Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Исакогорский районный суд г. Архангельска (Архангельская область) |
Дата поступления | 22.05.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействий) должн. лиц администрации следственных изоляторов и исправительных учреждений: → Жалобы лиц, осужденных к лишению свободы, связанные с ненадлежащими условиями содержания |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | b44d516b-2de3-4f3c-b7be-0f2cbf458173 |
Дело № 2а-735/2023
УИД 29RS0005-01-2023-000699-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2023 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Шкарубской Т.С.
при секретаре Баскаковой Н.М.,
с участием административного истца Борца Д.В.
представителя административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН [СКРЫТО] по Архангельской области, [СКРЫТО] [СКРЫТО] Авдеенко Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Исакогорского районного суда г.Архангельска с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Борца Д. В. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации,
установил:
[СКРЫТО] Д.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что при отбывании наказания в период с 23.02.2023 по 23.03.2023 в камере № 10 ПКТ были допущены нарушения условий его содержания. Так данная камера нуждается в ремонте, краска стен местами облезла и облупилась, осыпалась штукатурка, у раковины практически нет кафельной плитки, имеются сколы, вдоль стены сверху от потолка - потеки, грибок и плесень, уровень влажности был превышен, кабинка туалета была выполнена не на всю высоту стены, внутри кабинки туалета закреплена камера видеонаблюдения, чаша Генуя вся в сколах и коррозии, у чаши Геня отсутствуют сифоны-затворы для предотвращения поступления в камеру газов, конструкция откидных коек не соответствует нормативному, к койкам прикреплены сидения, не рассчитанные на более крупного человека. На основании изложенного с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие Учреждения по содержанию его в исправительном учреждении, а также взыскать с ФКУ ИК-1 УФСИН [СКРЫТО] по Архангельской области компенсацию за нарушение условий его содержания в исправительном учреждении в размере 30000 руб.
В судебном заседании административный истец [СКРЫТО] Д.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, также просил признать незаконным бездействие исправительного учреждения по необеспечению его горячей водой в указанный период.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН [СКРЫТО] по Архангельской области, [СКРЫТО] [СКРЫТО] Авдеенко Е.Е. с иском не согласилась, указав на создание истцу надлежащих условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, ч.ч. 1, 2 ст. 27.6 КоАП РФ, ст.ст. 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст.ст. 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст.ст. 93, 99, 100 УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ч. 5 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с п. 13 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 в силу ч.ч. 2 и 3 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (ст.ст. 62, 125, 126 КАС РФ).
Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47).
В соответствии с ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
В силу ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 3 ст. 99 УИК РФ).
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] Д.В. осужден 31.03.2022 Красногвардейским районным судом г. Санкт-Петербурга к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 5 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
30.11.2022 он прибыл в ФКУ ИК-1 УФСИН [СКРЫТО] по Архангельской области для дальнейшего отбывания наказания. По прибытии был размещен в карантинном отделении, 14.12.2022 был распределен в отряд № 6, с 23.01.2023 переведен в строгие условия содержания.
В период отбывания наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН [СКРЫТО] по Архангельской области [СКРЫТО] Д.В. за нарушение Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений неоднократно водворялся в ШИЗО: 2 декабря 2022 г. (на 10 суток, камеры №№ 8, 1), 14 декабря 2022 г. (на 15 суток, камеры №№ 9, 6), 28 декабря 2022 г. (на 13 суток, камера № 6), 13 января 2023 г. (на 10 суток, камера № 6), 24 апреля 2023 г. (на 10 суток, камера № 2).
Также [СКРЫТО] Д.В. 23 января 2023 г. переведен в ПКТ на 3 месяца (камера № 10), 04 мая 2023 г. на 4 месяца (камера № 10).
Согласно п. 5 приложения № 1 приказа [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 27 июля 2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой. Кроме того, камеры ШИЗО оборудуются мебелью: откидной металлической кроватью с деревянной поверхностью, тумбой, столом для приема пищи, умывальником (рукомойником).
Здание ШИЗО/ПКТ оборудовано естественной вентиляционной системой. Вентиляция помещений обеспечивается наличием приточной вентиляции в коридоре ШИЗО и ПКТ, а также наличием форточек в окнах камер ШИЗО и ПКТ. С целью соблюдения требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» организовано регулярное проветривание запираемых помещений.
Здания общежитий отрядов и ШИЗО/ПКТ обеспечены системой центрального холодного водоснабжения, которое осуществляется от сетей ООО «РВК-Архангельск» (ранее – МУП МО «Город Архангельск» «Водоканал»).
Централизованное горячее водоснабжение в зданиях общежитий ФКУ ИК-1 УФСИН [СКРЫТО] по Архангельской области отсутствует из-за отсутствия инженерно-технических сетей и достаточной мощности теплогенерирующих установок котельной для производства и подачи горячей воды в здания общежитий жилой зоны с момента их строительства. При этом объекты коммунально-бытового обеспечения (столовая, банно-прачечный комплекс) обеспечиваются горячим водоснабжением от собственной котельной Учреждения.
