Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Хабаровский районный суд (Хабаровский край) |
Дата поступления | 02.03.2020 |
Дата решения | 19.06.2020 |
Статьи кодексов | ст.8.2 ч.1 КоАП РФ |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | bd1f7dd7-aef2-3bc7-aed6-44a4b54c49b0 |
Дело № 12-60/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по протесту прокурора на решение и постановление
по делу об административном правонарушении
г. Хабаровск 19 июня 2020 года
Судья Хабаровского районного суда Хабаровского края Чуешкова В.В.,
рассмотрев протест Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора на решение заместителя начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Кашевской Виктории Викторовны от 14.02.2020г. и на Постановление № от 24.01.2020г. старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Мозгалева Владислава Борисовича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «ИНА-ДВ» - Генерального директора Невейкина Андрея Сергеевича,
УСТАНОВИЛ:
Решением заместителя начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Кашевской В.В. от 14.02.2020г. оставлено без изменения по протесту прокурора Постановление по делу об административном правонарушении № от 24.01.2020г. старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Мозгалева В.Б., которым Генеральный директор ООО «ИНА-ДВ» Невейкин А.С. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000,00 рублей.
Не согласившись с указанными актами, Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор Поддубнова И.В. обратилась в суд с протестом, который мотивирован следующим.
По мнению прокурора, должностными лицами, как при вынесении Постановления от 24.01.2020г. по делу об административном правонарушении № в отношении Генерального директора ООО «ИНА-ДВ» Невейкина А.С. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа, так и при вынесении решения от 14.02.2020г., не дана полная оценка доказательствам, не проведено их всестороннее, полное и объективное исследование, а именно не учтено следующее.
В соответствии с п. 3.1.2.1. Положения о главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012г. №, Управление осуществляет в порядке, установленном федеральным и краевым законодательством, в пределах компетенции края региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
ООО «ИНА-ДВ» в соответствии с лицензией от 02.07.2018г. № осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов III - IV классов опасности.
В силу пп «е» п. 6 Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015г. №, ООО «ИНА-ДВ», осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов III - IV классов опасности, относится к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору и не подлежит региональному государственному надзору.
В соответствии с приказом Минприроды России от 19.11.2010г. №, ООО «ИНА-ДВ» внесено в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Хабаровского края и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (пункт 285).
Федеральный государственный экологический надзор в области обращения с отходами осуществляется, в том числе, на территории Хабаровского края Приамурским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (п.п. 4.1., 4.1.3. Положения о Приамурском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 27.08.2019г. №).
Таким образом, по мнению прокурора, должностные лица Главного управления на проведение проверок, принятие мер административного воздействия в отношении общества, являющегося объектом федерального государственного экологического надзора, не уполномочены. Составление протокола в данном случае явилось превышением полномочий должностным лицом Главного управления.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона. оставление протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом является нарушением требований ст. 28.3 КоАП РФ, влекущим признание его недопустимым доказательством. Аналогичная позиция выражена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2017г. 11-АД 17-31.
С учетом изложенного, прокурор просит решение от 14.02.2020г. заместителя начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Кашевской В.В. об оставлении в силе Постановления старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Мозгалева В.Б. от 24.01.2020г. №, а также Постановление старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Мозгалева В.Б. по делу об административном правонарушении от 24.01.2020г. № о привлечении Генерального директора ООО «ИНА-ДВ» Невейкина А.С. по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, признать незаконными, отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание никто не явился. О дате и времени рассмотрения протеста прокурора участвующие в деле лица уведомлены надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании 28.05.2020г. представитель Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора – Ковальчук В.В. протест поддержал в полном объеме по приведенным в нем доводам.
Ранее в судебном заседании 28.05.2020г. представитель Старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Мозгалева В.Б. – Ермолин М.А. (по доверенности) просил протест прокурора оставить без удовлетворения. Дополнительно суду пояснил, что доводы, приведенные в протесте не обоснованны. ООО «ИНА-ДВ» было проверено и привлечено к административной ответственности уполномоченным на то должностным лицом и управлением, в пределах компетенции, установленной законом.
