Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) |
Дата поступления | 16.08.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 98bb6fae-7391-4e99-bdfe-c6a09824488e |
№2а-4359/2023
УИД: 27RS0007-01-2023-004561-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2023 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Фадеевой Е.А.,
с участием помощника прокурора Клепикова О.В.,
административного истца [СКРЫТО] А.В.,
представителя административного ответчика Осадчей К.А., действующей на основании доверенности (№) от (дата),
при секретаре Черновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] А. В. к Администрации (адрес) об оспаривании решений об отказе в проведении публичного мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) об оспаривании решений ответчика от (дата) (№) и от (дата) (№), которым ему отказано в проведении публичного мероприятия, ссылаясь на то, что на основнии поданного им заявления о проведении публичного мероприятия в форме митинга ответчиком было согласовано проведение митинга по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес).2 в период времени с 17-00 часов до 18-00 часов (дата). По согласованию митинг с администрацией переносился на (дата), а затем на (дата). (дата) и (дата) ответчиком было принято решение о запрете проведения митинга (дата) со ссылкой на положения п.2.1-1 ст.8 Федерального закона №54-ФЗ от (дата), поскольку место проведения митинга не законно. Однако ранее указанное место для проведения митинга было разрешено ответчиком, где был проведен митинг согласно разрешению от (дата) (№)-ра. Полагая отказ в проведении митинга нарушающим его права и права ряда работников ООО Мостоотряда нарушающим Конституцию РФ, просит отменить постановления администрации (адрес) (дата) (№) и от (дата) (№), обязать ответчика разрешить проведение митинга по защите прав на разрешенном месте проведения митингов в городе Комсомольске-на-Амуре.
Определением от (дата) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Игошкина А.О.
В судебном заседании административный истец [СКРЫТО] А.В. исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Осадчая К.А., действующая на основании доверенности (№) от (дата) исковые требования не признала, при этом пояснила, что здание, расположенное по адресу (адрес) г.Комсомольске-на-Амуре (адрес) является зданием органа публичной власти. В силу Устава и Федерального закона №131-ФЗ Администрация г.Комсомольска-на-Амуре является органом местного самоуправления, осуществляя свои полномочия путем создания отраслевых органов. Администрацией утвержден перечень отраслевых органов администрации г.Комсомольска-на-Амуре, размещенных по (адрес). Изначально проведение публичного мероприятия было согласовано, но поскольку в силу п.2.1-1 ст.8 Закона №54-ФЗ проводить публичные мероприятия на указанной территории запрещено, [СКРЫТО] А.В. в рамках внутреннего контроля решение о согласовании было отменено и в проведении митинга истцу было отказано. Действительно, постановлением (адрес) (№)-пр от (дата) спорная территория согласована в качестве места для проведения публичных мероприятий, однако в декабре 2022 года в Федеральный закон №54-ФЗ были вынесены изменения и п.2.1-1 ст.8 Закона установлен запрет на проведение публичных мероприятий в зданиях органов публичной власти, а также на территории, непосредственно прилегающей к таким зданиям. В адрес (адрес) был направлен обращение с просьбой привести постановление (№)-пр в соответствии с федеральным законодательством. До настоящего времени изменения не внесены. Указала, что, руководствуясь требованиям федерального законодательства, имеющими большую юридическую силу по отношению к постановлению (адрес) администрацией города было принято оспариваемое решение, которое полагала законным и обоснованным. В иске просила отказать.
Заинтересованное лицо Игошкина А.О., надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Поскольку явка лиц, участвующих в деле не является обязательной и не признана таковой судом, административное дело рассмотрено в отсутствие сторон на основании ч.6 ст.226 КАС РФ.
Выслушав административного истца, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
(дата) [СКРЫТО] А.В. в администрацию г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) направлено уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга (дата) с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), пр.интернациональный, (адрес). Цель публичного мероприятия: обсудить и принять решения о дальнейшем действии работников ООО «Мостоотряд-26» по невыплате заработной платы, о действиях чиновников по невыплате заработной платы работникам ООО «Мостоотряд-26» с привлечением жителей города, с кем произошли подобные случаи. Предполагаемое число участников до 300 человек.
Решением (№) от (дата), оформленным сообщением [СКРЫТО] АВ. предложено уточнить форму мероприятия и время его окончания.
Распоряжением от (дата) (№)-ра уполномоченным представителем органа местного самоуправления в целях оказания содействия организатору публичного мероприятия [СКРЫТО] А.В. в проведении публичного мероприятия в форме митинга (дата) с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес) назначена ведущий специалист сектора по подготовке и проведению выборов, референдумов отдела по работе с населением – Игошкина А.О.
(дата) [СКРЫТО] А.В. обратился с заявлением о переносе проведения публичного мероприятия на (дата) с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, которое сообщением от (дата) (№) принято к сведению.
(дата) [СКРЫТО] А.В. обратился с заявлением о переносе проведения публичного мероприятия на (дата) с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, которое рассмотрено администрацией г.Комсомольска-на-Амуре, о чем принято решение в форме ответа (№) от (дата), из которого следует, что заявленное место проведения публичного мероприятия (адрес) административного здания (адрес) в соответствии с п.2.1-1 ст.8 Федерального закона от (дата) №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» относится к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций.
Решением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата), оформленным сообщением согласование о проведении публичного мероприятия, распоряжение от (дата) (№)-ра «О назначении уполномоченного представителя органа местного самоуправления в целях оказания содействия организатору публичного мероприятия в проведении публичного мероприятия на территории г.Комсомольска-на-Амуре» признано утратившим силу.
