Дело № 2-6255/2015 ~ М-5136/2015, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Октябрьский районный суд г. Архангельска (Архангельская область)
Дата поступления 23.06.2015
Дата решения 24.07.2015
Категория дела О признании противоречащими федеральному законодательству нормативных правовых актов (гл. 21 КАС РФ)
Судья Саблина Е.А
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судебное решение Есть
ID 490aea78-b846-3a46-ac03-a6e79be67e8d
Стороны по делу
Истец
** ********** ***** ***********
Ответчик
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело

ДД.ММ.ГГГГ город Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Саблиной Е. А.

при секретаре судебных заседаний Пекишевой М. В.,

рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Архангельске гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Годовиковой Е. А. о признании недействующими с момента принятия пунктов 2.6, 3.1-3.8, 5.1 «Положения о порядке выявления и сноса самовольно установленных временных объектов на территории муниципального образования «город Архангельск», утвержденного решением № 883 Архангельского городского Совета от 26 мая 2009 года, в редакции решения № 113 Архангельской городской Думы от 23 апреля 2014 года,

установил:

Годовикова Е. А. обратилась в суд с заявлением о признании недействующими с момента принятия пунктов 2.6, 3.1-3.8, 5.1 «Положения о порядке выявления и сноса самовольно установленных временных объектов на территории муниципального образования «город Архангельск», утвержденного решением № 883 Архангельского городского Совета от 26.05.2009, в редакции решения № 113 Архангельской городской Думы от 23.04.20014 (далее также - Положение).

В обоснование заявления указала, что является индивидуальным предпринимателем, при отсутствии возражений со стороны департамента муниципального имущества мэрии города Архангельска, по согласованию с МУП «Архкомхоз», администрацией Ломоносовского территориального округа города Архангельска, МУП «Горсвет», МУП «Водоканал», департаментом городского хозяйства и управлением по торговле и услугам населению разместила объект общественного питания на земельном участке с кадастровым номером 29:22:050518:32. Департамент муниципального имущества произвел расчет платы за фактическое пользование земельным участком. Договор аренды земельного участка заключен не был. 26.05.2015 ей было направлено уведомление о сносе объекта, в котором указывалось на возможность принудительного сноса объекта, предусмотренную оспариваемым Положением.

Полагает, что 2.6, 3.1-3.8, 5.1 оспариваемого Положения противоречат ст. 11 ГК РФ, ч. 2 ст. 62, ст. 64 ЗК РФ, поскольку предполагают возможность без решения суда, в отсутствие собственника имущества разрешить вопрос о демонтаже и сносе временного объекта, проводить вскрытие и внутренний осмотр, чем нарушаются её права как собственника имущества.

Годовикова Е. А. о месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, не явилась, направила представителей.

Представители заявителя по доверенности Меджидов А. А. о., Тропичев М. А. в судебном заседании заявленные требования поддержали по изложенным основаниям. Дополнительно указали, что Годовикова Е. А. является собственником имущества, размещавшегося на данном земельном участке. В результате применения оспариваемого нормативного акта данное имущество было демонтировано, частично разрушено. Тем самым нарушены права Годовиковой Е. А. в том числе на ведение предпринимательской деятельности. Указали, что требования адресуют Архангельской городской Думе, мэру и мэрии города Архангельска. Соблюдение процедуры принятия постановления не оспаривали.

Представитель мэрии и мэра города Архангельска по доверенности Малеева С. В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что оспариваемое Положение принято уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка. Полагает, что мэрия города Архангельска и мэр являются ненадлежащими заинтересованными лицами.

Представитель Архангельской городской Думы по доверенности Ковтунюк Д. Л. в судебном заседании полагает оспариваемое Положение законным и обоснованным, принятым в полном соответствии с действующим законодательством.

