Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ломоносовский районный суд г. Архангельска (Архангельская область) |
Дата поступления | 16.10.2018 |
Дата решения | 20.12.2018 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Панкова Ангелина Владимировна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 58efacf0-c4c3-349f-987f-c2ffc53c915f |
Дело № 2-3669/2018 20 декабря 2018 года
29RS0014-01-2018-005149-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Панковой А.В.,
при секретаре Ульяновой Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску [СКРЫТО] Ю. И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о включении в стаж периодов, назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Ю.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить страховую пенсию (за исключением фиксированной выплаты) по старости. Требование обосновал тем, что 24.08.2018 он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты). Решением ответчика от 10.09.2018 в назначении пенсии ему отказано из-за недостаточности страхового стажа, стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Ответчиком периоды его работы с 27.03.1985 по 08.08.1985, с 03.09.1985 по 15.10.1996 включены в страховой стаж в календарном исчислении, с чем он не согласен. Кроме того, ответчиком не включен в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период работы с 01.01.2018 по 23.08.2018. Ответчик не уведомил его о том, что ему необходимо обратиться к работодателю для решения вопроса о предоставлении сведений в Пенсионный Фонд. Из представленной ответчику трудовой книжки следовало, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, он работал. С учетом включения данного периода в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, данный стаж составит 20 лет 03 месяца 23 дня. Просит обязать ответчика включить в страховой стаж в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев периоды работы с 27.03.1985 по 08.08.1985, с 03.09.1985 по 15.10.1996, в календарном исчислении в страховой стаж, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера период работы с 01.01.2018 по 23.08.2018, назначить страховую пенсию (за исключением фиксированной выплаты) с 07.09.2018.
В судебное заседание истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика с иском не согласился, пояснил, что оспариваемые истцом периоды работы не могут быть включены в подсчёт страхового стажа в полуторном исчислении, так как г. Архангельск отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера с 01.01.1992. Кроме того, до введения в действие нового правового регулирования, предусмотренного Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ, военнослужащие не могли рассчитывать на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты). При таких обстоятельствах оснований для применения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П при установлении страховой пенсии по старости лицам, являющихся получателями пенсий за выслугу лет, не имеется.
По определению суда с учетом мнения представителей сторон дело рассмотрено в отсутствие истца.
Заслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы отказного пенсионного дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Из материалов дела следует, что истец 24.08.2018 обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты) в соответствии с данной нормой закона. Из трудовой книжки истца следует, что он с 24.02.1997 проходил службу в органах внутренних дел, в государственной противопожарной службе МЧС России, является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Согласно решению пенсионного органа от 10.09.2018 № 615 в назначении пенсии истцу отказано в связи с недостаточностью страхового стажа, стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Страховой стаж истца, на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составил каждый 19 лет 08 месяцев 05 дней, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 19 лет 05 месяцев 29 дней.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
На основании части 1 статьи 13 Закона № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Частью 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ определено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Из решения ответчика следует, что периоды работы истца с 27.03.1985 по 08.08.1985, с 03.09.1985 по 15.10.1996 при определении страхового стажа учтены в календарном порядке, в страховой стаж, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера не включен период работы с 01.01.2018 по 23.08.2018.
Согласно записям в трудовой книжке в период с 27.03.1985 по 08.08.1985, с 03.09.1985 по 15.10.1996 истец работал в РСУ текущего ремонта Архангельского городского производственного жилищного управления, в овощесовхозе «Беломорский», которые находились в г. Архангельске.
Доводы стороны истца о том, что указанные периоды подлежат включению в страховой стаж в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев, суд считает обоснованными в силу следующего.
Нормативными правовыми актами, регулирующими порядок исчисления стажа работы для назначения пенсий по старости, действовавшими в спорные периоды работы истца, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» не предусматривал возможности включения периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы для назначения пенсий в льготном порядке исчисления.
Согласно абз. 2 п. 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого вышеуказанным Постановлением Совета Министров СССР, предусмотрено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01.03.1960 засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные ст. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Данной нормой закона определено, что работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, засчитывать при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года. Льготы, предусмотренные настоящей статьёй, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960, сокращена с пяти до трёх лет.
Согласно п. 1 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённой постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 года № 530/П-28 (далее – Инструкция), льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В силу п. 2 Инструкции льготы, предусмотренные статьями 1, 2, 3, 4 Указа от 10.02.1960, с учётом изменений и дополнений, внесённых Указом от 26.09.1967, предоставляются независимо от наличия письменного срочного трудового договора. Льготы, предусмотренные ст.5 Указа от 10.02.1960, предоставляются дополнительно работникам, прибывшим на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана – два года.
На основании подп. «а» п. 43 Инструкции лицам, указанным в пункте 2 Инструкции, общий стаж работы, дающий право на получение пенсий по старости и по инвалидности, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01.03.1960 в порядке: один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.
Из анализа приведённых норм законодательства, действовавшего в спорные периоды, следует, что при подсчёте стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в таких районах засчитывались в полуторном размере. Работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера из других местностей, такая льгота предоставлялась дополнительно лишь в случае заключения срочного трудового договора о работе в этих районах.
Как указано в части 2 статьи 32 Закона № 400-ФЗ, при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001.
Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1029 (с последующими изменениями), предусмотрено, что город Архангельск относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о зачёте периодов работы истца с 27.03.1985 по 08.08.1985, с 03.09.1985 по 15.10.1996 в страховой стаж в льготном порядке исчисления (один год работы за один год и шесть месяцев).
Доводы представителя ответчика о том, что период работы истца с 01.01.2018 по 23.08.2018 не подлежит включению в специальный стаж, поскольку на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии сведения о данном периоде в персонифицированном учете отсутствовали, суд считает необоснованными.
Истцом при обращении с заявлением о назначении пенсии была предоставлена трудовая книжка, из которой следовало, что истец в указанный период работал. Как следует из материалов пенсионного дела, истцу при его обращении с заявлением о назначении пенсии не было предложено обратиться к работодателю с заявлением о передаче сведений в персонифицированный учет. Согласно справке, представленной в материалы дела, истцу в указанный период неоплачиваемый отпуск, дни без сохранения заработной платы не предоставлялись. При таких обстоятельствах период работы истца с 01.01.2018 по 23.08.2018 подлежит включению в календарном исчислении в страховой стаж, а также в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку учреждение, в котором он работает, расположено к г.Архангельске, отнесенном к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
При включении спорных периодов работы в страховой стаж с применением льготного порядка исчисления с 27.03.1985 по 08.08.1985, с 03.09.1985 по 15.10.1996, в календарном исчислении в страховой стаж, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода работы с 01.01.2018 по 23.08.2018 у истца, с учётом продолжительности стажа, определённого пенсионным органом, образуется страховой стаж общей продолжительностью более 25 лет, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - более 20 лет.
С заявлением о назначении пенсии истец обратился 24.08.2018, возраста 55 лет он достиг 07.09.2018.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 22 ФЗ» О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона.
Следовательно, пенсия истцу (за исключением фиксированной выплаты) должна быть назначена с 07.09.2018.
Истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу статей 88, 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования [СКРЫТО] Ю. И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о включении в стаж периодов, назначении страховой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) включить [СКРЫТО] Ю. И. в страховой стаж в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев периоды работы с 27.03.1985 по 08.08.1985, с 03.09.1985 по 15.10.1996, в календарном исчислении в страховой стаж, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период работы с 01.01.2018 по 23.08.2018.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) назначить [СКРЫТО] Ю. И. страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты) с 07.09.2018.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) в пользу [СКРЫТО] Ю. И. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (Триста рублей).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Панкова