Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) |
Дата поступления | 19.03.2019 |
Дата решения | 13.05.2019 |
Категория дела | военнослужащим |
Судья | Юдакова Юлия Юрьевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 82e59a3e-6cb7-33e6-8da0-7e85387a1b1d |
Дело № 2- 626 /2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2019 года город Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего - судьи Юдаковой Ю.Ю., с участием представителя ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» Парщик Г.С., при секретаре Киме Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] ФИО7 к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
[СКРЫТО] П.А. обратился в суд с иском к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в обоснование иска указав, что с 01.08.1987 по 20.08.1990 являлся курсантом ачинского военного авиационно-технического училища, с 20.08.1990 по 21.01.2009 проходил военную службу по контракту в должности капитана. Выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 04 мес. На основании выписки из приказа командира 26 гвардейской дивизии противовоздушной обороны № 027 от 29.12.2008 уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы (п.п. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». За время службы жилым помещением для постоянного проживания от Министерства обороны обеспечен не был. В настоящее время ни истец, ни члены его семьи постоянного жилья не имеют.
При увольнении с военной службы истец уведомил командование о том, что после увольнения просит оставить в списках очередников на получение государственного жилищного сертификата при войсковой части 06878, что отражено в рапорте на увольнение. В листе беседы указал на обеспеченность служебной квартирой. В течение длительного периода времени, в том числе и в настоящее время истец и члены его семьи проживают в служебном жилом помещении, которое предоставлено истцу на основании ордера № 439 от 03.09.1997. С момента увольнения с военной службы и в течение длительного периода времени ему никто никакого жилья не давал. ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в приеме документов было отказано со ссылкой на то, что [СКРЫТО] П.А. обратился после исключения из списков личного состава войсковой части, то есть отсутствуют основания для признания его нуждающимся.
Обязанность выяснения вопроса о нуждаемости в жилье и разъяснение его права, в том числе на обеспечение жилым помещением, возложены на должностных лиц по месту увольнения со службы военнослужащего. Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствия у него жилого помещения в собственности, в силу п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении. Истец проходил военную службы в Вооруженных силах РФ. Согласно справки Военного комиссариата Читинского района Забайкальского края, продолжительность его службы в календарном исчислении составила 21 год 04 мес. 03 дня, в льготном исчислении 29 лет 06 месяцев. При увольнении [СКРЫТО] П.А. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли увольняемый военнослужащий нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства.
03.09.1997 истцу был выдан ордер № 439 на служебное жилое помещение составом семьи 3 человека (жена [СКРЫТО] Т.В., сын [СКРЫТО] В.), расположенного по адресу: <адрес>. На момент увольнения [СКРЫТО] П.А. проживал в служебном жилом помещении, предоставляемом только на время прохождения военной службы. В настоящее время он продолжает проживать в указанном служебном жилом помещении. При этом наличие у него служебного жилья не являлось основанием для отказа в признании его нуждающимся в получении жилья по договору социального найма и постановке на соответствующий учет при увольнении со службы в связи с несоблюдением условий контракта со стороны военнослужащего при наличии необходимой выслуги лет. Согласно рапорта на увольнение истец просил оставить его в списках очередников на получение государственного жилищного сертификата при войсковой части 06878. При увольнении ему сообщили, что жилье он получит через отдел военного комиссариата. Впоследствии при устном обращении в отдел военного комиссариата по Читинскому району Забайкальского края ему было сообщено, что военкомат списки очередников не ведет, жилье не предоставляет. Списки очередников по войсковой части 06878 в военкомат переданы не были. До настоящего времени [СКРЫТО] П.А. и члены его семьи проживают в служебном жилом помещении. Истец полагает, что имел право быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 3 человека. Истец был неправомерно уволен с военной службы без предоставления жилья и без принятия решения о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Просил признать [СКРЫТО] П.А. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как военнослужащего, подлежащего увольнению и имеющего выслугу более 20 лет в календарном исчислении. Обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» признать [СКРЫТО] П.А. на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на состав семьи 3 человека (жена [СКРЫТО] Т.В., сын [СКРЫТО] В.).