Ранее в судебном заседании 28.05.2020г. представители юридического лица ООО «ИНА-ДВ» - Ягупов Н.В. и адвокат Ким К.Р. протест прокурора поддержали в полном объеме по приведенным в нем доводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть протест прокурора в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, поскольку их явка не была признана судом обязательной.
Изучив доводы протеста прокурора и материалы дела об административном правонарушении № от 31.10.2019г. (3 тома), проверив законность принятых по делу Постановления от 24.01.2020г. и решения от 14.02.2020г. по делу об административном правонарушении в отношении Генерального директора ООО «ИНА-ДВ» Невейкина А.С., суд приходит к следующему.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из толкования ст. 8.2 КоАП РФ, она устанавливает административную ответственность за несоблюдение: экологических и санитарно-эпидемиологических требований при: сборе; накоплении; использовании; обезвреживании; транспортировании; размещении и ином обращении с: отходами производства и потребления; веществами, разрушающими озоновый слой; или иными опасными веществами.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Значение терминов, образующих объект административного правонарушения, раскрывается в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральном законе от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в подзаконных нормативно-правовых актах.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как следует из главы 23 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ, рассматривают: органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ); органы, осуществляющие государственный экологический надзор (ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ); органы, уполномоченные в области авиации - в части нарушения экологических требований на воздушном транспорте (ч. 1 ст. 23.42 КоАП РФ).
Субъективная сторона административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.2 КоАП РФ, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Судом установлено и следует из материалов дела об административном правонарушении №, что в интернет - приёмную Правительства Хабаровского края 25.09.2019г. поступило обращение, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно о сбросе отходов производства и потребления на почву на территории земельных участков, расположенных в <адрес>
Согласно Заданию на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 01.10.2019г. № Б2019-04.1-0242, утвержденному Начальником Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, с 01 по 30.10.2019г. проведен рейдовый осмотр территории в районе земельного участка по адресу: <адрес>
Рейдовый осмотр проведен должностными лицами Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в рамках осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения и обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Предметом мероприятия являлось - соблюдение хозяйствующими субъектами и гражданами требований и норм законодательства в области охраны недр на участках недр местного значения; требований и норм законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
По факту проведенного осмотра, должностным лицом Управления составлен Акт мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 30.10.2019г. №, согласно которому в <адрес>, расположен полигон по захоронению твердых бытовых отходов, на котором ведет свою деятельность ООО "Ина-ДВ". При визуальном осмотре вдоль границ обваловки полигона, с координированием точек наблюдения, установлен выход полигона твердых бытовых отходов на территорию земельных участков с кадастровыми номерами: №, № и № Наблюдается навал твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером № Ведутся работы по сталкиванию твердых бытовых отходов бульдозером. Вдоль границ полигона наблюдается захламление земельных участков твердыми бытовыми отходами. На земельном участке с кадастровым номером № обнаружено два прессованных брикета твердых бытовых отходов, сброшенных на почву.
В Акте приведены координаты точек наблюдения нарушений, которые указаны в системе координат WGS-84 в Приложении 4. Координирование точек в системе координат WGS-84 проводилось с использованием Garmin Exter10, сертификат о калибровке № от 29.01.2019г. При проведении рейдового мероприятия осуществлялось фотографирование. Фототаблица имеется в материалах дела об административном правонарушении.
Определением № от 31.10.2019г. должностного лица Управления, возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО "Ина-ДВ".
По результатам административного расследования проверки деятельности и соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в отношении Генерального директора ООО «ИНА-ДВ» Невейкина А.С. 17.12.2019г. составлен Протокол № об административно правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ.
Согласно Протоколу №, административное правонарушение выразилось в сбросе отходов производства и потребления на почву на территорию земельного участка с кадастровым номером №, на территорию земельного участка с кадастровым номером №, на территорию земельного участка с кадастровым номером № (категория земель - земли запаса, разрешенное использование - для добычи и разработки полезных ископаемых), а также на земли, государственная собственность на которые не разграничена (примыкающую и имеющую общую границу с земельными участками №, №, №).
