Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Солнечный районный суд (Хабаровский край) |
Дата поступления | 24.03.2015 |
Дата решения | 17.06.2015 |
Категория дела | - об оплате труда |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | bc50d2c7-a596-3cc3-8587-07fe6c93ee72 |
Гражданское дело № 2-220/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17.06.2015 п. Солнечный
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего Вовченко Е.В.,
при секретаре Кончицкой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании незаконными действий по невыплате единовременного денежного поощрения по итогам работы за 2014 год, взыскании единовременного денежного поощрения за 2014 год, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, вынесении частного определения и направлении прокурору для возбуждения административных дел в отношении должностных лиц администрации Солнечного муниципального района; ФИО4 к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о взыскании единовременного денежного поощрения по итогам работы за 2014 год и компенсации морального вреда,
установил:
[СКРЫТО] М.А., [СКРЫТО] М.А., Пономарева Е.Н., Семенихина М.С. обратились в суд с вышеуказанным иском к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, учитывая изменения исковых требований, мотивируя тем, что они работают в Администрации и занимают муниципальные должности. 30.12.2014 распоряжением администрации муниципального района муниципальным служащим выплачено единовременное поощрение в размере 1,87 должностного оклада. Однако им (истцам) единовременное поощрение по итогам работы за 2014 год выплачено не было без каких-либо устных или письменных уведомлений. В течение 2014 года к ним не применялись дисциплинарные взыскания, не имелось фактов нарушений финансовой дисциплины, трудовой законодательства и прочих нарушений, они добросовестно исполняли свои обязанности, при этом другие муниципальные служащие Администрации, в том числе замещающие муниципальные должности, поощрение получили. Считают, что у работодателя не имелось причин для невыплаты им поощрения по итогам работы за 2014 год.
[СКРЫТО] М.А., [СКРЫТО] М.А. и Пономарева Е.Н. просят суд:
- признать действия администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, связанные с невыплатой единовременного денежного поощрения за 2014 год незаконными,
-взыскать с ответчика в пользу каждого истца расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>
-взыскать с ответчика компенсацию морального вреда <данные изъяты> в пользу каждого истца,
-за нарушение трудового законодательства вынести в адрес администрации Солнечного муниципального района частное определение и направить прокурору сообщение для принятия решения о возбуждении в отношении должностных лиц администрации района дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27, ст. 5.62 КоАП РФ.
ФИО2 просит взыскать с ответчика в ее пользу единовременное денежное поощрение за 2014 год в размере 1,87 должностного оклада.
ФИО1 просит взыскать с ответчика в его пользу единовременное денежное поощрение за 2014 год в размере 1,87 к должностному окладу с учетом размеров его должностных окладов в должности заместителя начальника отдела за период с 01.01.2014 по 30.09.2014 и в должности главного специалиста с 01.10.2014 по 31.12.2014.
Пономарева Е.Н. просит взыскать с ответчика в ее пользу единовременное денежное поощрение в размере 1,87 к должностному окладу с учетом размеров ее должностных окладов в должности начальника отдела со статусом юридического лица за период с 01.01.2014 по 05.08.2014 и в должности начальника отдела без статуса юридического лица с 06.08.2014 по 31.12.2014.
Семенихина М.С. просит суд взыскать с ответчика в ее пользу единовременное денежное поощрение по итогам работы за 2014 год в размере 1,87 должностного оклада, а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в заявлениях об изменении исковых требований, в дополнение суду пояснил, что муниципальным служащим Администрации по итогам 2014 года за эффективное исполнение должностных обязанностей, качественное и своевременное выполнение важных и сложных заданий выплачено единовременное поощрение. Несмотря на то, что у него широкий круг должностных обязанностей, он эффективно их исполняет. Считает, что он является специалистом высокого уровня, однако ему необоснованно не выплатили указанное выше поощрение. Учитывая неправомерные действия работодателя, отсутствия оснований для отказа в выплате поощрения, нарушения его трудовых прав, указывающие на дискриминацию в сфере труда, просит удовлетворить его требования в полном объеме.