В судебное заседание истец [СКРЫТО] П.А. не явился в связи с отдаленностью проживания, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в свое отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Парщик Г.С. с заявленными требованиями не согласилась, указала, что истец был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава войсковой части. Ордер выдали на постоянное жилье. Он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий путем получения ГЖС. Истец не подвал документы на получение субсидии.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд установил.
Согласно выписки из приказа командира 26 гвардейской дивизии противовоздушной обороны 14 армии Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны № 027 от 29.12.2008, помощник начальника расчета (подготовки самолета), уволен с военной службы с зачислением в ЗАПАС по истечении срока контракта о прохождении военной службы (пп. «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 06878 от 19.01.2009 капитан [СКРЫТО] П.А. с 21.01.2009 исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения и направлен на воинский учёт в военный комиссариат Читинского района Забайкальского края. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 21 год 05 месяцев 20 дней.
Из материалов дела усматривается, что [СКРЫТО] П.А. обращался к ответчику с заявлением и документами на включение его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, поступившие в адрес учреждения 17.11.2015 № 00041536.
По состоянию на 14.12.2015 истец включен в единый реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат (далее ГЖС, сертификат), с датой постановки на учет 09.11.2015, с составом семьи 3 человека, в том числе: супруга [СКРЫТО] Т.В., сын [СКРЫТО] В.П., избранное место жительства Забайкальский край. В данном реестре истцу присвоен табельный номер 99905986.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок принятия на жилищный учет в Вооруженных Силах Российской Федерации урегулирован приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
Согласно пункту 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной вышеуказанным приказом Министра обороны Российской Федерации, для признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, с приложением необходимых документов, подтверждающих их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Возможность принятия на жилищный учет лиц, уволенных с военной службы, Инструкция не предусматривает.
Согласно материалам дела истец обратился с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поступившее в ФГКУ «Востокрегионжилье» РФ в ноябре 2015 г. для включения его в состав участников подпрограммы по получению государственного жилищного сертификата.
Истец признан участником подпрограммы по вышеуказанному основанию.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 6 сентября 1998 года, действующих на момент увольнения истца из Вооруженных Сил РФ.
Согласно Правилам (п. п. 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед уполномоченным органом о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления.
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части (ч. 5).
Из содержания приведенных норм следует, что признание военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях уполномоченными органами Министерства обороны осуществляется лишь в период военной службы, до момента исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (ред. от 21.03.2013) «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
Положения статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», вышеуказанной инструкцией, не содержат указания на возможность обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и не принятых на жилищный учет в период военной службы.
Истец не представил, и судом не добыто, доказательств того, что до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее, он заявил о своем праве об обеспечении его жилым помещением, уполномоченными органами принято решение о принятии на учет истца до даты исключения его как военнослужащего из списков личного состава воинской части в соответствии с требованиями Правил.
В соответствии с ст. 2 вышеуказанного Закона, статус военнослужащих граждане приобретают с началом военной службы и утрачивают с окончанием военной службы.
Истец в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, не обращался.
В настоящее время [СКРЫТО] П.А. военнослужащим не является, истец статус военнослужащего утратил, в связи с чем правовых оснований для возложения обязанности на ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» обеспечить его и членов его семьи жилым помещением путем включения в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях у суда не имеется.
Решение вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, и реализация военнослужащим права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства не носит абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или улучшения жилищных условий, а также наличие оснований для признания за ним соответствующего статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Сам факт проживания истца в жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка не свидетельствует о соблюдении соответствующего порядка и нуждаемости истца в обеспечении жилым помещением в порядке реализации права, предусмотренного ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих".
При этом на данный момент истец включен в единый реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, с датой постановки на учет 09.11.2015, с составом семьи 3 человека, продолжает состоять на данном учете.
В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] ФИО8 к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17.05.2019.
<данные изъяты>
<данные изъяты> судья Ю.Ю. Юдакова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>