требовать от ответчика выплаты возмещения в судебном порядке. Для определения рыночной стоимости жилого помещения, подлежащего изъятию, истец обратился в экспертную организацию; из отчета об оценке следует, что рыночная стоимость принадлежащего истцу жилого помещения составляет 3535000 руб. Этим же отчетом определен размер убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, который составляет 114219 руб. Истец просит суд взыскать с ответчика возмещение на изъятое для муниципальных нужд жилое помещение, включая убытки собственника в связи с его изъятием, в сумме 3649219 руб., судебные расходы за составление отчета об оценке в размере 6 000 руб. и уплаченную при подаче иска государственную пошлину в сумме 26446 руб.
В судебное заседание истец [СКРЫТО] Л.С., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Представитель истца адвокат Антипина Л.В. в судебном заседании требования поддержала. Указала, что жилой дом № 9 по ул. Первомайской в городе Северодвинске аварийно расселен в 2014 году, истец в настоящее время проживает у своих родственников.
Представитель ответчика Администрации Северодвинска Важенина Д.Е. в письменном отзыве с требованиями не согласилась. Указала, что жилой дом <адрес> в г. Северодвинске включен в Адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп, в рамках исполнения которой Администрация Северодвинска должна провести мероприятия по оценке принадлежащего истцу жилого помещения и подготовке соответствующего соглашения об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд. Установленный программой срок расселения многоквартирного дома (01 августа 2025 года) не наступил, поэтому мероприятия, связанные с оценкой стоимости жилого помещения и направления истцу соглашения об изъятии квартиры не проводились.
По определению суда судебное заседание проведено при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 ст. 32 данного Кодекса.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 20 постановления от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что нормы, содержащиеся в ст. 32 ЖК РФ, в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения. Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков.
Из материалов дела следует, что истцу [СКРЫТО] Л.С. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: г. Северодвинск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 7, 24-26).На основании заключения межведомственной комиссии от 19 ноября 2015 года № 26 распоряжением Заместителя Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 21 декабря 2015 года № 33-рг многоквартирный жилой <адрес> в городе Северодвинске Архангельской области признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д. 11).
Распоряжением Первого заместителя Главы Администрации – руководителя аппарата ФИО7 от 12 мая 2017 г. № 1448-риз принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка путем предоставления возмещения за жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Северодвинск, <адрес> (л.д. 12-13).
Обратившись в досудебном порядке в экспертное учреждение, истец провел оценку принадлежащего ему объекта недвижимости, из отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью «Респект» 24 декабря 2018 г., следует, что стоимость объекта недвижимости, подлежащего изъятию для муниципальных нужд, составляет 3535000 руб., размер убытков, причиненный собственнику жилого помещения его изъятием, составляет 114219 руб. (приложение № 1 к делу № 2-2558/2019).
Возражая против исковых требований [СКРЫТО] Л.С., представитель Администрации Северодвинска ссылается на то обстоятельство, что жилой многоквартирный дом <адрес> включен в Адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. № 153-пп, вследствие чего ответчиком должны быть проведены мероприятия по оценке жилого помещения, подготовке проекта соглашения о его изъятии для муниципальных нужд.
Суд полагает изложенные доводы стороны ответчика заслуживающими внимания с учетом следующих обстоятельств.
В ходе судебного разбирательства нашли подтверждение доводы представителя ответчика о том, что многоквартирный дом <адрес> включен в региональную адресную программу переселения из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, при этом срок реализации мероприятий, предусмотренных программой в отношении указанного многоквартирного дома, определен до 1 августа 2025 года.
Реализация Программы предусматривает применение комплекса экономических, организационных и нормативно-правовых мер.
Финансирование мероприятий Программы, реализуемых с финансовой поддержкой Фонда, осуществляется из всех источников в соответствии с Порядком движения денежных средств, направляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на долевое финансирование региональных адресных программ, утвержденным решением правления Фонда от 5 марта 2014 года.
Программа реализуется посредством выделения субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований: строительство многоквартирных домов, в том числе строительство многоквартирных домов методом «под ключ»; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов; приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Этапы Программы (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы (в части переселения граждан) не позднее 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа, а этап 2024 года Программы должен быть реализован не позднее 1 сентября 2025 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется, помимо прочего, проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Таким образом, на момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела мероприятия, предусмотренные Адресной программой переселения в отношении многоквартирного жилого дома, в котором расположено принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение, не завершены, решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа программы Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не принято, не проведены мероприятия по оценке жилого помещения, что объективно исключает возможность подготовки соответствующего проекта соглашения об изъятии жилого помещения, взыскание с Администрации Северодвинска выкупной стоимости за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение является преждевременным.
При изложенных обстоятельствах суд полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что судом отказано в удовлетворении требований истца к ответчику, для разрешения которых судом назначалась экспертиза, с истца [СКРЫТО] Л.С. подлежат взысканию расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, в размере 13000 рублей.
руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о взыскании возмещения за жилое помещение – <адрес> в городе Северодвинске Архангельской области, изъятую для муниципальных нужд, в размере 3649219 рублей, а также о взыскании судебных расходов в размере 32446 рублей, отказать.
Взыскать с истца [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в пользу индивидуального предпринимателя ФИО5 13000 (тринадцать тысяч) рублей в качестве оплаты проведенной по гражданскому делу судебной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 16.09.2019.
Председательствующий | О. Н. Чистяков |