Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) |
Дата поступления | 27.03.2019 |
Дата решения | 26.04.2019 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Чижова Наталья Анатольевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 79074d53-76a3-375b-b7dc-f942fa5ac1a0 |
Дело № 2а-3494/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 26 апреля 2019 года
Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:
председательствующего: судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре Голубецкой Г.Е.,
с участием представителя административного истца - помощника транспортного [СКРЫТО] Положий Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хабаровского транспортного [СКРЫТО] в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологии массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу о признании информации, размещенной на страницах Интернет сайтов, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на страницах Интернет сайтов, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, указав в обоснование заявленных требований, что Хабаровской транспортной прокуратурой в ходе рассмотрения обращения (вх. от ДД.ММ.ГГГГ № А-66/2019), поступившего на официальный сайт Дальневосточной транспортной прокуратуры, по вопросу признания запрещенными к распространению на территории Российской Федерации информационных материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проведена проверка по фактам изложенных в обращении. Установлено, что в сети Интернет на видеохостинговом сайте «You Tube» на канале «trainhopru», расположенном по электронному адресу: <адрес>, в свободном доступе размещена информация, призывающая к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан. Просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на видеохостинговом сайте «You Tube» на канале «<адрес> расположенном по электронному адресу: <адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца требования, предъявленные в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу в судебное заседание не прибыл, о времени и месте слушания дела уведомлялся надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика с учетом положений, предусмотренных ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 29 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).
Как следует из п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничения доступа к информации устанавливаются федеральными законами и в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 15 названного Федерального закона, передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных Федеральным законом требований к распространению информации и охране объекта интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
В силу ч. 3 ст.ст. 19, 20 Международного пакта о гражданских и политических правах пользование правами на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Как установлено в судебном заседании, Хабаровской транспортной прокуратурой в ходе рассмотрения обращения (вх. от 19.03.2019 № А-66/2019), поступившего на официальный сайт Дальневосточной транспортной прокуратуры, по вопросу признания запрещенными к распространению на территории Российской Федерации информационных материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проведена проверка по фактам изложенных в обращении. Установлено, что в сети Интернет на видеохостинговом сайте «You Tube» на канале «trainhopru», расположенном по электронному адресу: https://www.youtube.com/user/trainhopru/feed, в свободном доступе размещена информация, призывающая к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан. В результате просмотра видеоматериалов на канале «trainhopru» установлено, что они представляют собой демонстрацию совершения гражданами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ (посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде). Административное правонарушение представлено в одобрительном контексте, при демонстрации различных способов его совершения. Доступ на канал «<адрес>» свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного ресурса, скопировать материалы в электронном варианте может любой пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Возможность ознакомиться с реальными способами нарушений правил поведения граждан на железнодорожном транспорте существует в свободном доступе, что представляет возможность беспрепятственно использовать информацию в противоправных целях.
Согласно ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ под нарушением правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте понимается посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде.
Таким образом, на указанной странице допускается размещение материалов о совершении противоправных действий, за которые предусмотрена административная ответственность.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2007 № 18, определены действия граждан, которые не допускаются при пользовании железнодорожным подвижным составом: подходить к вагонам до полной остановки поезда, прислоняться к стоящим вагонам, оставлять детей без присмотра при посадке в вагоны и (или) высадке из вагонов (гражданам с детьми), осуществлять посадку и (или) высадку во время движения, стоять на подножках и переходных площадках, задерживать открытие и закрытие автоматических дверей вагонов, высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров, проезжать в местах, не приспособленных для проезда, повреждать железнодорожный подвижной состав, подлезать под железнодорожным подвижным составом и перелезать через автосцепные устройства между вагонами, подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава, курить в вагонах пригородных поездов.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1. Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
При этом в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, что предусмотрено ч. 2 названной статьи.
Создание, формирование и ведение реестра, как определено в ч. 3 ст. 15.1, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228, создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», относится к полномочиям Роскомнадзора.
Как предусмотрено ч. 5 ст. 15.1. Федерального закона № 149-ФЗ, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет» материалов; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Так Федеральным законом от 30.03.1995 года № 37-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанные в городе Женеве 22 декабря 1992 года. Осуществление связи с помощью интернета согласно приложению к Уставу Международного союза электросвязи подпадает под понятие электросвязи, которая представляет собой любую передачу, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, оптической или другим электромагнитным системам.
Статьей 2 Федерального закона от 27.06.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии со ст. 34 Устава Международного союза электросвязи государства - члены Союза имеют право прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлено, что права и свободы человека и. гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре» и ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации [СКРЫТО] вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
Признание размещенной в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению, можно отнести к установлению правового состояния такой информации, которое имеет юридическое значение, в том числе является основанием для включения размещенных на сайте сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования [СКРЫТО] о признании информации, размещенной на страницах Интернет сайтов, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, заявленные им в интересах неопределенного круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на видеохостинговом сайте «<адрес>» на канале «trainhopru», расположенном по электронному адресу: <адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в [СКРЫТО] краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения – 06.05.2019 года.
Председательствующий: Чижова Н.А.