Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Архангельска (Архангельская область) |
Дата поступления | 18.02.2013 |
Дата решения | 14.03.2013 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Моисеенко Н.С. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 3d89304a-f533-35b7-a709-a6d70a7da003 |
Дело № 2 - 1989/2013 14 марта 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,
при секретаре судебных заседаний Кирьяновой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котласского межрайонного прокурора Архангельской области обратился в суд в интересах [СКРЫТО] З. В. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о понуждении к предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Котласский межрайонный прокурор Архангельской области обратился в суд в интересах [СКРЫТО] З.В. с иском к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - АРО ФСС) о понуждении к предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований законодательства по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, в ходе которой было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] З.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями, подтвержденными справкой формы 070/у-04, однако до настоящего времени путевка ей не была предоставлена, что может расцениваться как бездействие со стороны ГУ - АРО ФСС. Просил возложить на ответчика обязанность предоставить [СКРЫТО] З.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
В судебное заседание Котласский межрайонный прокурор Архангельской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Истец [СКРЫТО] З.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Заявленные прокурором требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - АРО ФСС Прудникова А.С., действовавшая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, указав, что путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются в санаторно-курортные учреждения в пределах выделенных бюджетных ассигнований, утвержденных отделению Фонда на текущий год, на основании конкурса, проводимого учреждением. В 2012 году за счет межбюджетных трансфертов выделено 42453,8 тыс. рублей, на которые приобретено 2316 путевок. По состоянию на 07 февраля 2013 года в отделении Фонда зарегистрировано 6286 заявки. Заявление [СКРЫТО] З.В. зарегистрировано в установленные порядком сроки, поставлено на учет. В предоставлении путевки отделение Фонда не отказывало.
Представитель третьего лица Федерального казенного учреждения Главное бюро медико - социальной экспертизы по Архангельской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Рассмотрев дело, заслушав, участвующих в деле лиц, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 9 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о 24 ноября 1995 года № 181 - ФЗ (далее - Закон), реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование, санаторно-курортное лечение.
Согласно частям 1, 5, 7 статьи 11 вышеназванного Закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Для инвалида индивидуальная программа реабилитации имеет рекомендательный характер, и он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
В силу положений пункта 8 статьи 6.1, части 1 статьи 6.2 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178 - ФЗ инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Судом установлено и не оспаривается стороной ответчика, что [СКРЫТО] З.В. является инвалидом второй группы, получателем набора социальных услуг, в том числе, имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] З.В. обратилась в ГУ - АРО ФСС с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, представив медицинскую справку для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданную ГБУЗ «<адрес> больница».
Данное заявление зарегистрировано учреждением, после чего истец поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно части 3 статьи 6.5 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178 - ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной главой 2 названного федерального закона, устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования РФ - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Частью 5 статьи 6.3 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178 - ФЗ предусматривает, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 названного закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно пунктам 3.3, 3.6 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 года № 328 в целях реализации статьи 6.3 Федерального Закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Порядок от 29 декабря 2004 года № 328), организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года № 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14 января 2004 года, регистрационный № 6189).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 года № 256, срок действия справки на получение путевки составляет шесть месяцев.
В силу пунктов 3.7 - 3.8 Порядка от 29декабря 2004 года № 328 при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Согласно части 2 статьи 6.3 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178 - ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Содержание вышеуказанной нормы права свидетельствует о том, что Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального Закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, так как данная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд приходит к выводу о том, что ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив Федеральным Законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Исходя из вышеизложенного исковые требования Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах [СКРЫТО] З.В. к Государственному учреждению Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о понуждении к предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год в соответствии с медицинскими показаниями подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах [СКРЫТО] З. В. к Государственному учреждению «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» о понуждении к предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждения «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» представить [СКРЫТО] З. В. путевку на санаторно - курортное лечение за 2012 год в соответствии с медицинскими показаниями.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья Н.С. Моисеенко
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна
Судья Н.С. Моисеенко