Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Благовещенский городской суд (Амурская область) |
Дата поступления | 10.01.2022 |
Дата решения | 25.01.2022 |
Категория дела | отказа в принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения |
Судья | Фирсова Е.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | db3ef20d-79c1-3a90-97d5-dad58895dedc |
Производство № 2-1360/2022
УИД 28RS0004-01-2022-000002-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2022 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретаре Коваленко Е.Г.,
С участием истца ВА, представителя ответчика МВ
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ВА к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании произвести выплату,
УСТАНОВИЛ:
ВА обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с настоящим исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Амурской области, в обоснование заявленных требований указав, что он является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: *** ***. В указанном жилом помещении истец проживает постоянно с членами семьи – женой ОН, дочерями – ЯВ и АВ Согласно заключению межведомственной комиссии от 16.09.2021 года № 5 указанное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу. Однако уведомлением Министерства социальной защиты населения Амурской области от 08.12.2021 года истцу в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения было отказано по мотиву того, что право собственности на дом на момент объявления ЧС на территории Амурской области за истцом не было признано. На момент возникновения ЧС истец длительное время пользовался жилым помещением, проживал в нем с семьей, в связи с чем полагал, что имеет право на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, данное жилое помещения является единственным.
На основании изложенного, истец ВА просил суд признать незаконным уведомление от 08.12.2021 года № 06-25/11984 Министерства социальной защиты населения Амурской области об отказе в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: *** ***, в результате чрезвычайной ситуации; возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность предоставить ВА выплату на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: *** ***., поврежденного в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей на территории Амурской области, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 года № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области», за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области с последующим возмещением понесенных затрат за счет средств федерального бюджета.
Определением Благовещенского городского суда от 12.01.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительства Амурской области, ГКУ Амурской области «УСЗН по Архаринскому району», ОН, ЯВ, АВ
Будучи извещенными о месте и времени судебного заседания в него не явились третьи лица Правительство Амурской области, ГКУ Амурской области «УСЗН по Архаринскому району», ОН, ЯВ, АВ, Администрация Архаринского района Амурской области, Главное управление МЧС России по Амурской области, Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство строительства и архитектуры Амурской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, сведений о причинах неявки суду не представлено, ходатайств об отложении не заявлено, учитывая мнение истца, представителя ответчика, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, суд определил рассматривать дело при данной явке.
В судебном заседании истец на требованиях иска настаивал, подробно указал на обстоятельства, изложенные в заявлении, дополнительно пояснил, что в спорном доме проживает с 2002 года, с этого же времени и зарегистрирован по данному адресу. В связи с наводнением, имевшим место летом 2021 года, дом был поврежден и признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу. После наводнения истец обратился в Управление социальной защиты населения по Архаринскому району, где ему сказали, что договор социального найма, заключенный с ним от 2013 года, является недействительным, в связи с чем с ним был повторно заключен договор социального найма в октябре 2021 года. Договор социального найма от 2013 года истцом в Министерство социальной защиты Амурской области с заявлением о предоставлении выплаты не подавался, поскольку истец считал его недействительным. Поскольку истец с 2002 года постоянно проживает по адресу: *** ***, имеет регистрацию, а также с ним был заключен договор социального найма в 2013 году и в 2021 году, истец полагал, что решение Министерства социальной защиты населения Амурской области об отказе в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с утратой жилого помещения, незаконно, просил требования иска удовлетворить.
Представитель ответчика исковые требования ВА не признала, в обоснование своих возражений, также изложенных в письменном виде, указала, что меры социальной поддержки в виде выплат денежных средств осуществляются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма, отсутствие у граждан другого жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодного для проживания. Истец указал, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации он длительное время проживал по адресу: *** ***, что подтвердил договором социального найма от 27.09.2013 года. Жилое помещение, расположенное по адресу: Амурская ***, в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшего на территории Амурской области, заключением межведомственной комиссией признано аварийным и подлежащим сносу. ВА обратился в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением, приложив к нему договор социального найма на указанное жилое помещение от 28.10.2021 года. По результатам рассмотрения было принято решения об отказе в предоставлении указанной выплаты, поскольку представленный на комиссию договор социального найма от 28.10.2021 года заключен с ВА после чрезвычайной ситуации на территории Архаринского района. Договор социального найма от 27.09.2013 года истцом представлен не был. В связи с чем оснований для удовлетворения требований не имеется.
Выслушал объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в числе прочих установлена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пп. «а» ч. 1).
Пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона Амурской области от 06.03.1997 года № 151-ОЗ «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что губернатор области принимает решение об отнесении возникших на территории области чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 21.05.2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Амурской области от 06.03.1997 года № 151-ОЗ «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в связи с проходящими весной - летом 2021 года по территории Амурской области комплексами длящихся опасных, неблагоприятных метеорологических и гидрологических явлений (осадки различной интенсивности, подъемы уровня воды на реках Амурской области), вызвавших поэтапные наводнения, затопление посевов сельскохозяйственных культур, подтопление и затопление территорий, повреждение жилых домов, объектов социальной, транспортной и иной инфраструктур, нанесение значительного ущерба гражданам и организациям (индивидуальным предпринимателям) постановлено с 26.05. 2021 года ввести на территории Амурской области режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой затрагивает: на первом этапе с 26.05.2021 года - территории Архаринского, Зейского, Константиновского, Магдагачинского, Мазановского, Михайловского, Сковородинского, Серышевского, Тамбовского, Шимановского районов, Белогорского, Завитинского, Ивановского, Тындинского муниципальных округов Амурской области, с 24.06.2021 года - территории Благовещенского, Свободненского районов, города Благовещенск Амурской области; на втором этапе с 06.08.2021 года - территории Архаринского, Благовещенского, Зейского, Мазановского, Михайловского, Октябрьского, Селемджинского, Серышевского районов, Белогорского, Бурейского, Завитинского, Ромненского муниципальных округов, города Белогорск Амурской области, с 13.08.2021 года - территории Свободненского, Шимановского районов, городов Благовещенск, Свободный Амурской области, с 27.08.2021 года - территорию города Шимановск Амурской области.
Согласно заключению об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодного для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым от 16.09.2021 года № 5, акту обследования помещения (многоквартирного дома) от 16.09.2021 года № 5, акту обследования материально-бытовых условий проживания семьи, жилой дом, расположенный по адресу: *** ***, признан аварийным и подлежащим сносу.
ВА обратился в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, однако уведомлением от 08.12.2021 года № 06-25/11984 ВА отказано в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по причине того, что представленный заявителем договор социального найма на жилое помещение, расположенное: Амурская ***, заключен в октябре текущего года и не может служить основанием для принятия решения о предоставлении выплаты, поскольку исходя из даты составления заключения о признании указанное жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, следует, что во владении и пользовании заявителю было передано аварийное жилое помещение, что является нарушением действующего жилищного законодательства.
С указанным отказом ВА не согласился, полагал уведомление Министерства социальной защиты населения Амурской области незаконным, в связи с чем им был инициирован настоящий иск в суд.
Рассматривая обоснованность данного уведомления об отказе в предоставлении выплаты, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 года № 596 утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области (далее – Правила от 22.10.2019 года № 596).
Согласно пп. 3 п. 1.2. указанных Правил предоставление выплат на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в отношении: 1) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 2) граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 3) граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанных на основании судебного решения, вступившего в законную силу, постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящихся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, относящихся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Таким образом, анализ приведенного положения Правил показывает, что обязательным условием для получения компенсационных выплат на приобретение или строительство жилых помещений возможно при наличии совокупности обстоятельств, в частности при предоставлении документов, позволяющих заявителя отнести к собственнику поврежденного жилого помещения во время режима чрезвычайной ситуации или нанимателю утраченного жилого помещения по договору социального найма и не имеющего на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (выписка из ЕГРН, свидетельство о праве собственности, договор социального найма или иное), а также наличие постоянной регистрации в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации.
В силу п. 2.10 Правил рассмотрение заявлений на предоставление выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и документов, поданных заявителями (представителями), осуществляется комиссией, которая в течение 10 рабочих дней со дня поступления от ГКУ УСЗН в министерство пакета документов заявителя или в течение 5 рабочих дней со дня получения министерством сведений, запрошенных в соответствии с п. 2.9 настоящих Правил, рассматривает их и принимает одно из следующих решений: 1) о предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; 2) об отказе в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с п. 2.12 Правил основаниями для принятия комиссией решения об отказе в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются: 1) отсутствие у заявителя и (или) членов его семьи права на предоставление выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с настоящими Правилами; 2) представление документов, содержащих недостоверные и (или) неполные сведения; 3) непредставление документов и сведений, предусмотренных п. 2.11 настоящих Правил, в установленный указанным пунктом срок.
Из материалов дела следует, что 27.09.2013 года между Администраций Касаткинского сельсовета и ВА заключен договор социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда, по условиям которого нанимателю (ВА) и членам его семьи во владение и пользование для проживания в нем предоставлено жилое помещение, квартира по адресу: Амурская *** (п. 1.1).
В пункте 1.2 договора определено, что вместе с нанимателем (ВА) в жилом помещении будут проживать: жена – ОН, дочь – ЯВ, дочь – АВ
В силу ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Основания изменения условий договора указаны в ст. 451 ГК РФ. Данной нормой предусмотрено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Согласно ч. 1 ст. 683 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет.
В ходе судебного заседания установлено, стороной ответчика обратного не приведено, что истец зарегистрирован и по настоящее время использует спорное жилое помещение по назначению, несет бремя содержания в отношении данного жилого помещения.
Из анализа договора найма жилого помещения от 27.09.2013 года не следует, что данный договор заключен на определенный срок, в связи с чем суд приходит к выводу о применении в рассматриваемом случае положений ч. 1 ст. 683 ГК РФ, и считает, что указанный договор между Администраций Касаткинского сельсовета и ВА заключен на 5 лет.