24.01.2020г. Старшим государственным инспектором Хабаровского края в области охраны окружающей среды Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Мозгалевым В.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ в отношении Генерального директора ООО «ИНА-ДВ» Невейкина А.С. вынесено Постановление №, которым ООО «ИНА-ДВ» привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
Согласно выводам должностного лица административного органа, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, послужило поступившее из интернет - приёмной Правительства Хабаровского края обращение, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, а именно сброс отходов производства и потребления на почву на территории земельных участков, расположенных в <адрес>
В ходе административного расследования установлено, что в <адрес>, расположен полигон твердых бытовых отходов, на котором ведет свою деятельность ООО "ИНА-ДВ". Указанный полигон частично огорожен со стороны автомобильной дороги, ведущей к садовым товариществам "Рябинка" и "Стройконтейнер", имеются ворота и шлагбаум, преграждающие въезд на территорию.
ООО "ИНА-ДВ" Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу 02.07.2018г. выдана лицензия № на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов III-1V классов опасности.
В перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории <адрес> с присвоенными категориями риска, утвержденном приказом Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу 23.08.2017г. №, ООО "ИНА-ДВ" отсутствует.
При визуальном осмотре, осуществленном ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ специалистами Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края вдоль границ обваловки полигона, с координированием точек наблюдения, установлен выход полигона твердых бытовых отходов на территорию земельного участка с кадастровым номером №, площадью 67330,21 м2; на территорию земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6714,92 м2. Высота навала отходов составляет от 0 м до 10 м.
На участке недр местного значения "Ильинское" установлен выход полигона твердых бытовых отходов на территорию земельного участка с кадастровым номером полезных ископаемых, площадью 20337,78 м2. Высота навала отходов составляет от 0 м до 10 м.
Наблюдается навал твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 17092,87 м2, со средней высотой 1,5 м. Ведутся работы по сталкиванию твердых бытовых отходов бульдозером.
На земельном участке с кадастровым номером № обнаружено два прессованных брикета твердых бытовых отходов, сброшенных на почву на берегу водного объекта.
Вдоль границ полигона наблюдается захламление земельных участков твердыми бытовыми отходами.
Иных хозяйствующих субъектов кроме ООО "ИНА-ДВ", осуществляющих деятельность по обращению с отходами в районе <адрес> не выявлено.
В результате рассмотрения обращения установлены признаки административного правонарушения, выразившиеся в сбросе отходов производства и потребления на почву на территорию земельного участка с кадастровым номером №, на территорию земельного участка с кадастровым номером №, на территорию земельного участка с кадастровым номером № (категория земель - земли запаса, разрешенное использование - для добычи и разработки полезных ископаемых), а также на земли, государственная собственность на которые не разграничена (примыкающую и имеющую общую границу с земельными участками №, №, №).
Сведения об объектах ООО "ИНА-ДВ" в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (федеральном и региональном), а также в государственном реестре объектов размещения отходов не внесены.
Согласно объяснению эколога ООО "ИНА-ДВ" Артемьевой Е.В. от 13.12.2019г., захоронение отходов осуществлялось на участке с кадастровым номером № по всей площади участка, кроме граничащей с южной стороны с нераспределенными землями. Закапывали отходы в землю на указанной территории с 2007 года по лето 2018 года. Часть захороненных отходов засыпали грунтом в 2016 году в виде ровной площадки. Указанный участок ранее был отработанным карьером глинистых сланцев с примерной глубиной около 30 метров. На участке № располагается хозяйственная зона, складируются отходы. Производится сортировка, обезвреживание, утилизация отходов. Непригодные для повторного использования отходы направляются на площадку обезвреживания для сжигания. В последствии, участки № и № планируется засыпать грунтом, сделав единой площадкой для захороненного мусора. Свалка на указанных участках располагается полгода, будет обезврежена и захоронена на специализированном полигоне.