Прокуратура города Архангельска о месте и времени проведения судебного заседания извещена. Ранее в судебном заседании помощник прокурора города Архангельска Данилович О. В. полагала Положение законным и обоснованным.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав представителей заявителя, заинтересованных лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Решением Архангельского городского Совета сорок четвертой сессии двадцать четвертого созыва от 26.05.2009 № 883 принято «Положение о порядке выявления и сноса самовольно установленных временных объектов на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Решением Архангельской городской Думы седьмой сессии двадцать шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в «Положение о порядке выявления и сноса самовольно установленных временных объектов на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденное решением Архангельского городского Совета от 26.05.2009 № 883.

Указанное Положение в редакции решения Архангельской городской Думы от 23.04.2014 № 113 является действующим.

Положение регламентирует порядок выявления самовольно установленных временных объектов (самовольно размещенного имущества) граждан и юридических лиц на земельных участках, не отведенных им для этих целей в установленном порядке либо созданных (установленных) без получения на это необходимых разрешений.

Положение действует на территории муниципального образования «Город Архангельск» (далее - город Архангельск) и обязательно для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Самовольно установленными временными объектами (далее - самовольные объекты) являются гаражи, контейнеры, киоски, павильоны и другие объекты некапитального типа, размещенные на земельных участках, не предназначенных и не отведенных для этих целей (п.п. 1.1.-1.3. Положения).

Оспариваемым нормами Положения закреплены следующие правила:

Решением Рабочей группы определяется состав комиссии по сносу самовольного объекта (далее - Комиссия), дата сноса самовольного объекта и порядок организации проведения работ по сносу (п. 2.6.).

При сносе в установленном порядке самовольного объекта и (или) переносе имущества составляется акт о принудительном сносе и (или) переносе имущества, в котором указываются дата, время начала и окончания работ по сносу самовольного объекта и (или) переносу имущества, местонахождение выявленного самовольного объекта и (или) имущества, исходящие данные решения Рабочей группы или судебного решения, на основании которых производится снос самовольного объекта и (или) перенос имущества, техническое состояние самовольного объекта и имущества, а также, при необходимости, место, на которое осуществляется перенос имущества.

Составленный акт подписывается членами Комиссии, представителем лица, осуществлявшего снос, и утверждается председателем Комиссии.

В акте расписывается лицо, осуществившее установку самовольного объекта и (или) размещение имущества на земельном участке, или его полномочный представитель.

В случае отказа лица, осуществившего установку самовольного объекта и (или) размещение имущества, или его представителя от подписи в акте, составленном Комиссией, об этом делается соответствующая отметка с указанием мотива отказа (п. 3.1.).

В случае если лицо, осуществившее установку самовольного объекта и (или) размещение имущества на земельном участке, отказывается присутствовать при принудительном сносе самовольного объекта и переносе имущества, а также в случае, если такое лицо не установлено, то снос осуществляется без участия данного лица, о чем делается отметка в акте. В случае, если лицо, осуществившее установку самовольного объекта и (или) размещение имущества на земельном участке, установлено, но отказалось присутствовать при принудительном сносе самовольного объекта и переносе имущества, указанному лицу письменно сообщается место нахождения имущества после его переноса (3.2.).

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается под расписку лицу, установившему (использующему) самовольный объект и (или) разместившему имущество, второй - хранится в Рабочей группе. В случае, если лицо, осуществившее установку самовольного объекта и (или) размещение имущества на земельном участке, установлено, но отказалось присутствовать при принудительном сносе самовольного объекта и переносе имущества, один экземпляр акта отправляется указанному лицу заказной корреспонденцией (3.3.).

Комиссии предоставляется право вскрытия самовольных объектов, самовольно размещенного имущества с указанием в акте о принудительном сносе и (или) переносе имущества на факт вскрытия и составления описи находящихся в нем материальных ценностей и иного имущества. Акт и опись составляются в двух экземплярах, один из которых предоставляется лицу, установившему (использующему) самовольный объект и (или) разместившему имущество, в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Положения. После вскрытия объекта и составления описи находящегося там имущества и до момента принудительного сноса самовольного объекта или переноса имущества Комиссия закрывает и опечатывает вскрытый самовольный объект.