Истец ФИО2 в судебном заседании свои исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и в заявлениях об изменении исковых требований, в дополнение пояснила, что нарушения выявлялись не только в отделе по управлению муниципальным имуществом, в котором она работает, но и в других отделах, однако служащим этих отделов поощрение выплатили. Считает, что она трудится добросовестно, взысканий, устных нареканий не имеет, ей необоснованно не выплатили поощрение по итогам работы за 2014 год. Просит удовлетворить ее требования в полном объеме.
Ответчик Пономарева Е.Н. свои исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в дополнении к исковому заявлении, с учетом изменения исковых требований, в дополнение пояснила, что работая в отделе по спорту и моложенной политике Администрации она добросовестно исполняет свои обязанности, имеет много грамот и дипломов за хорошее выполнение своих обязанностей, и считает, что у работодателя не имелось оснований для невыплаты ей поощрения за 2014 год. Просит удовлетворить ее требования в полном объеме.
Кроме того, истцы [СКРЫТО] М.А., [СКРЫТО] М.А. и Пономарева Е.Н. пояснили в судебном заседании, что глава района не может объективно оценить каждого сотрудника Администрации, поскольку не владеет такой информацией.
Представитель ответчиков [СКРЫТО] М.А., [СКРЫТО] М.А., Пономаревой Е.Н. – Трохова Н.Г. представила письменные пояснения относительно исковых требований ее доверителей, которые, по сути, аналогичны пояснениям истцов [СКРЫТО] М.А., [СКРЫТО] М.А. и Пономаревой Е.Н., пояснив суду, что оснований для не выплаты поощрения указанным истцам у представителя нанимателя не имелось, поскольку они надлежаще, качественно, эффективно, плодотворно исполняли в течение оспариваемого периода свои должностные обязанности. Невыплата поощрения является дискриминацией в сфере труда, не может быть основана на одном волевом решении работодателя. Просит удовлетворить требования [СКРЫТО] М.А., [СКРЫТО] М.А., Пономаревой Е.Н. в полном объеме.
Истец Семенихина М.С. дала суду пояснения, аналогичные пояснениям указанных выше истцов. Просит удовлетворить ее требования в полном объеме.
Представитель ответчика Соловьева Т.В. исковые требования истцов [СКРЫТО] М.А., [СКРЫТО] М.А., Пономаревой Е.Н., Семенихиной М.С. не признала, суду пояснила, что истцам за декабрь 2014 г. полностью выплачено денежное содержание, в которое входит ежемесячное денежное поощрение. По итогам работы отделов по управлению имуществом и спорту и молодежной политике, в которых работают истцы, а также по итогам работы самих истцов представитель нанимателя не усмотрел оснований для выплаты последним единовременного денежного поощрения по итогам работы за 2014 год. Применение мер поощрения является правом работодателя и носит индивидуальный характер, считает, что требования истцов не обоснованы. Поскольку действия работодателя по невыплате поощрения истцам законны, права истцов, как работников не нарушены, просит отказать в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] М.А., [СКРЫТО] М.А., Пономаревой Е.Н. и Семенихиной М.С. в полном объеме.
Выслушав истцов, представителя истцов, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что с 21.11.2008 ФИО2 осуществляла трудовую деятельность на муниципальной должности муниципальной службы заместителя председателя комитета по управлению муниципальным имуществом. С 21.07.2009 переведена на муниципальную должность муниципальной службы заместителя начальника отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края.
По трудовому договору от 19.04.2004 № 81 ФИО1 принят на муниципальную должность муниципальной службы ведущего специалиста комитета по делам молодежи администрации муниципального образования Солнечного района.
Согласно трудовому договору от 01.06.2006 ФИО1 принят на муниципальную должность главного специалиста комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации Солнечного муниципального района.
