Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) |
Дата поступления | 22.08.2019 |
Дата решения | 14.10.2019 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Крюк Анна Александровна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 11821d78-4b5c-3eb1-a77d-037985bf6d14 |
Дело № 2а-7562/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2019 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе
председательствующего судьи Крюк А.А.,
при секретаре Савёловой В.А.,
с участием административного истца Одинца Ф.Ф., представителя административного ответчика Ивановой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Одинца [СКРЫТО] [СКРЫТО] к прокурору [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании незаконным бездействия,
установил:
[СКРЫТО] Ф.Ф. обратился в суд к прокурору [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
В обосновании заявленных требований указал, что, им получено письмо от прокурора отдела по рассмотрению обращений управления по рассмотрению обращений и приёму граждан Генеральной прокуратуры РФ ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого прокурору [СКРЫТО] [СКРЫТО] начиная с 24.07.2019 года поручено провести проверку доводов его обращения от 28.06.2019 года. До настоящего времени в нарушение соответствующих статей инструкции № 45 от 30.01.2013 года с результатами проверки не знаком. Согласно ст.3.1. Обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному к смотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю. Ни одного из этих решений от заинтересованного лица он не получил. Бездействие заинтересованного лица наносит ущерб его конституционным правам и свободам и затрудняет доступ к правосудию. Считает, что со стороны административного ответчика нарушены ряд статей ФЗ-59 от 02.05.2006г., инструкции №45 от 30.01.2013г. и совершены действия, квалифицируемые в ст. 316 УК РФ.
Просит признать бездействие административного ответчика как противозаконное, вынести частное определение в отношении заинтересованного лица или передать материалы в органы дознания, с привлечении административного ответчика к уголовной ответственности по ст. 316 УК РФ.
В судебном заседании административный истец [СКРЫТО] Ф.Ф. поддержал заявленные требования, пояснив изложенное в иске, пояснил, что какого-либо решения, перечисленного в п.3.1 инструкции №45 от 30.01.2013 административным ответчиком принято не было.
В судебном заседании представитель административного ответчика Иванова Н.С. требования истца не признала, указала, что обращение Одинца Ф.Ф. в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.2 Инструкции в установленный срок направлено для рассмотрения прокурору Центрального района г.Хабаровска. Решение принято уполномоченным лицом в соответствии с законом. Просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ требования о признании действия незаконным подлежат удовлетворению в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. При этом суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Согласно пунктам 1,2,3 ст.10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Согласно ст.ст.5,22 - 25,25.1,27,28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).
Согласно п.п.3.1,3.2 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; оставлении без разрешения; передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; направлении в другие органы; прекращении рассмотрения обращения; приобщении к ранее поступившему обращению; возврате заявителю.
Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителей.
Установлено, что 12.08.2019 в прокуратуру [СКРЫТО] [СКРЫТО] из Генеральной прокуратуры Российской Федерации с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № поступило обращение Одинца Ф.Ф. о несогласии с постановлением прокурора Центрального района г.Хабаровска от 20.06.2019 об отказе в удовлетворении жалобы, несогласии с результатами проверок, проведенных по его заявлениям в ОП № 4 УМВД России по г.Хабаровску.
Вышеуказанное обращение ДД.ММ.ГГГГ за № на основании пункта 3.2 Инструкции направлено для рассмотрения по существу прокурору г.Хабаровска без контроля, о чем одновременно уведомлен [СКРЫТО] Ф.Ф., что подтверждается выпиской из реестра почтовой корреспонденции прокуратуры [СКРЫТО] [СКРЫТО].
На основании изложенного суд приходит к выводу, что прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] был соблюден предусмотренный законом, Инструкцией порядок ответа на жалобу Одинца Ф.Ф., связи с чем, требования административного истца о признании незаконным бездействия прокуратуры [СКРЫТО] [СКРЫТО] удовлетворению не подлежат.
При рассмотрении упомянутого обращения со стороны должностного лица прокуратуры [СКРЫТО] [СКРЫТО] не было допущено нарушения прав и законных интересов заявителя.
Вопреки доводам административного истца, при рассмотрении его жалобы прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] принято решение, предусмотренное п.3.1 Инструкции - передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры.
Поскольку жалоба Одинца Ф.Ф. прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] не принята к разрешению, на основании п.3.1, 3.2 Инструкции направлена для проверки доводов прокурору Центрального района г.Хабаровска.
Действия (бездействие) иных органов и должностных лиц в рамках настоящего дела в связи с его обращением административным истцом не оспариваются.
На основании статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
Законом не предусмотрена возможность судебного понуждения органов прокуратуры к принятию мер прокурорского реагирования. Срок рассмотрения обращения соблюден.
Таким образом, обращение Одинца Ф.Ф. прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона № 59-ФЗ и Инструкции, нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан прокуратурой [СКРЫТО] не допущено, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворений требований Одинца Ф.Ф.
В соответствии с ч.4 ст.200 КАС РФ, в случае, если при рассмотрении административного дела суд обнаружит в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников судебного разбирательства, должностных лиц или иных лиц признаки преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия.
При рассмотрении настоящего дела в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников судебного разбирательства, должностных лиц или иных лиц признаков преступления не обнаружено, в связи с чем оснований для направления сообщения органы дознания или предварительного следствия отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Одинца [СКРЫТО] [СКРЫТО] отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 18 октября 2019г.
Председательствующий подпись А.А. Крюк
Копия верна: судья А.А. Крюк
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2019-007734-79
Подлинник находится в материалах дела № 2а-7562/2019 Центрального районного суда г.Хабаровска.
Секретарь