Согласно основным понятиям, используемым в Федеральном законе от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Согласно экспертному заключению, предоставленному ООО "ИНА-ДВ" по проекту санитарно-защитной зоны для комплекса по обезвреживанию отходов близ <адрес>, полученному ДД.ММ.ГГГГ ООО "ИНА-ДВ", санитарно-защитная зона устанавливается от внешних границ земельных участков с кадастровыми номерами № и № Вместе с тем, на земельный участок с кадастровым номером № лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов III-1V классов опасности не распространяется.
В рамках административного расследования главным управлением направлены запросы в управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю, в администрацию Хабаровского муниципального района, в администрацию сельского поселения "<адрес>" Хабаровского муниципального района, в управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю, в Приамурское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельные участки, выделенные под организацию полигона ТБО, и имеющие кадастровые номера: № и № относятся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
ООО "ИНА-ДВ" ДД.ММ.ГГГГ предоставлены договоры аренды на вышеуказанные участки. Согласно документам, полигон относится к землям населенных пунктов.
Для установления всех обстоятельств, имеющих значение для всестороннего рассмотрения дела главным управлением вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования от 19.11.2019г. № по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Администрация Хабаровского муниципального района 06.11.2019г. сообщила, что в период с 2000 года по настоящее время в аренду ООО "ИНА-ДВ" представлены земельные участки из категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровыми номерами: №; №; №
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 35 200 кв. м. (3,5 га), расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - для организации хозяйственной зоны полигона по захоронению твердых бытовых отходов (ТБО), предоставлен на основании договора аренды от 13.10.2010г. №, сроком до 13.10.2020г.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 75 000 кв. м. (7,5 га), расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - специальная деятельность, предоставлен на основании договора аренды от 02.06.2006г. №, сроком до 15.06.2027г.
Земельный участок с кадастровым номером № сформирован с категорией земель - земли запаса, видом разрешенного использования - недропользование на основании Постановления администрации хабаровского муниципального района "О предварительном согласовании предоставления земельного участка ООО "Эко-ДВ" в аренду без торгов" от 19.03.2018г. №. Земельный участок в пользование не предоставлен, за предоставлением юридическое лицо не обращалось.
Земельный муниципальный надзор земельных участков с кадастровыми номерами: №; №; № администрация Хабаровского муниципального района не осуществляла.
Администрации сельского поселения "<адрес>" Хабаровского муниципального района земельный муниципальный надзор не осуществляла на земельных участках с кадастровыми номерами: №; №; №
Согласно информации, предоставленной Управлению в рамках административного расследования Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю 19.11.2019г., по материалам мониторинга состояния и использования земель, принятым в ГФДЗ, в отношении вышеуказанных земельных участков выявлены следующие признаки нарушений земельного законодательства. На земельном участке с кадастровым номером № выявлено невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. На земельном участке с кадастровым номером № выявлено самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок. На земельном участке с кадастровым номером № признаки нарушений земельного законодательства не выявлены. Вместе с тем, по смежеству с данным земельным участком выявлено самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок.
Кроме того, на земельных участках с кадастровыми номерами №, № и № имеются негативные современные процессы.
Проверки соблюдения земельного законодательства и иные контрольные мероприятия в отношении земельных участков Управлением не проводились.
Согласно ответу Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора на запрос от 05.12.2019г., письмом от 24.02.2016г. № Росприроднадзор отметил, что решение об отводе земельных участков для целей хранения и /или захоронения отходов, договоры о передаче земельных участков для указанных целей и иные документы не являются основанием для признания наличия и создания ОРО - природоохранного сооружения, введенного в эксплуатацию.
Администрация Хабаровского муниципального района письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщала КГУП «Хабкрайинвентаризация», что земельный участок, в районе <адрес>, с кадастровым номером №, представленный ООО «ИНА-ДВ» под объект размещения отходов производства и потребления, является рекультивируемым карьером. Карьер заполнялся отходами, в том числе твердыми коммунальными. С ДД.ММ.ГГГГ п.10 статьи 12 Закона 89-ФЗ установлен запрет на применение ТКО для рекультивации земель и карьеров (п. 10 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 458-ФЗ).
