Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Архангельска (Архангельская область) |
Дата поступления | 22.04.2014 |
Дата решения | 30.04.2014 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления |
Судья | Романова Е.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 634f8d85-867c-307c-beb2-622ee4bcbe8c |
Дело № 2-3920/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2014 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Гарганчук О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению [СКРЫТО] А. А. о признании незаконным бездействия мэрии г. Архангельска, обязании предоставить место в детском дошкольном учреждении,
установил:
[СКРЫТО] А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии города Архангельска, обязании предоставить его несовершеннолетнему сыну [СКРЫТО] Т. А.ёмовичу, ДД.ММ.ГГГГ, место в одном из детских дошкольных учреждений на территории муниципального образования «Город Архангельск».
В обоснование заявления указал, что его сын был зарегистрирован в очереди для дальнейшего определения в детский сад. До настоящего времени место в детском саду ребенку не предоставлено. Непринятие мэрией города Архангельска необходимых мер по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении нарушает права заявителя и его несовершеннолетнего ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, предусмотренное статьей 43 Конституции Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явились. Представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Мэрия г. Архангельска с заявленными требованиями не согласна.
В соответствии с частью 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) неявка в судебное заседание гражданина, органа местного самоуправления, решения, действия (бездействие) которого оспариваются, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как усматривается из материалов дела [СКРЫТО] А.А. является отцом [СКРЫТО] Т.А., ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке Департамента образования мэрии города Архангельска за подписью директора департамента Огибиной Т.С.[СКРЫТО] Т.А., ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в <данные изъяты> очереди для дальнейшего устройства в одно из муниципальных дошкольных образовательных учреждений территориального округа <данные изъяты> г. Архангельска. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в детском саду не предоставлено.
В судебное заседание заинтересованным лицом также не представлено доказательств обеспечения ребенка заявителя местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
[СКРЫТО] А.А. заявлены требования, вытекающие из публичных правоотношений - об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, которые подлежат рассмотрению в рамках главы 25 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Невыполнение обязанности государства и муниципальных образований влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке.
Статьей 1 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Город Архангельск» (административный центр - город Архангельск) наделено статусом городского округа.
В силу подпункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения МО «Город Архангельск» пунктом 13 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск».
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Надлежащим заинтересованным лицом по настоящему делу является мэрия города Архангельска как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных мэрии города федеральными законами и областными законами.
Постановлением мэрии города Архангельска от 21 августа 2013 года № 554 утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 2 указанного Порядка в учреждения МО «Город Архангельск», реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.
Следовательно, при наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.
Между тем, заинтересованным лицом обязанность по обеспечению ребенка заявителя местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Постановлением мэрии г. Архангельска от 21 августа 2013 года № 557 в развитие положений пункта 6 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплены муниципальные образовательные организации муниципального образования «Город Архангельск», реализующие образовательные программы дошкольного образования, находящиеся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска, за конкретными территориями муниципального образования «Город Архангельск».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для признания бездействия мэрии города Архангельска незаконным, и, как следствие, о необходимости возложения на мэрию города Архангельска обязанности обеспечить предоставление [СКРЫТО] Т.А. места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Согласно пункта 3 Порядка комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска, решение о комплектовании организаций принимается комиссией по комплектованию муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее по тексту - комиссия), действующей на основании положения, которое утверждается приказом директора департамента образования.
В силу пункта 1.1. Порядка комплектование организаций осуществляется на территории муниципального образования «Город Архангельск» согласно нормативному правовому акту, установленному мэрией города Архангельска, о закреплении организаций за конкретными территориями муниципального образования «Город Архангельск», при наличии свободных мест в организации, в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей) в предусмотренной Порядком последовательности.
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка комплектование организаций на новый учебный год проводится с 15 апреля до 01 сентября ежегодно. Ежемесячно проводится доукомплектование организаций на освободившиеся места на 20 число каждого месяца.
В действующем на территории муниципального образования «Город Архангельск» Порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений не предусмотрена обязанность предоставления ребенку места в конкретном муниципальном дошкольном учреждении, в том числе, указанном в заявлении родителей (законных представителей), или детском учреждении, посещаемом другим ребенком заявителя, не установлена такая обязанность и иными нормативными правовыми актами.
Вопрос о предоставлении места несовершеннолетнему ребенку заявителя в конкретном дошкольном образовательном учреждении может быть разрешен в порядке исполнения данного решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
По общему правилу обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина наступает по вступлению решения суда в законную силу, что соответствует принципу обязательности судебных постановлений, закрепленному в статье 13 ГПК РФ.
В силу части 3 статьи 258 ГПК РФ в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
требования [СКРЫТО] А. А. о признании незаконным бездействия мэрии г.Архангельска, обязании предоставить место в детском дошкольном учреждении - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии города Архангельска в части не предоставления несовершеннолетнему сыну [СКРЫТО] А. А. - [СКРЫТО] Т. А.ёмовичу, ДД.ММ.ГГГГ, места в детском дошкольном образовательном учреждении.
Обязать мэрию города Архангельска организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования [СКРЫТО] Т. А.ёмовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем приема в детское дошкольное образовательное учреждение, расположенное на территории муниципального образования «Город Архангельск».
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение суда изготовлено 05 мая 2014 года.
Судья Е.В. Романова