Если при вскрытии обнаружено автотранспортное средство, Комиссия в акте о принудительном сносе самовольного объекта и переносе имущества указывает на наличие автотранспортного средства и заносит идентифицирующие его сведения.

Комиссия вправе передать обнаруженное при вскрытии автотранспортное средство на хранение специализированной организации, уполномоченной на осуществление перемещения, хранения и выдачи задержанных транспортных средств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Архангельской области. В этом случае акт составляется в трех экземплярах, один из которых предоставляется лицу, установившему (использующему) самовольный объект и (или) разместившему имущество, в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Положения, второй экземпляр - хранится в Рабочей группе, третий экземпляр - передается Комиссией представителю специализированной организации (п. 3.4.).

За сохранность продуктов питания, скоропортящихся товаров и иного имущества, находящихся в самовольных объектах, подлежащих принудительному сносу, а также за сохранность имущества, размещенного в неустановленном месте, исполнитель принудительного сноса и переноса имущества ответственности не несет (3.5.).

Материалы и изделия от разборки сносимых самовольных объектов, пригодные для дальнейшего использования, вывозятся на места, определенные для переноса имущества.

Непригодные для дальнейшего использования материалы, оставшиеся после разборки самовольных объектов, ликвидируются (вывозятся на свалки, уничтожаются и т.д.), о чем делается отметка в акте о принудительном сносе самовольного объекта и переносе имущества.

Место для переноса выявленных самовольных объектов и имущества определяется мэрией города и указывается в решении Рабочей группы (3.6.).

Материалы, изделия от разборки сносимых самовольных объектов и иное имущество, выдаются их владельцу при наличии документов, подтверждающих права на изъятое имущество, после возмещения расходов, связанных с осуществлением мероприятий по сносу самовольно установленных временных объектов, определенных пунктом 4.1 настоящего Положения. Возврат автотранспортных средств, переданных на хранение специализированной организации в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Положения, осуществляется в порядке, установленном для специализированных организаций законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Архангельской области (3.7.).

Материалы, изделия от разборки сносимых самовольных объектов и иное перенесенное имущество может быть обращено в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, и затем реализовано с целью возмещения расходов, связанных со сносом самовольных объектов, переносом имущества и его хранением в порядке, установленном действующим законодательством (3.8.).

В случае возникновения аварийной ситуации снос незаконного объекта осуществляется в порядке, установленном разделом 3 настоящего Положения, без предварительного уведомления владельца самовольного объекта (5.1.).

Из материалов дела усматривается, что индивидуальный предприниматель Годовикова Е. А. своими силами и за свой счет разместила на 226 кв. м. - части земельного участка с кадастровым номером 29:2:050518:32 по наб. Северной Двины в районе памятника Петру 1 в городе Архангельске объект общественного питания - летнее кафе (павильон, подсобное помещение, переносные столики на деревянном настиле - подиуме). Договор аренды земельного участка (части земельного участка) заключен не был.

26.05.2015 департамент муниципального имущества мэрии города Архангельска направил Годовиковой Е. А. уведомление о сносе самовольно установленного объекта в срок до 05.06.2015.

10.06.2015 и. о. главы администрации Ломоносовского округа города Архангельска направил Годовиковой Е. А. предложение о добровольном сносе самовольно установленного объекта. В данном документе указано на возможность применения «Положения о порядке выявления и сноса самовольно установленных временных объектов на территории муниципального образования «город Архангельск», утвержденного решением № 883 Архангельского городского Совета от 26.05.2009.

Таким образом, процедура освобождения земельных участков, занятых самовольно установленными временными объектами, установленная оспариваемыми пунктами Положения в отношении имущества Годовиковой Е. А. была начата.