На основании изложенного, карьер, заполняемый отходами, не может являться природоохранным сооружением - объектом размещения отходов, отвечающим установленным требованиям.
ООО "ИНА-ДВ" было отказано во включении в ГРОРО объекта размещения отходов и рекомендовано подтвердить наличие у предприятия сооружения - объекта размещения отходов, принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующего установленным требованиям.
Согласно, предоставленному ООО "ИНА-ДВ" экспертному заключению от 23.03.2018г. Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровского крае", производственная зона рекультивированного карьера состоит из 5 карт, на 4-х картах осуществляется захоронение и на одной обработка отходов (сортировка на мобильном сортировочном комплексе "Урал-Сот"-2). Отходы, не востребованные во вторичное использование направляются на рабочую карту для размещения. Утилизация отходов осуществляется методом захоронения. Уплотнение слоев ТКО осуществляется тяжелым бульдозером.
27.12.2019г. Главным управлением вынесено определение № об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.01.2020г. и определением № истребованы сведения, необходимые для разрешения дела- журналы учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов на земельном участке кадастровым номером № за период с 2015 года по настоящее время.
17.12.2019г. в Главное управление от защитника ООО "ИНА-ДВ» Ягупова Н.А. поступили возражения на протокол № об административном правонарушении от 17.12.2019г. и просьба прекратить административное расследование на основании пп. 1,2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
Указанные возражения и предоставленные ООО "ИНА-ДВ» документы изучены должностными лицами Главного управления и их позиция по доводам общества отражена в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом Постановлении.
Так, относительно ссылки защитника ООО "ИНА-ДВ» на п. 3.1.2.1, где сказано, что Главное управление осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, должностным лицом указано, что федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев (пункт 6 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ).
Федеральный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 4 Постановления Правительства РФ от 08.05.2014г. № "О федеральном государственном экологическом надзоре").
Наличие ООО "ИНА-ДВ" в перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, не установлено.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (пункт 2 статьи 69 Федерального закона № 7-ФЗ).
В федеральном реестре объектов негативного воздействия ООО "ИНА-ДВ" отсутствует.
В перечне объектов федерального государственного экологического надзора г Хабаровскому краю, с присвоенными категориями риска, утвержденного приказом № от 23.08.2017г. Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу объекты ООО "ИНА-ДВ" отсутствуют.
В главное управление 27.12.2019г. поступило ходатайство от адвоката ООО "ИП ДВ" Ким К.Р. о приобщении к материалам административного дела протоколов опроса Артемьевой Е.В., Демченко Ю.А., Рущук П.Ю.
Протоколы опроса исследованы и приведены в обжалуемом Постановлении должностным лицом Главного управления, им дана мотивированная оценка и указано, что предоставленная информация не находит документального подтверждения. В адрес главного управления информации о несанкционированных сбросах отходов производства и потребления в районе полигона также не поступала.
Так же, в рамках рассмотрения данного дела, в главное управление адвокатом ООО "ИНА-ДВ" предоставлены материалы проведенной проверки Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу, согласно которым в деятельности ООО "ИНА-ДВ" выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенные при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, расположенного близ <адрес>
По результатам проверки, проведенной 16.09.2019г. установлено, что организация и эксплуатация объекта "Полигон твердых коммунальных отходов в составе комплекса по обезвреживанию отходов близ <адрес>, осуществляется с нарушением требований природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления.
Так, в нарушение п. 4.4 СП 2.1.7.1038-01 легкое ограждение территории полигона присутствует только частично.
В нарушение п. 5.3. СП 2.1.7.1038-01 у места разгрузки и складирования ТБО переносные сетчатые ограждении, подлежащие установке перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте, не устанавливаются, что привело к захламлению участка рабочей карты полигона.
Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение п. 5.12. СП 2.1.7.1038- 01, меры по защите от выветривания или смыва грунта с откосов полигона после укладки наружного изолирующего слоя в виде озеленения не осуществляется.
Непринятие мер к исполнению требований природоохранного законодательства нарушает установленное Конституцией Российской Федерацией право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
За невыполнение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических мероприятий предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ.
Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором И.В. Поддубновой возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ в отношении юридического и должностного лиц ООО «ИНА - ДВ». Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю юридическому лицу ООО "ИНА-ДВ" выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований установленных ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Постановление 222, Правила), СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", п. 3.1. 6. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», а именно: по получению Решения уполномоченного органа (в соответствии с п. 3 Правил) об установлении изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.
Согласно предоставленным в Главное управление адвокатом ООО "ИНА-ДВ" сведениям по учету отходов за период времени 2017-2019 годов, в области обращения с отходами за 2017 год размещение отходов на собственном эксплуатируемом объекте 21738,1. Образовавшиеся отходы 6,264. Приняли отходов 56236,5. Использовали отходов 6946,32. Передали отходы сторонним организациям (утилизация) 25713,28.
В соответствии с данными учета в области обращения с отходами за 2018 год, размещение отходов на собственном эксплуатируемом объекте производилось в первом и во втором календарных кварталах 20856,3. Образовавшиеся отходы 6,264. Приняли отходов 43110,2. Использовали отходов 3553,2. Передали отходы сторонним организациям (утилизация) 3905,5.
Исходя из предоставленных данных учета в области обращения с отходами за три календарных квартала 2019 года, размещение отходов на собственном эксплуатируемом объекте не производилось. Образовавшиеся отходы 6,264. Приняли отходов 33752,1. Использовали отходов 0. Обеззаразили отходов 31037. Передали отходы сторонним организациям (утилизация) 1582,5. Накопили отходов за второй и третий календарный квартал 2125,3.
Защитником ООО "ИНА-ДВ" 15.01.2020г. предоставлены дополнительные документы, которые приобщены к материалам дела. Согласно заключению кадастрового инженера Фурмана В.В. от 05.12.2019г., местоположение фактических границ земельных участков с кадастровыми номерами № и №, не соответствуют границам земельных участков, учтенных в ЕГРН, что свидетельствует о наличии реестровой ошибки.
Главным управлением данные документы рассмотрены и оценены.
Так, согласно выводам должностного лица, приведенным в обжалуемом Постановлении Главного управления, ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также информации, размещенной 26.07.2018г. на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), реестровой ошибкой признается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) ошибка, содержащаяся в межевом плане техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникши вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или предоставленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия.
Законом предусмотрены три варианта исправления реестровых ошибок: путем формирования межевого или технического плана; в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые со держат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ЕГРН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия); на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении та кой ошибки (вне зависимости от причин ее возникновения).
При обнаружении реестровой ошибки орган регистрации прав принимает решение о необходимости устранения такой ошибки. По истечении шести месяцев со дня направления решения о необходимости устранения реестровой ошибки орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка осуществляется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка может отличаться не более чем на пять процентов.
Порядок исправления реестровой ошибки в ЕГРН предусмотрен нормами действующего законодательства (Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Подготовкой документов для исправления реестровой ошибки занимается кадастровый инженер. Для формирования межевого плана/технического плана по исправлению реестровой ошибки кадастровому инженеру необходимо приложить документы, подтверждающие факт наличия такой ошибки, а также в разделе "Заключение кадастрового инженера" следует обосновать наличие такой ошибки. Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения указанных выше документов.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Доказательства направления соответствующих документов в уполномоченный орган для исправления реестровой ошибки, в Главное управление ООО "ИНА-ДВ" не представлены. Решение органа регистрации прав о необходимости устранения реестровой ошибки в Главное управление не поступало.
Таким образом, на момент рассмотрения постановления оценка регистрирующим органом обстоятельств возможности причинения вреда или нарушения законных интересов правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не дана.
Кроме того, согласно материалам мониторинга состояния и использования земель управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю 20.06.2017г. установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № выявлено самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок. Меры по исправлению реестровой ошибки ООО "ИНА- ДВ" с 2017 года не были приняты.
Согласно предоставленным документам, на момент совершения правонарушения границы участка недр местного значению не подвергались.
