Дело № 5-145/2023, первая инстанция

Тип дела Административные
Инстанция первая инстанция
Суд Пинежский районный суд (Архангельская область)
Дата поступления 20.06.2023
Статьи кодексов ст.20.4 ч.6 КоАП РФ
Результат Вынесено постановление о назначении административного наказания
Судебное решение Есть
ID b75252d5-64a0-45b1-954a-c1712397a397
Стороны по делу
Ответчик
*** "********* *********** *******-************* *********"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело №***

УИД 29RS0№***-69

Пинежский районный суд <адрес>

(адрес: <адрес>,

<адрес>-А)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

26 июня 2023 года с. Карпогоры

Судья Пинежского районного суда Архангельской области Жук О.Ю., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – муниципального унитарного предприятия «Пинежское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Пинежский муниципальный район», расположенного по адресу: <адрес>, (ИНН №***, ОГРН №***),

установил:

20 июня 2023 года в 10 час. 15 мин. должностным лицом Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Пинежского района УНД и ПР Главного управления МЧС России по <адрес>, государственным инспектором Пинежского района Архангельской области по пожарному надзору ФИО5 выявлено, что муниципальное унитарное предприятие «Пинежское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» (далее – Пинежское МП ЖКХ), являясь организацией (юридическим лицом), лицом уполномоченным владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом и обязанным обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности эксплуатируемой им котельной установкой (котельной), расположенной по адресу: <адрес>, в нарушение требований пожарной безопасности, изложенных в подпункте «з» пункта №79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, не оборудовало искрогасителями дымовые трубы котельных установок, работающих на твердом топливе (дрова), котельной №*** расположенной по адресу: <адрес>.

Тем самым Пинежское МП ЖКХ совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - старший дознаватель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Пинежского района УНД и ПР Главного управления МЧС России по Архангельской области, государственный инспектор Пинежского района Архангельской области по пожарному надзору ФИО5 в судебном заседании пояснил, что 20 июня 2023 года им выявлено вышеуказанное нарушение юридическим лицом требований пожарной безопасности, которое в протоколе об административном правонарушении квалифицировано им по ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ, так как данное нарушение, выразившиеся в не оснащении искрогасителями дымовых труб котельных установок котельной №***, ранее (18 марта 2023 года) привело к пожару в хозяйственных постройках, расположенных возле здания котельной, в результате которого хозяйственные постройки, а также имущество, принадлежащие гражданам ФИО1, ФИО2 и Потерпевший №1, повреждены огнем. Нарушение было установлено им 20 июня 2023 года повторно, в ходе проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Законный представитель юридического лица - директор Пинежского МП ЖКХ ФИО3 в судебном заседании, не оспаривая вины юридического лица в нарушении указанных требований пожарной безопасности, пояснил, что предприятие не оборудовало искрогасителями дымовые трубы котельных установок котельной №***, расположенной по адресу: <адрес>, что 18 марта 2023 года привело пожару в хозяйственных постройках, расположенных возле здания котельной. В настоящее время предпринимаются меры по устранению данного нарушения, осуществляется поиск подрядной организации, к 1 сентября текущего года нарушения будут устранены. При вынесении административного наказания просил учесть финансовое положение Пинежского МП ЖКХ, ходатайствовал о вынесении наказания в виде административного приостановлении деятельности.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, материалы №4 об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о пожаре 18.03.2023, прихожу к следующему.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон №69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В силу части первой статьи 38 Закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Частью 4 указанной нормы установлено, что лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (статья 20 Федерального закона № 69-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года №1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила №1479 от 16.09.2020), которые содержат требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В силу пп. «з» п.79 Правил №1479 от 16.09.2020, при эксплуатации котельных и других теплопроизводящих установок запрещается: эксплуатировать котельные установки, работающие на твердом топливе, дымовые трубы которых не оборудованы искрогасителями и не очищены от сажи.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 статьи 20.4 КоАП РФ, установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Действия юридического лица квалифицирую по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Событие административного правонарушения и виновность Пинежское МП ЖКХ в его совершении объективно подтверждены совокупностью собранных в ходе производства по делу доказательств:

- протоколом об административном правонарушении № 35 от 20 июня 2023 года;

-протоколом о временном запрете деятельности от 20 июня 2023 года;