Суд не принимает показания свидетелей Ермолиной С. С. и Абдуллаева Ф. Б. о. и доводы представителей заявителя о том, что снос летнего кафе в июле 2015 года осуществила не полиция в рамках возбужденного уголовного дела, а должностные лица мэрии города Архангельска, а также о причинении ущерба имуществу Годовиковой Е. А. Данные обстоятельства не имеют правового значения для дела.

Согласно ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, а также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Аналогичная позиция изложена в разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в пункте 11 Постановления от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Верховный Суд Российской Федерации в п. 17 того же Постановления разъяснил, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

В соответствии с пунктами 3, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

Исходя из этих законоположений, к вопросам местного значения городского округа отнесено осуществление контроля, в том числе муниципального земельного контроля, одной из основных задач такого контроля может являться недопущение самовольного использования земель.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов вправе издавать муниципальные правовые акты.

Частями 1 и 2 статьи 37 Устава муниципального образования «Город Архангельск» (в ред. решений архангельского Городского Совета от 31.08.2006 № 202, от 12.09.2007 № 468, от 21.05.2008 № 650, от 25.06.2008 № 678, от 28.07.2008 № 699, от 19.11.2008 № 777) предусмотрено, что Городской Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает муниципальные нормативные и иные правовые акты в форме решений. Городской Совет депутатов правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Порядок подготовки, внесения, рассмотрения и принятия решений устанавливается Регламентом городского Совета.

В соответствии с пунктом 3.5.6 Регламента Архангельского городского Совета депутатов, утвержденного решением Архангельского городского Совета депутатов от 25.12.1998 № 346 (в ред. решений Архангельского городского Совета от 31.08.2005 № 30, от 01.06.2006 № 193, от 31.08.2006 № 201, от 25.10.2006 № 279, от 14.02.2007 № 335, от 05.04.2007 № 373) (далее - Регламент в редакции 2009 года) при внесении проекта решения на рассмотрение городского Совета субъекты правотворческой инициативы представляют следующие документы:

а) текст проекта решения и проекта правового акта, предполагаемого к утверждению проектом решения;

б) лист согласования проекта решения (Приложение к настоящему Регламенту от 25.12.1998);

в) пояснительную записку;

г) финансово-экономическое обоснование проекта решения;

д) перечень муниципальных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного решения;

е) заключение мэра города (за исключением случаев, когда субъектом правотворческой инициативы является мэр города);

ж) сопроводительное письмо с перечислением прилагаемых документов.

Пунктами 3.5.21 и 3.5.22 Регламента в редакции 2009 года предусмотрено, что проекты решений, выносимые на рассмотрение сессии городского Совета мэром города, с заполненным листом согласований и документами по вопросу представляются им в аппарат городского Совета в количестве 40 экземпляров не позднее чем за 20 дней до начала очередной сессии.

Согласно сопроводительному письму мэрии города Архангельска проект решения «Об утверждении Положения о порядке выявления и сноса самовольно установленных временных объектов на территории муниципального образования «Город Архангельск» направлен со всеми необходимыми документами в Архангельский городской Совет депутатов 06.05.2009.

В соответствии с пунктом 3.5.15 Регламента в редакции 2009 года проекты решений, вносимые на сессию мэром города, должны иметь заключения профильной постоянной комиссии и правового отдела аппарата городского Совета.

Пунктом 3.5.19 предусмотрено, что рассмотренные профильной постоянной комиссией проект решения и документы к нему, а также заключение по проекту решения направляются постоянной комиссией в аппарат городского Совета для внесения на сессию городского Совета не позднее чем за 5 дней до начала сессии.

Проект решения «Об утверждении Положения о порядке выявления и сноса самовольно установленных временных объектов на территории муниципального образования «Город Архангельск» был насмотрен 19.05.2009 на совместном заседании постоянных комиссий по экономике, собственности и предпринимательству, и по вопросам архитектуры и землепользования.