Учитывая изложенное, должностным лицом представленные обществом доказательства признаны не отвечающими критерию допустимости, а довод о прекращении производства по делу об административном правонарушении – отклонен, что нашло свое отражение в обжалуемом Постановлении.
Согласно приведенным в Постановлении выводам должностного лица, в результате рассмотрения обращения установлены признаки административного правонарушения, выразившиеся в сбросе отходов производства и потребления на почву на территорию земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, № (категория земель - земли запаса, разрешенное использование - для добычи и разработки полезных ископаемых), а также на земли, государственная собственность на которые не разграничена (примыкающую и имеющую общую границу с земельными участками №, №, №), за совершение которого предусмотрена административная ответственность, согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ - за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
Согласно требованию п. 3.2, 3.3, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" от 30.04.2003г. №, временное складирование отходов допускается на специально оборудованных для этого площадках, временное хранение отходов, прежде всего предназначается для накопления отдельных разновидностей отходов; при временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов должна быть защищена от атмосферных осадков (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки предусматривается обваловка.
В соответствии со ст. 3, ч. 1- 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе ряда принципов, включая презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, ответственности за несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среды. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством РФ в области обращения с отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, генеральным директором общества, имеющим право действовать без доверенности от имени общества, является Невейкин А.С.
Таким образом, генеральный директор общества Невейкин А.С. является должностным лицом, ответственным за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в его действиях усматривается административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд соглашается с доводами должностных лиц Главного управления и приходит к выводу о том, что Генеральным директором ООО «ИНА-ДВ» Невейкиным А.С. допущено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, а именно, невыполнение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения, совершенного Генеральным директором ООО «ИНА-ДВ» Невейкиным А.С. заключается в форме действия - накопления отходов в неустановленном месте, необорудованном месте на почве, в нарушение установленных законом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. А потому обоснованность привлечения Генерального директора ООО «ИНА-ДВ» Невейкина А.С. к административной ответственности сомнений не вызывает.
Действия должностного лица - Генерального директора ООО «ИНА-ДВ» Невейкина А.С. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения являются земельные участки с кадастровыми номерами: №, №
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность должностного лица, согласно ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, а так же признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, должностным лицом не установлено.
Вина Генерального директора ООО «ИНА-ДВ» Невейкина А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, доказана и нашла свое подтверждение в материалах дела об административном правонарушении – материалы административного дела № (3 тома). Факт совершения правонарушения подтверждается совокупностью представленных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее нарушение требований законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вывод должностного лица о виновности Генерального директора ООО «ИНА-ДВ» Невейкина А.С. в совершении правонарушения соответствует материалам дела и представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что должностным лицом приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
С учетом изложенного, должностные лица контролирующего органа пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Генерального директора ООО «ИНА-ДВ» Невейкина А.С. состава вмененного административного правонарушения.
Оспариваемое постановление вынесено в соответствии с полномочиями и в пределах компетенции уполномоченного должностного лица, в установленные законом сроки, с соблюдением норм действующего законодательства.
В протесте и в судебном заседании представитель прокуратуры настаивал на том, что Постановление от 24.01.2020г. и соответственно Решение от 14.02.2020г., которым Постановление оставлено без изменения, вынесены неуполномоченными должностными лицами и органом - Главным управлением, поскольку на проведение проверок, принятие мер административного воздействия в отношении общества, являющегося объектом федерального государственного экологического надзора, не уполномочены. Составление протокола в данном случае явилось превышением своих полномочий должностным лицом Главного управления.
Вместе с тем, указанный довод не влечет отмену состоявшихся по делу актов и удовлетворение требований прокурора по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, проверка проводилась должностными лицами Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края по итогам проверки деятельности и соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в рамках полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Как следует из главы 23 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ, рассматривают, в том числе - органы, осуществляющие государственный экологический надзор (ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ).
Статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно п.п. 6, 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Вместе с тем, пунктом 4 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрело, что государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному экологическому надзору могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре", федеральный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Как следует из толкования приведенных норм закона, объектами федерального государственного экологического надзора являются хозяйствующие субъекты, не только соответствующие утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору", критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, но и внесенные в перечень таких объектов.