-актом осмотра от 20 июня 2023 года с фототаблицей к нему, из которых следует, что старшим дознавателем ОНД и ПР Пинежского района ФИО5 с участием старшего мастера по обслуживанию сетей Пинежского МП ЖКХ ФИО4 произведен внешний осмотр здания котельной №*** по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что с северо-восточной стороны от здания котельной, а также с юго-западной стороны возле здания котельной имеется две металлические дымовые трубы, при внешнем осмотре которых установлено, что в верхней части труб над устьем находятся металлические колпаки, возвышающиеся на дымовыми каналами труб на некотором расстоянии, колпаки прикреплены к краям труб при помощи металлических стен, каких-либо иных устройств, оборудования или приспособлений в районе устья труб осмотром не выявлено;

-письменными объяснениями старшего мастера по обслуживанию сетей Пинежского МП ЖКХ ФИО4 от 20 июня 2023 года, согласно в настоящее время искрогасители на дымовых трубах котельной №*** по адресу: <адрес>, не установлены;

- постановлением администрации МО «Пинежский муниципальный район» АО №***-па от 13 апреля 2020 года, согласно которому передано в хозяйственное ведение Пинежскому МП ЖКХ муниципальное имущество (недвижимое, движимое имущество, транспортные средства, самоходные машины), согласно Приложению к постановлению по окончании отопительного периода 2019-2020 до передачи объектов по концессионным соглашениям, в том числе в соответствии с указанным с п.5 Приложения – здание котельной №***, по адресу: <адрес>, при этом в соответствии с п.3 постановления Пинежскому МП ЖКХ постановлено принять указанное в Приложении имущество, осуществить его государственную регистрацию прав хозяйственного ведения на недвижимое имущество и т.д., проводить регулярные технические осмотры.

Доказательства получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении № 35 от 20 июня 2023 года составлен уполномоченным должностным лицом в отсутствие представителя юридического лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте его составления, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Событие правонарушения и сведения о Пинежском МП ЖКХ, как о лице, его совершившем, исследованы полно.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Пинежским МП ЖКХ всех зависящих от него мер по соблюдению требований пп. «з» п.79 Правил №1479 от 16.09.2020 при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины юридического лица применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Направление 21.01.2022, 22.03.2022 и 13.04.2023 в адрес главы администрации МО «Пинежский муниципальный район» ходатайств о выделении субсидии (денежных средств) на приобретение, доставку и установку искрогасителей на дымовые трубы котельных, находящихся в хозяйственном ведении Пинежского МП ЖКХ, не свидетельствует об отсутствии его вины, так как, являясь коммерческим юридическим лицом, оно имело возможность найти иные источники для исполнения требований пожарной безопасности, устранить нарушения собственными силами.

Оснований для квалификации содеянного по ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ не усматриваю с учетом следующего.

Так, частью 6 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

При составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом юридическая оценка деяния по ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ дана с учетом наступившего последствия в виде пожара от 18 марта 2023 года.

Действительно, из материалов дела следует что 18 марта 2023 года в 15 час. 09 мин. произошел пожар в хозяйственных постройках, расположенных возле здания (котельной) №*** по <адрес> в <адрес>, в результате пожара хозяйственные постройки, а также имущество, принадлежащее гражданам ФИО1, ФИО2 и Потерпевший №1 повреждено огнем (приобщены протокол осмотра места происшествия и фототаблицы).

По результатам доследственной проверки установлено, что Пинежское МП ЖКХ на момент пожара является организацией, эксплуатирующей котельную по адресу: №*** по <адрес> в <адрес> и находящееся в ней имущество.

Согласно данным технического заключения №74-23-ПП от 13 апреля 2023 года, выполненного испытательной пожарной лабораторией по Архангельской области, вероятной технической причиной возникновения пожара послужило загорание горючих материалов в результате теплового воздействия на них искр (крупных искр и горящих частиц), вылетающих из дымовой трубы отопительного устройства (твердотопливного котла. В данном случае (с учетом условий, предшествовавших возникновению пожара – направление ветра, показаний очевидцев пожара о горении сажи), загорание древесного мусора (щепы, коры, опилка и т.п.) и иных горючих материалов (дощатых стен и кровли) от искр, вылетающих из устья трубы котельной, имеющей высоту около 12 метров, расположенной в 7 метрах юго-восточнее построек на схеме 1 и 2, возможно (п.п. 2, 3 Выводов).

Постановлением судьи Пинежского районного суда от 22 мая 2023 года по делу № 5-108/2023 установлено, что непосредственной причиной пожара послужила эксплуатация котельных установок с нарушениями требований пожарной безопасности (дымовая труба котельной №*** используется без искрогасителя). Данным постановлением юридическое лицо привлечено к административной ответственности по по ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности, заключающегося в приостановлении эксплуатации здания котельной №*** по адресу: <адрес>, №<адрес>, на срок 30 суток, исчисляемого с 10 часов 00 минут 16 мая 2023 года.

