Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) |
Дата поступления | 20.08.2018 |
Дата решения | 27.09.2018 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Бисюрко Юлия Анатольевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 86d2be82-baaa-3168-9af2-f128e05922e1 |
Дело № 2А-7668/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2018 года г.Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Бисюрко Ю.А., при секретаре Пак М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Николаевский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование требований указал, что прокуратурой в ходе мониторинга сети Интернет выявлен сайт <данные изъяты>, на котором размещены предложения, содержащие информацию о торговле редкими видами растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, что запрещено законом. Просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на указанном сайте запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца, представителя ответчика с учетом положений, предусмотренных ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона дата № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149).
В силу ст. 9 ФЗ № 149, - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № 149, - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ № 149, - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149). В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга РФ и красные книги субъектов РФ. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.
Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст. 226.1 УК РФ» к стратегически важным ресурсам флоры и фауны относятся: виды дикой флоры и фауны, подпадающие под действия Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимся под угрозой исчезновения от ДД.ММ.ГГГГ или занесенные в Красную Книгу РФ.
Частью 1 ст. 226.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.
Административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, предусмотрена ст. 8.35 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре» и ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что в результате проведенной Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой проверки в сети Интернет обнаружен сайт <данные изъяты>, на котором размещены предложения, содержащие информацию о торговле редкими видами растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а именно о продаже растения- корня женьшеня, что подтверждается скриншотами со страниц указанного сайта.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 25.10.2005 № 289 «Об утверждении перечней (списков) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ и исключенных из Красной книги РФ» женьшень настоящий – Panax ginseng C.A.Mey включен в перечень (список) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ (позиция № 46).
Женьшень внесен в Перечень видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), подписанной 03.03.1973 в Вашингтоне, принятой Постановлением Совета Министров СССР № 612 от 04.08.1976 и Постановлением Совета Министров РСФСР № 501 от 08.09.1976.
Согласно положениям ст. 3 Конвенции, оборот животных и растений, включенных в Приложения № 1 к Конвенции возможен лишь при наличии разрешений на экспорт и импорт, а также сертификатов. Указанные разрешительные документы выдаются лишь при наличии следующих условий: действия с объектом животного мира не повлекут уменьшения количества особей данного вида и не приведут к его вымиранию; получатель имеет все надлежащие условия для содержания объекта животного мира и ухода за ним; указанный объект не будет использоваться в коммерческих целях.
Разрешения и сертификаты на охраняемые Конвенцией объекты животного мира должны соответствовать требованиям статьи 6 Конвенции.
В объявлении о продаже женьшеня, включенного в Приложении № 1 к Конвенции, расположенного на странице c адресом <данные изъяты> отсутствуют сведения о наличии всех вышеуказанных разрешительных документов и соблюдении предусмотренных Конвенцией условий оборота охраняемых объектов растительного мира.
Ввоз в Российскую Федерацию и продажа указанного женьшеня имеет цель получение коммерческой выгоды, что противоречит статье 3 Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения.
Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество приобретать корень женьшеня, фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Настоящее решение является основанием для включения сайта с вышеуказанным адресом в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Руководствуясь ст.ст. 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения 02.10.2018.
Судья Ю.А. Бисюрко