В соответствии с пунктом 3.4.16 Регламент в редакции 2009 года сессия городского Совета является правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Согласно пункту 3.6.2 Регламент в редакции 2009 года решения и другие документы городского Совета считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от установленного числа депутатов городского Совета.

Исходя из протокола заседания сорок четвертой сессии Архангельского городского Совета депутатов, на сессии присутствовало 24 депутата.

Решение «Об утверждении Положения о порядке выявления и сноса самовольно установленных временных объектов на территории муниципального образования «Город Архангельск» принято 22 голосами.

Пунктами 3.5.35, 3.5.36 Регламент в редакции 2009 года предусмотрено, что аппарат городского Совета совместно с разработчиком (автором) проекта в течение 3 рабочих дней после окончания сессии оформляет текст решения с учетом принятых на сессии поправок и представляет председателю городского Совета на подпись.

Принятое городским Советом решение, являющееся нормативным правовым актом, в течение 3 рабочих дней после окончания сессии направляется мэру города для подписания. Мэр города в течение 10 дней подписывает принятое решение либо отклоняет его.

Решения городского Совета вступают в силу с момента их подписания, если иное не установлено в самом решении. Решения городского Совета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в порядке, определенном Уставом города.

В соответствии с частью 4 статьи 37 Устава муниципального образования «Город Архангельск» мэр города в течение десяти дней подписывает принятое решение и направляет его в городской Совет и в средства массовой информации.

Согласно пункту 2 решения Архангельского городского Совета депутатов от 27.10.2005 № 56 «Об официальном опубликовании нормативных правовых актов Архангельского городского Совета депутатов» Официальным опубликованием нормативного правового акта Архангельского городского Совета депутатов является первая публикация его полного текста в газете «Архангельск».

Положение о порядке выявления и сноса самовольно установленных временных объектов на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденное решением Архангельского городского Совета депутатов от 26.05.2009 № 883, было опубликовано в газете «Архангельск» № 124-125 (4067-4068) от 04.07.2009.

Также, частями 1 и 2 статьи 37 Устава муниципального образования «Город Архангельск» (в ред. решений Архангельского городского Совета от 10.02.2010 № 44, от 20.10.2010 № 145, решений Архангельской городской Думы от 30.11.2011 № 348, от 28.11.2012 № 492, от 27.11.2013 № 38) предусмотрено, что городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает муниципальные нормативные и иные правовые акты в форме решений. Городская Дума правомочна принимать решения, если на заседании присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Порядок подготовки, внесения, рассмотрения и принятия решений устанавливается Регламентом городской Думы.

В соответствии с частью 4 статьи 39 Регламента Архангельской городской Думы (в ред. решения Архангельского городского Совета от 25.05.2010 № 110, решений Архангельской городской Думы от 15.12.2010 № 214, от 27.02.2013 № 539) (далее - Регламент) при внесении проекта решения на рассмотрение городской Думы субъекты правотворческой инициативы представляют следующие документы:

При внесении проекта решения на рассмотрение городской Думы субъекты правотворческой инициативы представляют следующие документы:

1) текст проекта решения и проекта правового акта, предполагаемого к утверждению;

2) лист согласования проекта решения (приложение к настоящему Регламенту);

3) пояснительную записку;

4) финансово-экономическое обоснование проекта решения;

5) перечень муниципальных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного решения;

6) заключение муниципально-правового департамента мэрии города;

7) документы и материалы, предусмотренные пунктом 4.1.3 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Архангельск" (по проекту решения о городском бюджете на очередной финансовый год);

8) документы и материалы, предусмотренные пунктом 6.5.2 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Архангельск" (по проекту решения об исполнении городского бюджета за отчетный финансовый год);

9) сопроводительное письмо с перечислением прилагаемых документов.