Как установлено судом, в здании ШИЗО/ПКТ горячее водоснабжение осуществлялось путем установки накопительных водонагревателей (в душевых), подводка горячей воды к умывальникам камер ШИЗО/ПКТ отсутствует.
Так, горячее водоснабжение подается централизованно в душевые комнаты здания, где дважды в неделю осуществляется помывка осужденных, содержащихся в едином помещении камерного типа (по вторникам и пятницам).
Снабжение осужденных горячей водой в гигиенических целях осуществляется покамерно, по требованию конкретных лиц. Доказательств обращения административного истца с просьбой о выдаче ему горячей воды для использования в гигиенических целях и отказа в удовлетворении такой просьбы в материалы дела не представлено, сам административный истец на это не ссылается.
Как пояснил административный истец, кипяченой водой для питья осужденные обеспечивались трижды в день одновременно с приемом пищи.
В представлении Архангельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 28.02.2023 указано на наличие грибковых образований в камере № 10 ПКТ, а также отслоение лакокрасочного покрытия на полу, стенах, потолке.
Иных нарушений, указанных административным истцом (отсутствие у раковины кафельной плитки, наличие сколов, превышение уровня влажности, наличие сколов и коррозии у чаши Генуя, отсутствие сифонов-затворов, несоответствие нормативам конструкции откидных коек, наличие прикрепленных к койкам сидений, не рассчитанных на более крупного человека) в ходе проверок не обнаружено, доказательств обратному материалы дела не содержат.
Административный истец просит взыскать компенсацию за нарушение условий его содержания в камере № 10 ПКТ за период с 23.02.2023 по 23.03.2023. В судебном заседании [СКРЫТО] Д.В. пояснил, что административные иски им подаются отдельно на каждый месяц его нахождения в камере № 10 ПКТ как в Исакогорский районный суд г. Архангельска, так и по месту его жительства (Онежский городской суд Архангельской области). Несмотря на нахождение Борца Д.В. в камере №10 ПКТ на момент подачи настоящего административного иска (17.05.2023) уже более 4 месяцев административным истцом заявлен период лишь с 23.01.2023 по 23.02.2023, что указывает на искусственное увеличение количества подаваемых им исковых заявлений с целью увеличения суммы компенсации за ненадлежащие условия его содержания (по каждому исковому заявлению).
Так, решением Исакогорского районного суда г. Архангельска от 11.05.2023 в пользу Борца Д.В. взыскана компенсация за нарушение условий его содержания за период с 30.11.2022 по 20.02.2023, в том числе в период его нахождения в камере № 10 ПКТ (с 23.01.2022 по 20.02.2023).
Принимая во внимание изложенное, учитывая конструктивные особенности здания и наличие альтернативной возможности обеспечения осужденных горячим водоснабжением, учитывая незначительный срок, заявленный административным истцом, суд приходит к выводу о том, что применительно к разъяснениям, приведенным в пункте 14 постановления от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», отсутствие подведения горячей воды непосредственно к санитарно-техническим приборам в единых помещениях камерного типа и, нуждаемость камеры № 10 ПКТ в косметическом ремонте не могут быть признаны существенными нарушениями, влекущими возникновение права на присуждение компенсации.
Наличие туалетного оборудования, которое отгорожено от остального помещения таким образом, чтобы обеспечивалась приватность отправления санитарно-гигиенических процедур, безусловно, является обязательным элементом для признания условий содержания в исправительном учреждении надлежащими.
Согласно п. 5 Приложения № 1 приказа [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник).
Таким образом, перегородка, разделяющая санитарный узел и остальное пространство камеры, высотой 1 метр, не противоречит вышеуказанным нормам, следовательно, обеспечивает приватность при пользовании туалетом.
Установка камеры видеонаблюдения не является нарушением требований законодательства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности; в любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Право администрации исправительных учреждений использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, а потому закрепление указанного права не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права административного истца.
Нарушения, отраженные в представлении от 28.02.2023, о наличии грибковых образований в камере № 10 ПКТ, а также отслоение лакокрасочного покрытия на полу, стенах, потолке судом признаются несущественными, поскольку в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения факты, объективно свидетельствующие о нарушении в связи с данными обстоятельствами прав и охраняемых законом интересов административного истца.
Поскольку, выявленные краткосрочные отклонения от установленных норм не влекут безусловного нарушения прав административного истца, которые бы унижали его человеческое достоинство, причиняли ему расстройство и неудобства, степень которых превышала неизбежный уровень страданий, неотъемлемый от отбывания наказания с учетом режима места принудительного содержания, в связи с чем оснований для признания бездействия по необеспечению надлежащих условий содержания административного истца и взыскания компенсации за период с 23.02.2023 по 23.03.2023 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Борца Д. В. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Исакогорский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2023 года.
Председательствующий (подпись) Т.С. Шкарубская
Борца Д. В. Борца Д. В.