Таким образом, ссылки прокурора на Постановление Верховного Суда РФ от 07.06.2017г. № 11-АД17-31, не могут быть приняты судом во внимание, как основанные на неверном его толковании. В рамках рассматриваемого спора Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что орган регионального надзора незаконно привлек хозяйствующий субъект к административной ответственности, поскольку последний включен в перечень объектов федерального надзора. Тогда как по данному делу, объекты ООО "ИНА-ДВ" в перечне объектов федерального государственного экологического надзора по Хабаровскому краю, с присвоенными категориями риска, утвержденного приказом № 470 от 23.08.2017г. Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу, отсутствуют.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе, государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (п. 2 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ).
Приказом Минприроды России от 23.12.2015г. № 554 утверждена форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведение для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. В пункте 4 заявки природопользователь, руководствуясь Критериями, определяет уровень государственного экологического надзора (федеральный или региональный).
В федеральный реертр объектов негативного воздействия ООО "ИНА-ДВ" не внесено.
Подпунктом 5.2.77 Постановления Правительства РФ от 11.11.2015г. № 1219 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации самостоятельно принимает перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
ООО "ИНА-ДВ" в указанном перечне отсутствует.
Пункт 3 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ с 01.01.2015г. утратил силу, в связи с чем старший государственный инспектор при рассмотрении дела пришел к верному выводу о том, что наличие лицензии на сбор и утилизацию отходоз не является препятствием для осуществления регионального надзора за участками недр местного значения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, проверка соблюдения ООО "ИНА-ДВ" выполнения условий лицензии на обращение с отходами не проводилась. Изложенные в оспариваемых постановлении и решении обстоятельства относятся к факту сброса отходов на участок недр местного значения, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 27:17:0000000:4217.
При указанных обстоятельствах, довод прокурора о федеральной поднадзорности выявленного правонарушения обоснованно отклонен должностными лицами в силу полномочий главного управления по осуществлению надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, закрепленных в Положении о главном управлении, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012г. №
В связи с чем, Заместитель начальника Главного управления в ходе рассмотрения протеста прокурора, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены Постановления № от 24.01.2020г.
Судом так же установлено, что в федеральном реестре объектов негативного воздействия ООО "ИНА-ДВ" отсутствует. В перечне объектов федерального государственного экологического надзора по Хабаровскому краю, с присвоенными категориями риска, утвержденного приказом № от 23.08.2017г. Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу, объекты ООО "ИНА-ДВ" отсутствуют. Доказательств обратного сторонами в судебном заседании не представлено и судом не установлено.
Таким образом, постановление о назначении административного наказания и решение по результатам рассмотрения протеста прокурора на указанное постановление, вынесены надлежащим должностным лицом уполномоченного органа государственного надзора в рамках своих полномочий.
Указанный довод и другие, приведенные в протесте прокурора, являлись предметом рассмотрения при принятии обжалуемого Постановления и не принимаются судом, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы протеста не опровергают установленных административным органом обстоятельств. А так же, не ставят под сомнение виновность должностного лица общества в совершении вмененного ему административного правонарушения. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется.
Наказание Генеральному директору ООО «ИНА-ДВ» Невейкину А.С. назначено в пределах санкции ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ, в виде штрафа в минимальном размере, с соблюдением требований ст.ст. 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Основания для освобождения Генерального директора ООО «ИНА-ДВ» Невейкина А.С. от административной ответственности, а так же, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ - судом не установлены.
Учитывая изложенное и установленные в судебном заседании обстоятельства, исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд приходит к выводу о том, что обжалуемые Постановление и решение по делу об административном правонарушении законны и обоснованны и отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 – 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Решение заместителя начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Кашевской Виктории Викторовны от 14.02.2020г. и Постановление № от 24.01.2020г. старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Мозгалева Владислава Борисовича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ в отношении Генерального директора ООО «ИНА-ДВ» Невейкина Андрея Сергеевича - оставить без изменения, а протест Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 (десяти) суток с момента его получения.
Судья В.В. Чуешкова