Частями 22 и 23 указанной нормы Регламента предусмотрено, что проекты решений, выносимые на рассмотрение сессии мэром города, с заполненным листом согласований и документами по вопросу представляются им в аппарат городской Думы в количестве 40 экземпляров не позднее чем за 20 дней до начала очередной сессии.

Согласно сопроводительному письму мэрии города Архангельска проект решения «О внесении изменений в Положение о порядке выявления и сноса самовольно установленных временных объектов на территории муниципального образования «Город Архангельск» направлен со всеми необходимыми документами в Архангельскую городскую Думу 27.03.2014.

В соответствии с частью 16 статьи 39 Регламента проекты решений, вносимые на сессию мэром города, должны иметь заключения профильной постоянной комиссии и организационно-правового управления аппарата городской Думы.

Часть 20 предусматривает, что рассмотренные профильной постоянной комиссией проект решения и документы к нему, а также заключение по проекту решения направляются постоянной комиссией не позднее чем за пять дней до начала сессии в аппарат городской Думы для внесения на сессию городской Думы.

Проект решения «О внесении изменений в Положение о порядке выявления и сноса самовольно установленных временных объектов на территории муниципального образования «Город Архангельск» был насмотрен 17.04.2014 на совместном заседании постоянных комиссий по финансам и бюджету, и по вопросам городского хозяйства, а 18.04.2014 на совместном заседании постоянных комиссий по экономике, собственности и предпринимательству, по вопросам архитектуры, строительства и землепользования, и по административно-правовым вопросам, местному самоуправлению, этике и регламенту.

В соответствии с частью 13 статьи 30 Регламента сессия городской Думы правомочна, если на ней присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Согласно части 6 статьи 43 Регламента решения и другие документы городской Думы считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от установленного числа депутатов.

Исходя из протокола заседания седьмой сессии Архангельской городской Думы двадцать шестого созыва, на сессии присутствовало 24 депутата.

Решение «О внесении изменений в Положение о порядке выявления и сноса самовольно установленных временных объектов на территории муниципального образования «Город Архангельск» принято 22 голосами.

Частями 1 и 9 ст. 42 Регламента предусмотрено, что аппарат городской Думы совместно с разработчиком (автором) проекта в течение десяти дней после окончания сессии оформляют текст решения с учетом принятых на сессии поправок и представляют председателю городской Думы на подпись.

Подписанное председателем городской Думы решение, являющееся нормативным правовым актом, в течение десяти дней после окончания сессии направляется мэру города для подписания.

Мэр города в течение десяти дней подписывает принятое решение либо отклоняет его.

Решение городской Думы вступает в силу с момента его подписания, если иное не установлено в самом решении. Решения городской Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в порядке, определенном Уставом МО «Город Архангельск».

В соответствии с частью 4 статьи 37 Устава муниципального образования «Город Архангельск» мэр города в течение десяти дней подписывает принятое решение и направляет его в городскую Думу и в средства массовой информации.

Согласно пункту 2 решения Архангельского городского Совета депутатов от 27.10.2005 № 56 «Об официальном опубликовании нормативных правовых актов Архангельской городской Думы» (в ред. решений Архангельского городского Совета от 25.10.2006 № 282, от 14.02.2007 № 358, от 12.09.2007 № 478, решений Архангельской городской Думы от 09.02.2011 № 231, от 15.12.2011 № 375) официальным опубликованием нормативного правового акта Архангельской городской Думы является первая публикация его полного текста в газете «Архангельск -город воинской славы».

Решение Архангельской городской Думы от 23.04.2014 № 113 «О внесении изменений в Положение о порядке выявления и сноса самовольно установленных временных объектов на территории муниципального образования «Город Архангельск» было опубликовано в газете «Архангельск -город воинской славы» № 39 (330) от 16.05.2014.

Таким образом, Положение, являющееся муниципальным нормативным правовым актом, принято представительным органом городского округа по вопросам местного значения городского округа и в пределах полномочий органов местного самоуправления городского округа.

