Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) |
Дата поступления | 25.03.2019 |
Дата решения | 25.04.2019 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Ким Юлия Викторовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1428fa4b-b59a-303c-8c1d-bdd018da289b |
Дело № 2а-3564/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019 года г.Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ким Ю.В.,
при секретаре Максаковой И.Н.,
с участием помощника прокурора г. Хабаровская Кочева К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению прокурора города Хабаровска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Хабаровска, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование указал, что в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проводимого в рамках надзора за исполнением законов, прокуратурой г. Хабаровска произведен осмотр сайта <данные изъяты> Установлено, что на странице по вышеуказанному адресу размещено объявление о продаже электроудочек, а именно электронных зимних удочек с магнитной осью «Удача-3» и «Удача-4». Вышеуказанный сайт и его страницы являются общедоступными для неограниченного круга лиц - пользователей сети «Интернет». При этом на сайте отсутствуют какие-либо уведомления и (или) предупреждения о незаконности ввоза, оборота электроловильных систем и устройств, в том числе электроудочек, о незаконности их применения при добыче (вылове) водных биологических ресурсов, а также об административной и уголовной ответственности за совершение таких действий. Действующим правовым регулированием на территории Российской Федерации установлен запрет на ввоз и оборот электроловильных систем и устройств, в том числе электроудочек, а также их применение при добыче (вылове) водных биологических ресурсов. В связи с этим, сведения об обороте электроловильных систем и устройств, в том числе объявления о продаже и оферты электроудочек, является противоправной, распространение такой информации на территории Российской Федерации запрещено. На вышеуказанном Интернет-сайте размещено предложение, адресованное неопределенному кругу лиц приобрести за деньги электроудочки для добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения электроудочек, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению. Просит суд признать информацию, размещенную на интернет сайте <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам иска.
Представитель Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
При таких обстоятельствах, а также в силу положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку препятствий к рассмотрению и разрешению административного дела не имеется, так как суд не признавал их явку обязательной.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 29 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).
Как следует из п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничения доступа к информации устанавливаются федеральными законами и в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 15 названного Федерального закона, передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных Федеральным законом требований к распространению информации и охране объекта интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
В силу ч. 3 ст.ст. 19, 20 Международного пакта о гражданских и политических правах пользование правами на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Как установлено в судебном заседании, посредством сайта <данные изъяты> осуществляется продажа электроудочек.
Электроудочка представляет собой прибор для ловли рыбы с помощью подачи в воду электрического разряда, а ловля рыбы с помощью электричества при этом называется электроловом.
Согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.
В соответствии с ч. 6 ст. 26 Федерального закона № 166-ФЗ, перечень указанных в части 4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и порядок их уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 года № 694 утвержден Перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Так, к запрещенным товарам отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Кроме того, п. 6 названной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Так, ч. 1 ст. 256 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено, в том числе, с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений.
Административная ответственность за нарушение правил рыболовства предусмотрена статьями 8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море стандартов (норм, правил) или условий лицензии» и 8.37 «Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, на указанном Интернет-сайте размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги электроудочки для незаконного лова рыбы, при том, что данная информация носит и противоправный характер, поскольку использование электроудочек и их оборот запрещены законодательством Российской Федерации.
Сведения, размещенные на данном Итернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения электроудочек, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению не только административных правонарушений, но и уголовных преступлений, а также способствуют их совершению.
Поскольку приобретение электроудочек может повлечь причинение ущерба водным биологическим ресурсам, которые согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ являются собственностью Российской Федерации, суд признает обоснованными доводы прокурора о том, что доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1. Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
При этом в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, что предусмотрено ч. 2 названной статьи.
Создание, формирование и ведение реестра, как определено в ч. 3 ст. 15.1, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228, создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», относится к полномочиям Роскомнадзора.
Как предусмотрено ч. 5 ст. 15.1. Федерального закона № 149-ФЗ, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет» материалов; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что приобретение на данном интернет-сайте электроудочек может повлечь за собой негативные последствия, нарушить права неопределенного круга, противоречит действующему законодательству.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанная информация, расположенная на Интернет сайте <данные изъяты> носит противоправный характер.
Распространение указанной информации нарушает единство правовой системы государства в целом, основы Конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, которые нарушают публичные интересы РФ и права неопределенного круга лиц.
Во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Настоящее решение является основанием для включения указателя страниц вышеуказанных в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора города Хабаровска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Ю.В. Ким
Мотивированное решение составлено 08.05.2019.