При этом, поскольку договор найма жилого помещения от 27.09.2013 года истек 28.09.2018 года, суд приходит к выводу, что между Администраций Касаткинского сельсовета и ВА договор найма после истечения срока его действия продлился на новый срок.
Кроме того, о том, что договор социального найма от 27.09.2013 года продлился на новый срок свидетельствует и договор социального найма в домах государственного и муниципального фонда от 28.10.2021 года № 02.
Доказательств тому, что договор найма жилого помещения от 27.09.2013 года с ВА расторгнут, либо признан незаконным, стороной ответчика не представлено и материалы дела таковых не содержат.
В соответствии с положениями ст. 684 ГК РФ по истечении срока договора найма жилого помещения наниматель имеет преимущественное право на заключение договора найма жилого помещения на новый срок.
Не позднее, чем за три месяца до истечения срока договора найма жилого помещения наймодатель должен предложить нанимателю заключить договор на тех же или иных условиях либо предупредить нанимателя об отказе от продления договора в связи с решением не сдавать в течение не менее года жилое помещение внаем. Если наймодатель не выполнил этой обязанности, а наниматель не отказался от продления договора, договор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок. При согласовании условий договора наниматель не вправе требовать увеличения числа лиц, постоянно с ним проживающих по договору найма жилого помещения. Если наймодатель отказался от продления договора в связи с решением не сдавать помещение внаем, но в течение года со дня истечения срока договора с нанимателем заключил договор найма жилого помещения с другим лицом, наниматель вправе требовать признания такого договора недействительным и (или) возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор.
По смыслу вышеприведенной нормы нарушение такой обязанности по уведомлению нанимателя в установленный срок предполагает автоматическое продление договора найма на тех же условиях и на тот же срок. При этом закон предполагает только одну причину для отказа в продлении договора - решение наймодателя не сдавать помещение внаем в течение года.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что наймодателем (Администрацией Касаткинского сельсовета) принято такое решение с обоснованием причин принятия такового, равно как и не следует, что наймодатель уведомлял нанимателя об отказе от продления договора.
В этой связи оснований ставить под сомнение договор социального найма от 27.09.2013 года не имеется, суд находит достоверно установленным, что с сентября 2013 года ВА является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская ***, имеет постоянную регистрацию по указанному адресу. При этом, в соответствии с справкой Администрации Касаткинского сельсовета от 27.12.2021 года № 611, актом обследования материально-бытовых условий проживания семьи от 06.08.2021 года, выписке из ЕГРН, договора социального найма жилого помещения от 28.10.2021 года № 02, общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: амурская область, ***, составляет 42,0 кв.м.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, иных жилых помещений истец, а также члены его семьи, не имеют.
Таким образом, учитывая приведенные положения закона в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд находит достоверно установленным, что истец ВА и члены его семьи: жена – ОН, дочь – ЯВ, дочь – АВ на момент возникновения на территории Амурской области чрезвычайного положения постоянно проживали и были зарегистрированы по адресу: *** ***. ВА является нанимателем указанного жилого помещения с 27.09.2013 года, которое было признано аварийным и подлежащим сносу в результате сложившейся чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области, а, потому, истец имеет право на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При таких обстоятельствах, проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что принятое Министерством социальной защиты населения Амурской области решение об отказе в предоставлении истцу выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 08.12.2021 года № 06-25/11984 является незаконным, материалами дела достоверно подтвержден факт того, что жилое помещение, переданное истцу по договору социального найма, расположенное по адресу: *** ***, пострадало в период чрезвычайной ситуации, в связи с чем признано аварийным и подлежащим сносу.
Согласно п. 2.16 Правил от 22.10.2019 г. № 596 средства выплаты на приобретение или строительство жилого помещения перечисляются министерством на специальный счет заявителя в течение 5 рабочих дней со дня получения министерством от заявителя документов и сведений, указанных в п. 2.11 настоящих Правил.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено наличие совокупности предусмотренных Правилами от 22.10.2019 года № 596 условий, позволяющих истцу ВА получить компенсационные выплаты, учитывая, что решением Министерства социальной защиты населения Амурской области об отказе в предоставлении истцу выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного, признанным судом незаконным, существенно нарушаются права ВА на защиту от чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу о необходимости восстановления права истца и о возложении на ответчика Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанности предоставить ВА выплату на приобретение или строительство жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области, введенной Распоряжением Губернатора Амурской области от 25.05.2021 года № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области», за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Таким образом, требования искового заявления ВА к Министерству социальной защиты населения Амурской области основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Министерства социальной защиты населения Амурской области от 08.12.2021 года № 06-25/11984 об отказе ВА в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: *** ***, общей площадью. 42 кв.м., в результате чрезвычайной ситуации.
Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области предоставить ВА выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен жилого помещения, расположенного по адресу: *** ***, общей площадью. 42 кв.м., утраченного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей на территории Амурской области, введенной Распоряжением Губернатора Амурской области от 25.05.2021 года № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области», за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области с последующим возмещением понесенных затрат за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть 30 января 2022 года.
Председательствующий Е.А. Фирсова