Кроме того, решением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата), оформленным сообщением администрацией г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) в связи с тем, что заявленное место проведения публичного мероприятия (адрес) административного здания (адрес) в соответствии с п.2.1-1 ст.8 Федерального закона от (дата) №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» относится к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций; распоряжение от (дата) (№)-ра «О назначении уполномоченного представителя органа местного самоуправления в целях оказания содействия организатору публичного мероприятия в проведении публичного мероприятия на территории г.Комсомольска-на-Амуре» признано утратившим силу, [СКРЫТО] А.В. в согласовании проведения публичного мероприятия отказано.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Право на обжалование в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия, закреплено в ст.19 Федерального закона от (дата) №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования гарантировано статьей 31 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В целях реализации указанных прав в Российской Федерации принят и действует Федеральный закон от (дата) №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Закон №54-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона №54-ФЗ, законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Согласно ст.3 Закона №54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
Согласно ч.7 ст.2 Закона №54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона №54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Согласно частям 2.1 статьи 8, части 3 статьи 12 Закона №54-ФЗ после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленном порядке специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах; это не исключает проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест, причем и в таком случае в согласовании проведения публичного мероприятия может быть отказано, лишь если, в частности в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, где данным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичных мероприятий запрещается.
Так, в силу п.2.1-1 ст.8 Закона №54-ФЗ к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся, в частности здания органов публичной власти, а также территории, непосредственно прилегающие к таким зданиям.
В силу п.1.3 ст.8 Устава Администрации г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрации г.Комсомольска-на-Амуре (адрес). В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города (ч.3 ст.31 Устава).
Из представленных документов следует, что в здании, расположенном по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес) расположены отраслевые органы администрации г.Комсомольск-на-Амуре, что подтверждается распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) (№)-ра «О размещении отраслевых органов администрации г.Комсомольска-на-Амуре в административном здании, расположенном по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес)», с учетом изменений, внесенных в него распоряжением (№)-ра от (дата) и приложением к нему.
Указанное свидетельствует о том, что место проведения митинга, указанное [СКРЫТО] А.В. в уведомлении от (дата) является территорией, непосредственно прилегающей к зданию органа публичной власти г.Комсомольска-на-Амуре (адрес).
В связи с выявлением обстоятельств, влекущих безусловный отказ в согласовании публичного мероприятия, ранее оформленное администрацией г.Комсомольска-на-Амуре согласование о проведении публичного мероприятия по уведомлению [СКРЫТО] А.В. от (дата) сообщением (№) от (дата) отозвано.
Учитывая отзыв согласования и признание распоряжения от (дата) (№)-ра «О назначении уполномоченного представителя органа местного самоуправления в целях оказания содействия организатору публичного мероприятия в проведении публичного мероприятия на территории г.Комсомольска-на-Амуре» утратившим силу и выявлением обстоятельств, препятствующих согласованию проведения публичного мероприятия, установленных п.2.1-1 ст.8 Закона №54-ФЗ сообщением (№) от (дата) [СКРЫТО] А.В. отказано в согласовании проведения публичного мероприятия.
Доводы административного истца о том, что ранее проведение митинга в указанном месте было согласовано и митинг был проведен само по себе не свидетельствует о незаконном отзыве согласования о проведении публичного мероприятия от (дата) и последующий отказ в согласовании его проведения, поскольку в силу прямого указания закона, в частности ч.3 ст.12 Закона №54-ФЗ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления отказа в согласовании проведения публичного мероприятия при выявлении установленных обстоятельств.
Доводы административного истца о том, что решение администрации противоречит постановлению (адрес) (№)-пр от (дата), которым спорная территория была внесена в перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест в муниципальных образованиях (адрес), суд находит не состоятельными, поскольку положения закона, в частности п.2.1-1 ст.8 Закона №54-ФЗ, которым установлен запрет на проведение публичных мероприятий в зданиях органов публичной власти, а также территории, непосредственно прилегающих к таким зданиям введен Федеральным законом от (дата) №498-ФЗ, то есть после его определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в связи с чем к спорным правоотношениям подлежит применению закон, имеющий большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, заявленное к проведению (дата), а в последующем с учетом переноса даты его проведения – (дата) публичное мероприятие в форме митинга, не подлежало проведению, поскольку избранное место его проведения относится к местам, в которых проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций запрещено.
Доводы [СКРЫТО] А.В. об ущемлении его прав на свободу собраний суд отвергает, поскольку они основаны на неверном толковании норм закона о невозможности ограничения его прав.
Положения ст.21 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливают, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административное истцом сообщения заместителя главы Администрации (адрес) – начальника (адрес) администрации г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) Якушева М.А. о рассмотрении уведомления о проведении публичного мероприятия (№) от 10 август 2023 года и (№).1-38/9368 от (дата) даны в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных полномочий, при этом права и свободы административного истца нарушены не были, в связи с чем исковые требования [СКРЫТО] А.В. удовлетворению не подлежат.
Поскольку требования истца о возложении обязанности устранить допущенные нарушения с учетом установленных по делу обстоятельств непосредственно вытекают и тесно взаимосвязаны с первоначальным требованием, в удовлетворении которых истцу отказано, оснований для их удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
[СКРЫТО] А. В. в удовлетворении исковых требований к Администрации (адрес) об оспаривании решений об отказе в проведении публичного мероприятия отказать.
Решение может быть обжаловано в (адрес)вой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Фадеева
Решение суда в окончательной форме принято (дата).