Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Железнодорожный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) |
Дата поступления | 24.07.2018 |
Дата решения | 03.10.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Черникова Елена Витальевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | c41ba6ea-903c-3e4c-a38e-a93c8b3130bc |
Дело № 2-2745/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
03 октября 2018 года г.Хабаровск
Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего - судьи Черниковой Е.В.,
при секретаре Ковальчук А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л :
Военный прокурор Уссурийского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, Филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по ВВО о понуждении к совершению определенных действий, мотивируя тем, что военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, по вопросу наличия общедомовых приборов учета электрической энергии, холодного и горячего водоснабжения, а также теплоэнергии. Установлено, что, согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004г. № 1082, а также Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. В соответствии с приказом Минобороны России от 30.04.2009г. № 355 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах РФ. Приказом Минобороны России от 17.12.2010г. № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны РФ с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Во исполнение указанных нормативных документов объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансе Уссурийской КЭЧ района, в том числе жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, переданы ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (далее - ФГКУ «ДТУИО» МО РФ). Таким образом, собственником специализированного жилого фонда Минобороны России (жилого многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу) в настоящее время является Министерство обороны РФ в лице ФГКУ «ДТУИО» МО РФ. Минобороны России, являясь собственником специализированного жилого фонда, в нарушение требований п.5 ст.13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не обеспечило до 01.07.2012г. оснащение вышеуказанного дома коллективными приборами учета используемой горячей воды и тепловой энергии. В соответствии с договором № 3-УЖФ/ВВО-1 от 26.09.2017г., заключенным между Минобороны России и филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» по ВВО, последнее приняло на себя обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилом фонде, закрепленном за Минобороны России, а также предоставлением коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилом фонде Минобороны РФ, в том числе и вышеуказанным жилым домом. В соответствии со ст.162 ЖК РФ, ст.ст.9, 11, 13 Закона об энергоснабжении при неисполнении собственниками жилых помещений обязательств по установке до 01.07.2012г. общедомовых приборов учета энергоресурсов, их установку обязана организовать управляющая организация. До настоящего времени ФГБУ «ЦЖКУ», в нарушение вышеуказанных требований закона, в многоквартирных жилых домах специализированного жилищного фонда Минобороны России, а именно в доме, расположенном по адресу: <адрес>, коллективные приборы учета холодного и горячего водоснабжения, а также электрической и тепловой энергии не установлены. Бездействие ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает интересы РФ по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также прав граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, которые ежемесячно осуществляют оплату коммунальных услуг, в связи с чем являются потребителями. Размер платы за коммунальные услуги напрямую зависит от наличия общедомовых (коллективных) приборов учета потребляемой воды, тепла и электрической энергии. На основании вышеизложенного, военный прокурор Уссурийского гарнизона просит суд обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России установить общедомовые (коллективные) приборы учета электрической, тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, а также ввести указанные приборы в эксплуатацию.
Определением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 22.08.2018г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Определением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 03.10.2018г. принят отказ истца от иска в части возложения на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанности установить общедомовые (коллективные) приборы учета горячего водоснабжения и электроэнергии в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, производство по настоящему гражданскому делу в этой части прекращено.
В судебном заседании представитель истца помощник военного прокурора Хабаровского гарнизона Петросян А.П., действующий на основании доверенностей, иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит суд исковые требования удовлетворить, обязать ответчика установить данные приборы в срок до 30.07.2018г.
В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Бодяк Н.А., действующая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнила, что в жилом <адрес> в <адрес> имеются сети электроснабжения, теплоснабжения и холодного водоснабжения. Общедомовой прибор учета установлен только на сеть электроснабжения. Однако, обязанность по приобретению приборов учета законодательством возложена не на управляющую организацию, а на собственника помещений жилого дома, которым является МО РФ. ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» несет обязанность по вводу в эксплуатацию данных приборов учета. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Министерства обороны РФ Дзюба О.А., действующая на основании доверенности, не согласилась с требованиями военного прокурора по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30.04.2009г. № 355 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах РФ.
Приказом Минобороны России от 17.12.2010г. № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Министерства обороны РФ реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны РФ, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Во исполнение вышеуказанных нормативных документов объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансе Уссурийской КЭЧ района, в том числе жилой многоквартирный <адрес> в <адрес>, переданы ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
26.09.2017г. между Министерством обороны РФ и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России заключен договор № 3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ, в соответствии с которым ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России приняло на себя обязательства по управлению, начиная с 26.09.2017г., жилыми домами Министерства обороны РФ, а именно обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в жилищном фонде военных городков, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде военных городков.
В Приложении № 1 к указанному Договору в список специализированного жилого фонда включен жилой <адрес> в <адрес>.
Как следует из Акта приема-передачи многоквартирного дома в управление от 31.10.2017г. №, в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> имеются сети электроснабжения, холодного водоснабжения, теплоснабжения. Установлен общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии, что подтверждается актом осмотра общедомовых приборов учета электрической энергии.
Судом установлено, что военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе которой выявлено, что управляющей организацией ФИО2 «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России до настоящего времени не приняты меры по установке общедомовых (коллективных) приборов учета используемой холодной воды и тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно п.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с п.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. №, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с вышеуказанными Правилами организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы. Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Согласно ч.5 ст.13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 01.07.2012г. собственники жилых домов, за исключением указанных в ч.6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Подпунктом «с» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №, предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, соответствующих требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее трех месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
При этом, исполнитель – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (п.2 Правил). Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (п.п.5, 6, 7 Правил).
Согласно п.п. «и», «к» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
На основании вышеизложенного, именно на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, как управляющую организацию, возложена обязанность по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета
В судебном заседании представителем ответчика Бодяк Н.А. не оспаривалось, что в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> общедомовые (коллективные) приборы учета теплоэнергии и холодного водоснабжения до настоящего времени не установлены.
При этом, суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика Бодяк Н.А. о том, что обязанность по установке общедомовых приборов учета лежит на собственниках жилых помещений, поскольку это противоречит вышеуказанным нормам права. Кроме того, представителем ответчика Бодяк Н.А. не представлены суду доказательства обращения к третьему лицу Министерству обороны России по поводу необходимости приобретения вышеуказанных приборов учета и отказа третьего лица в выделении управляющей организации финансирования на данные цели.
На основании вышеизложенного, исковые требования военного прокурора Уссурийского гарнизона подлежат удовлетворению как законные и обоснованные. На ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ суд считает необходимым возложить обязанность установить в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии и холодного водоснабжения и ввести данные приборы в эксплуатацию.
Поскольку устранение выявленных выше нарушений требует определенных финансовых затрат, значительного объема времени, а также учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, суд считает необходимым установить ответчику срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу, который считает разумным и достаточным для устранения нарушений.
Ответчик Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности, поскольку в силу положений ст.55 ГК РФ филиал не является юридическим лицом, в связи с чем не отвечает по обязательствам юридического лица ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, а только представляет его интересы и осуществляет его защиту.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу установить и ввести в эксплуатацию общедомовые (коллективные) приборы учета теплоснабжения и холодного водоснабжения в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу освободить от гражданско-правовой ответственности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 09.10.2018г.
Судья Е.В.Черникова