В соответствии с дополнительным соглашением от 21.07.2009 № 1 к трудовому договору ФИО1 принят на должность заместителя начальника отдела по культуре, молодежной политике и спорту администрации Солнечного муниципального района.
Дополнительным соглашением от 29.06.2010 к трудовому договору ФИО1 принят на должность заместителя начальника отдела по спорту и молодежной политике администрации Солнечного муниципального района.
В связи с реорганизацией отдела по спорту и молодежной политике администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края путем присоединения к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края распоряжением администрации Солнечного муниципального района от 01.10.2014 № 350-к ФИО1 назначен на муниципальную должность муниципальной службы главного специалиста отдела по спорту и молодежной политике, являющегося структурным подразделением администрации Солнечного муниципального района без статуса юридического лица с 01.10.2014.
Пономарева Е.Н. принята на муниципальную службу и назначена на муниципальную должность начальника отдела по спорту и молодежной политике администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края распоряжением администрации Солнечного муниципального района от 07.06.2010 № 152-к «О приеме». С ней заключен трудовой договор от 07.06.2010 № 175.
В связи с реорганизацией отдела по спорту и молодежной политике администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края путем присоединения к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края распоряжением администрации Солнечного муниципального района от 05.08.2014 № 302-к Пономарева Е.Н. назначена на муниципальную должность муниципальной службы начальника отдела по спорту и молодежной политике, являющегося структурным подразделением администрации Солнечного муниципального района без статуса юридического лица с 06.08.2014.
Администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края заключила трудовой договор от 30.07.2010 № 197 с Семенихиной М.С. С 01.03.2011 Семенихина М.С. назначена на муниципальную должность муниципальной службы ведущего специалиста отдела по управлению муниципальным имуществом.
Согласно ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Часть 2 ст. 22 указанной выше Закона установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Закона Хабаровского края от 25.07.2007 № 131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района от 19.06.2013 № 43 утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих Солнечного муниципального района Хабаровского края, согласно которому денежное содержание муниципального служащего муниципального района, состоит из следующих частей:
1) должностной оклад муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы,
2) ежемесячные и иные дополнительные выплаты:
а) ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу за:
- выслугу лет на муниципальной службе,
- особые условия муниципальной службы,
- работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) ежемесячное денежное поощрение;
в) премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления, исполнения должностных обязанностей;
г) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.
Порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий установлен Положением об оплате труда муниципальных служащих, утвержденным решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района от 19.06.2013 № 43, а также Положением о премировании муниципальных служащих администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края за выполнение особо важных и сложных заданий, утвержденным распоряжением администрации Солнечного муниципального района от 26.12.2012 № 3035-р.
Согласно денежному содержанию, установленному в трудовых договорах истцов, и расчетным листкам за декабрь 2014 года, денежное содержание последним начислено и выплачено в полном объеме.
Согласно ст. 26 Закона о муниципальной службе в Российской Федерации виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Закона Хабаровского края от 25.07.2007 № 131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае» за успешное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, безупречную и эффективную муниципальную службу предусматриваются следующие виды поощрения и награждения: объявление благодарности, выплата единовременного поощрения, награждение ценным подарком, награждение почетной грамотой, награждение в установленном порядке государственными наградами. Решение о применение в отношении муниципального служащего видов поощрений принимается представителем нанимателя (работодателем). Муниципальными правовыми актами могут быть установлены другие виды поощрения муниципальных служащих.
Порядок поощрения муниципальных служащих администрации Солнечного муниципального района предусмотрен Положением о поощрениях муниципальных служащих администрации Солнечного муниципального района, утвержденным распоряжением администрации Солнечного муниципального района от 26.12.2012 № 3036-р.
