Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Онежский городской суд (Архангельская область) |
Дата поступления | 26.05.2023 |
Статьи кодексов | ст.17.15 ч.2 КоАП РФ |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | edbd1360-1632-4731-995c-e8a82530c24f |
Дело № 12-162/2023 | |
РЕШЕНИЕ | |
город Онега | 21 июня 2023 года |
Судья Онежского городского суда Архангельской области Виноградов В.В., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Максимова Ю.А. на постановление врио начальника отделения – врио старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Павловской М.В. от 18 мая 2023 года,
установил:
постановлением врио начальника отделения – врио старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Павловской М.В. от 18 мая 2023 года администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» (далее - администрация МО «Онежский муниципальный район») привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, глава администрации МО «Онежский муниципальный район» Максимов Ю.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы указано, что решение суда по делу №2-530/2013 не выполнено в полном объеме по объективным причинам. Финансирование работ по организации водоотведения, посредством дренажной (ливневой) канализации, её содержание и эксплуатацию, в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении и водоотведении, в границах муниципального образования «Онежское», за исключением пер. Квартальный и ул.Полярной в г. Онега панируется выполнить в рамках муниципальной программы «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры на территории МО «Онежское» на 2023-2025 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 05.10.2022 года № 1606. В рамках программы на мероприятия по очистке, восстановлению дренажных канав и восстановлению тротуаров на 2023 год предусмотрено финансирование в размере 2247,4 тыс. рублей.
В судебном заседании законный представитель либо защитник администрации МО «Онежский муниципальный район» не участвовали, как и представитель отделения судебных приставов по Онежскому району УФССП по Архангельской области, извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств на момент вынесения настоящего решения в суд не представлено.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в отсутствии лиц участвующих в деле.
Проверив материалы дела в полном объеме, выслушав должностное лицо, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" определено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно частям 1, 2 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что решением Онежского городского суда Архангельской области от 28 июня 2013 года (гражданское дело № 2-530/2013), на администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» возложена обязанность в срок до 01 декабря 2013 года организовать водоотведение, посредством дренажной (ливневой) канализации, её содержание и эксплуатацию, в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении и водоотведении, в границах муниципального образования «Онежское», за исключением пер. Квартальный и ул. Полярной в г. Онега.
Решение суда вступило в законную силу 05.09.2013 года.
Постановлением судебного пристава ОСП по Онежскому району от 31.10.2013 года на основании исполнительного листа, выданного Онежским городским судом, возбуждено исполнительное производство № 16251/13/40/29 и должнику до 01.12.2013 года установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Постановлением судебного пристава ОСП по Онежскому району от 25.02.2016 года с администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Онежскому району от 07.04.2017 года администрация МО «Онежский муниципальный район» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., что подтверждается представленным в дело решением судьи Онежского городского суда от 27 мая 2017 года, которым постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Онежскому району от 07.04.2017 года оставлено без изменения, жалоба администрации МО «Онежский муниципальный район» без удовлетворения.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Онежскому району от 30 июля 2020 года администрация МО «Онежский муниципальный район» привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.,
На основании требования судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документы до 01.05.2023 года. Требование получено должником 27.12.2022 года.
Однако содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок после наложения административного штрафа и до настоящего времени должником не исполнены, данный факт в жалобе не оспаривается.
Фактические обстоятельства и вина администрации МО «Онежский муниципальный район» в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № 135 от 12 мая 2023г., который составлен уполномоченным должностным лицом, с участием защитника администрации; копиями материалов исполнительного производства, в том числе исполнительным листом, постановлением о возбуждении исполнительного производства, постановлением о взыскании исполнительского сбора, решением судьи Онежского городского суда от 27 мая 2017 года, постановлением о привлечении к административной ответственности по ст. 17.15 ч.2 КоАП РФ, требованиями об исполнении исполнительного документа,
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и постановлений о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ и ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Таким образом, администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Совокупность представленных в дело доказательств является достаточной, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности администрации МО «Онежский муниципальный район» в совершении инкриминируемого административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Администрация МО «Онежский муниципальный район» обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы и неукоснительно исполнить вступившее в законную силу судебное решение, однако, как это следует из материалов дела и поданной жалобы, администрация в установленный законом срок добровольно его не исполнила.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в пункте 2 Постановления от 30.07.2001 № 13-П, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа, посягает на принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенного права граждан г.Онеги.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет остановлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация МО «Онежский муниципальный район» не приняла все зависящие от нее меры по исполнению требований исполнительного документа.
Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда по объективным причинам в срок, установленный для исполнения, администрация МО «Онежский муниципальный район» ни судебному приставу-исполнителю, ни в суд не представила. Также материалы дела не содержат доказательств подтверждающих тот факт, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения.
Доводы о финансировании работ по организации водоотведения, посредством дренажной (ливневой) канализации, её содержание и эксплуатацию, в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении и водоотведении, в границах муниципального образования «Онежское», за исключением пер. Квартальный и ул. Полярной в г. Онега панируется выполнить в рамках муниципальной программы «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры на территории МО «Онежское» на 2023-2025 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 05.10.2022 года № 1606, к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, не относятся, поскольку доказательств совершения действий, направленных на исполнение решения суда в полном объеме, не предоставлено.
Кроме того, согласно паспорта программы «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры на территории МО «Онежское» на 2023-2025 годы» определены показатели количества восстановленных дренажей в общем количестве дренажей: в 2023 году – 61%, 2024 – 62%, 2025 – 63%, что не предполагает выполнение решения суда в полном объеме.
Таким образом, совершенные действия не могут свидетельствовать о принятии своевременных, достаточных и исчерпывающих мер для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований с момента вступления судебного решения в законную силу и выдачи исполнительного документа.
В соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства» (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»), в связи с чем органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
Законом не ограничиваются права и возможности должника по исполнительному документу по исполнению решения суда, способ реализации каковых он волен избирать, однако установлена обязательность выполнения требований судебного пристава – исполнителя по исполнению судебного решения. Исходя из положений закона, должник обязан самостоятельно, без чьих-либо разъяснений и указаний предпринимать все зависящие от него, исчерпывающие меры, направленные на исполнение судебного решения.
При этом судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной Федеральным законом.
Доказательств совершения каких-либо действий, направленных на исполнение решения суда в полном объеме после получения 27.12.2022 года требования судебного пристава-исполнителя, в материалы дела не представлено.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судебного пристава не свидетельствует о том, что им допущены существенные нарушения КоАП РФ и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.
Кроме того, при объективной невозможности исполнить действия, указанные в исполнительном листе, должник не был лишен права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного решения, либо использовать иные правовые способы для исполнения законного требования судебного пристава-исполнителя, что в рассматриваемом случае сделано не было.
Так как обстоятельств наличия объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки и отсутствия вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения, вопреки доводам подателя жалобы, не установлено, принимая во внимание длительность неисполнения судебного постановления, повторное совершение административного правонарушения, постановление должностного лица является законными и обоснованными, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений закона, влекущих отмену постановления должностного лица, не допущено.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением администрации МО «Онежский муниципальный район» суду не предоставлено.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных статьями 4.1 – 4.3 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, данных о юридическом лице.
Назначенное административное наказание не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлен на предупреждение совершения новых правонарушений, то есть отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
С учетом характера совершенного правонарушения, данное правонарушение не может быть признано малозначительным в силу положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Обстоятельств, предусмотренных статей 24.5 КоАП РФ, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по данному делу не имеется.
Оснований для освобождения от административной ответственности администрации МО «Онежский муниципальный район» и обстоятельств, исключающих производство по делу, не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление врио начальника отделения – врио старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Павловской М.В. от 18 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» оставить без изменения, жалобу главы администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Максимова Ю.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Онежский городской суд
Судья В.В. Виноградов