Из материалов дела следует, что после выявления нарушений и привлечения в связи с этим 22 мая 2023 года к административной ответственности юридическое лицо не устранило данные нарушения, они продолжаются до настоящего времени, что и послужило основанием для составления рассматриваемого протокола об административном правонарушении от 20 июня 2023 года.

Факт привлечения лица к административной ответственности за невыполнение требований законодательства не исключает возможность его последующего привлечения к административной ответственности за аналогичное нарушение в случае невыполнения им после вынесения постановления о назначении административного наказания тех же требований закона или ненадлежащего их выполнения.

Между тем, исходя из положений п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ и принципа недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же деяние, учитывая, что за событие, повлекшее возникновение пожара, юридическое лицо уже привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела возникновение 18 марта 2023 года пожара вследствие нарушения требований пожарной безопасности повторно в качестве квалифицирующего признака учтено быть не может. Наступление иных пожаров в протоколе об административном правонарушении юридическому лицу не вменяется и из представленных материалов не следует.

Таким образом, основания для квалификации содеянного по ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ отсутствуют.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

С учетом объективной стороны правонарушения, наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которая по смыслу заключается не только в реальном наступлении каких-либо последствий, но и в пренебрежительном отношении к исполнению установленных законом обязанностей, неисполнение которых может привести к тяжким последствиям, не нахожу оснований для признания данного правонарушения малозначительным, также не имеется оснований для освобождения Пинежского МП ЖКХ от административной ответственности.

За совершенное правонарушение Пинежское МП ЖКХ подлежит наказанию.

Санкция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривается предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В силу ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Смягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не усматривается.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения (постановлением № 30 врио главного государственного инспектора Пинежского района Архангельской области по пожарному надзору от 9 ноября 2022 года Пинежское МП ЖКХ привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения; постановлением судьи Пинежского районного суда от 22 мая 2023 года по делу № 5-108/2023 - к административной ответственности по ч.6 ст.20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности).

В связи с совершением Пинежским МП ЖКХ ранее аналогичных правонарушений не усматриваю оснований для назначения юридическому лицу административного наказания в виде предупреждения.

Согласно ч.ч 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая характер и обстоятельства совершенного Пинежским МП ЖКХ административного правонарушения, отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств и наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, а также принимая во внимание имущественное и финансовое положение предприятия, а именно наличие значительной кредиторской задолженности перед бюджетом по налогам и иным платежам, считаю возможным при назначении наказания применить положения ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Протоколом должностного лица от 20 июня 2023 года в отношении структурного подразделения юридического лица – котельной №***, расположенной по адресу: <адрес>,установлен временный запрет деятельности с 15 час. 30 мин. 20 июня 2023 года, срок запрета не указан (л.д.10-11).

Временный запрет деятельности установлен должностным лицом в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (п. 10 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ) и, в связи с назначением юридическому лицу наказания в виде административного штрафа, подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10КоАП РФ,

постановил:

признать юридическое лицо - муниципальное унитарное предприятие «Пинежское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (Сто пятьдесят тысяч) рублей.

Временный запрет деятельности, установленный протоколом государственного инспектора Пинежского района Архангельской области по пожарному надзору от 20 июня 2023 года в отношении структурного подразделения юридического лица – котельной №***, расположенной по адресу: <адрес>, – отменить.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу на счет по следующим реквизитам:

Получатель: ИНН №***; КПП №***; ОГРН №*** ОКТМО №*** лицевой счет №*** УФК по <адрес> и Ненецкому автономному округу (Главное управление МЧС России по <адрес>); БИК №***; номер действующего банковского счета/номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета 40№***; номер единого казначейского счета 03№***; наименование банка получателя: Отделение Архангельск Банка России// УФК по <адрес> и Ненецкому автономному округу <адрес>; код дохода №*** «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение Федерального закона «О пожарной безопасности»; УИН 17№***.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья О.Ю. Жук

№*** №*** <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> №*** №*** <адрес> ФИО5 <адрес> №*** <адрес> ФИО5 №*** ФИО1 ФИО2 Потерпевший №1 ФИО3 №*** <адрес> ФИО5 ФИО4 №*** <адрес> ФИО4 №*** <адрес> №*** №*** <адрес> №*** <адрес> <адрес> ФИО1 ФИО2 Потерпевший №1 №*** <адрес> <адрес> №*** №*** <адрес> <адрес> №*** <адрес> №*** <адрес> №*** №*** №*** №*** №*** <адрес> <адрес> №*** №*** №*** <адрес> <адрес> №*** №***
Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Пинежский районный суд (Архангельская область) на 20.06.2023 в базе нет.