В соответствии с п. 3.1 указанного выше Положения поощрение муниципальных служащих применяется при наличии одного из следующих оснований:
- за безупречную муниципальную службу и эффективное исполнение должностных обязанностей;
- качественное и своевременное выполнение особо важных и сложных заданий;
- в связи с юбилейными датами, за добросовестный труд;
- в связи с празднованием знаменательных и памятных дат, профессиональными и государственными праздниками, за добросовестный труд;
- награждение орденами и медалями Российской Федерации, знаками отличия Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации, поощрение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Распоряжением администрации Солнечного муниципального района от 30.12.2014 № 414-к «О выплате единовременного денежного поощрения» принято решение о выплате отдельным муниципальным служащим единовременного денежного поощрения за эффективное исполнение должностных обязанностей, качественное и своевременное выполнение важных и сложных заданий.
Оснований для выплаты указанного единовременного денежного поощрения муниципальным служащим Администрации ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 представитель нанимателя (работодатель) не усмотрел.
Поскольку часть 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (а особенности поощрения муниципальных служащих данным законом не урегулированы), то правовая регламентация поощрений муниципальных служащих осуществляется посредством норм Трудового Кодекса РФ, в частности ст. 22, ст. 191 ТК РФ.
Статьей 22 ТК РФ установлено, что работодатель имеет право, в частности, поощрять работников за добросовестный эффективный труд
В соответствии со статьей 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Установленные фактические и правовые обстоятельства дают основания для вывода о том, что в данном случае поощрение муниципальных служащих администрации Солнечного муниципального района по итогам работы за 2014 год является поощрением за эффективное исполнение должностных обязанностей, качественное и своевременное выполнение важных и сложных заданий. Данное поощрение относится к дополнительным выплатам, которые носят стимулирующий характер, не является составной частью денежного содержания муниципального служащего, выплачивается в целях поощрения последнего на основании единоличного решения представителя нанимателя (работодателя). По смыслу статьи 191 ТК РФ выплата поощрений является правом, а не обязанностью работодателя и зависит от его усмотрения. Оснований для выплаты истцам поощрения по итогам работы за 2014 год представитель нанимателя (работодатель) не усмотрел.
В данном случае законодатель отнес на усмотрение представителя нанимателя (работодателя) вопрос о возможности применения в отношении муниципального служащего такого вида поощрения. При этом суд приходит к выводу, что вопрос об обоснованности применения (неприменения) поощрения не может быть разрешен судом, решение данного вопроса к компетенции суда не отнесено, так как единовременное поощрение к обязательным выплатам не относится, не носит гарантированный характер, его установление в отношении каждого работника обязанностью работодателя не является.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истцов [СКРЫТО] М.А., [СКРЫТО] М.А., Пономаревой Е.Н. о признании действий администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, связанных с невыплатой единовременного денежного поощрения за 2014 год незаконными, а также требования указанных истцов и Семенихиной М.С. о взыскании единовременного денежного поощрения по итогам работы за 2014 год удовлетворению не подлежат, поскольку они не основаны на законе.
Учитывая, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении вышеуказанных требований, следовательно, не подлежат удовлетворению и производные от него требования истцов [СКРЫТО] М.А., [СКРЫТО] М.А. и Пономаревой Е.Н. взыскании с ответчика в пользу каждого истца расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>, вынесении в адрес ответчика частного определения, а также требования указанных истцов и истца Семенихиной М.С. о компенсации морального вреда, так как судом установлено, что права последних работодателем не нарушены.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании незаконными действий по невыплате единовременного денежного поощрения по итогам работы за 2014 год, взыскании единовременного денежного поощрения за 2014 год, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, вынесении частного определения и направлении прокурору для возбуждения административных дел в отношении должностных лиц администрации Солнечного муниципального района; ФИО4 к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о взыскании единовременного денежного поощрения по итогам работы за 2014 год и компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, через Солнечный районный суд Хабаровского края, в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Е.В. Вовченко
Копия верна. Судья Е.В. Вовченко
Решение в окончательной форме составлено 19.06.2015.