Форма (вид), в которой представительный орган городского округа вправе принимать муниципальные нормативные правовые акты, соблюдена. Нарушения порядка (процедуры) принятия муниципальных нормативных правовых акта, правил введения его в действие, в том числе правил опубликования, регистрации, не установлено.

В соответствии с положениями статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1).

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2).

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

В соответствии с положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).

Оспариваемые положения муниципального нормативного правового акта статью 35 Конституции Российской Федерации не нарушают и статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации не противоречат.

Более того, в соответствии со статьей 8 (часть 2) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, и тем самым настоящим Кодексом закреплен конституционный принцип равноправия участников гражданско-правовых отношений.

Из этого следует, что права собственника объекта движимого имущества, самовольно установленного в границах городского округа на землях, государственная собственность на которые не разграничена, землях, отнесенных к муниципальной собственности городского округа, не могут иметь приоритета по отношению к правам публично-правового образования как собственника земель. В случае самовольного размещения на этих землях объекта движимого имущества защиту гражданских прав должен получить не тот, кто нарушил, а тот, кто претерпел от нарушения, то есть публично-правовое образование как собственник земель. При этом статьи 12, 14 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают и допускают защиту гражданских прав путем самозащиты права, то есть возможность устранения нарушения без обращения в суд.

Иное толкование закона неправомерно и несправедливо поставит собственника самовольно установленного объекта движимого имущества в преимущественное положение по сравнению с публично-правовым образованием как собственником земель, приведет к нарушению баланса публичных и частных интересов, что недопустимо.

В силу указания п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса российской Федерации, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 222 определяет, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Правовые последствия сноса самовольной постройки и демонтажа (переноса) самовольно установленного объекта движимого имущества различные. В отличие от правовых последствий, вызванных сносом самовольной постройки, в случае демонтажа (переноса) самовольно установленного объекта движимого имущества объект движимого имущества не перестает существовать как объект гражданских прав. Собственник самовольно установленного объекта движимого имущества в этом случае лишается не своего имущества или права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а места, на котором был самовольно установлен объект движимого имущества.

Самовольно установленные объекты движимого имущества к самовольным постройкам не относятся, и представительный орган городского округа вправе принять муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующим порядок освобождения земельных участков, занятых самовольно установленными временными объектами (сноса, переноса движимого имущества) в принудительном порядке, в том числе в целях самозащиты прав публично-правового образования как собственника земель.

Сами условия и порядок освобождения земельных участков, занятых самовольно установленными временными объектами (сноса, переноса) движимого имущества в принудительном порядке, установленные Положением, предоставляют лицу, самовольно установившему объект движимого имущества, возможность добровольно снести (перенести) свое имущество.

Так, в соответствии с пунктом 2.4, 2.5 Положения в трехдневный срок после установления владельца самовольного объекта Администрация … направляет владельцу самовольного объекта заказным письмом с уведомлением (либо вручает под расписку) предложение о добровольном сносе самовольного объекта и приведении земельного участка в состояние, пригодное для его дальнейшего использования, в двухнедельный срок.

Процедура освобождения земельных участков, занятых самовольно установленными временными объектами, предусмотренная данным Положением начинается только если владелец самовольного объекта в течение 15 дней с момента размещения объявления либо получения предложения о добровольном сносе не снесет самовольный объект и не явится в мэрию города для решения вопроса о добровольном сносе самовольного объекта или предоставления земельного участка в установленном порядке (либо владелец самовольного объекта не установлен)…

Условия и порядок освобождения земельных участков, занятых самовольно установленными временными объектами в принудительном порядке, установленные Положением, исключают произвольное освобождение земельных участков, занятых самовольно установленными временными объектами (сноса, переноса движимого имущества). При этом оспариваемые положения муниципального нормативного правового акта не ограничивают собственников такого имущества защищать свои гражданские права в судебном порядке, в том числе путем оспаривания решений и действий уполномоченного органа, связанных со освобождением земельных участков, занятых самовольно установленными временными объектами (сносом, переносом движимого имущества), предъявления требований о возмещении убытков, причиненных такими действиями.

Заявитель ссылается на положения ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положения статей 60, 62, 64 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует вопросы судебной защиты гражданских прав. При этом в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 60, 62 настоящего Кодекса устанавливает, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Оспариваемые положения муниципального нормативного правового акта этих вопросов не касаются и указанным федеральным законам не противоречат, поскольку отношения, связанные с самовольной постройкой, Положение не регламентирует.

Таким образом, нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликован в установленном законом порядке, оспариваемые положения не противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

По изложенным основаниям заявление индивидуального предпринимателя Годовиковой Е. А. о признании недействующими с момента принятия пунктов 2.6, 3.1-3.8, 5.1 «Положения о порядке выявления и сноса самовольно установленных временных объектов на территории муниципального образования «город Архангельск», утвержденного решением № 883 Архангельского городского Совета от 26 мая 2009 года, в редакции решения № 113 Архангельской городской Думы от 23 апреля 2014 года следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявление индивидуального предпринимателя Годовиковой Е. А. о признании недействующими с момента принятия пунктов 2.6, 3.1-3.8, 5.1 «Положения о порядке выявления и сноса самовольно установленных временных объектов на территории муниципального образования «город Архангельск», утвержденного решением № 883 Архангельского городского Совета от 26 мая 2009 года, в редакции решения № 113 Архангельской городской Думы от 23 апреля 2014 года - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2015 года.

Судья Е. А. Саблина

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Октябрьский районный суд г. Архангельска (Архангельская область) на 23.06.2015:
Дело № 2-6124/2015 ~ М-5130/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 18.08.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Розанова Т.О.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-6065/2015 ~ М-5123/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 21.07.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Моисеенко Н.С.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-6128/2015 ~ М-5145/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 16.07.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Черниенко Т.Е.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-6099/2015 ~ М-5129/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 06.07.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Саблина Е.А
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 11-376/2015, апелляция
  • Решение: оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Анисимова Т.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-6110/2015 ~ М-5150/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 07.10.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Калашникова А.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-39/2016 (2-6046/2015;), первая инстанция
  • Дата решения: 15.02.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Беляков В.Б.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-6132/2015 ~ М-5137/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 19.08.2015
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Калашникова А.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-6133/2015 ~ М-5148/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 10.09.2015
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Черниенко Т.Е.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-6105/2015 ~ М-5132/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 28.08.2015
  • Решение: Передано по подсудности, подведомственности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Романова Е.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-404/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 06.08.2015
  • Решение: Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Демёхин С.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-405/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 06.08.2015
  • Решение: Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Демёхин С.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-524/2015, апелляция
  • Дата решения: 08.09.2015
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Попов Ю.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-523/2015, апелляция
  • Дата решения: 08.09.2015
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Попов Ю.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-522/2015, апелляция
  • Дата решения: 20.10.2015
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Попов Ю.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-698/2015, апелляция
  • Дата решения: 08.09.2015
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Попов Ю.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-403/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 11.08.2015
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Демёхин С.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-521/2015, апелляция
  • Дата решения: 24.09.2015
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Попов Ю.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13-1105/2015, первая инстанция
  • Решение: Оставлено без рассмотрения
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Моисеенко Н.С.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-1102/2015, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Буторин О.Н.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-1109/2015, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Маслова С.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-1108/2015, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Маслова С.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-1106/2015, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Беляков В.Б.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/21-78/2015, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Демёхин С.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-1107/2015, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Воронин С.С.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/21-77/2015, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Демёхин С.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-1104/2015, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Розанова Т.О.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-1103/2015, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Розанова Т.О.
  • Судебное решение: НЕТ