Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) |
Дата поступления | 27.03.2019 |
Дата решения | 23.04.2019 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Савченко Елена Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | a7e97707-673b-36eb-b404-98892b895f04 |
Дело № 2а-3484/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2019 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Савченко Е.А.
при секретаре судебного заседания Чабас А.С.
с участием ст.помощника [СКРЫТО] Центрального района г.Хабаровска Ненашевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Советско-Гаванского городского [СКРЫТО] в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному Федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующий в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска к Управлению Роскомндазора по Дальневосточному Федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование указал, что прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законов в сети «Интернет» выявлены факты распространения информации, нарушающей требования федерального законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе данной проверки установлено, что на сайте http://spravka-gibdd.click/ размешен Интернет ресурс по продаже медицинской справки (установленного образца для получения водительского удостоверения) без посещения медицинской комиссии и фактического осмотра врачами, т.е. в обход установленной законом процедуры. Размещенная информация находится в свободном доступе, допуск к ней имеет неопределенный круг лиц, проживающих на территории РФ.
На основании изложенного, просят признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте <адрес>/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; обязанность по ограничению доступа к запрещенной информации распространить на всех операторов связи.
В судебном заседании помощник [СКРЫТО] административный иск поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом, в том числе посредством телефонограммы, а также публично путем размещения информации на сайте суда. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. При таких обстоятельствах, а также в силу положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса, поскольку препятствий к рассмотрению и разрешению административного дела не имеется, так как суд не признавал их явку обязательной.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Предметом судебной защиты по правилам части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ могут быть решения, действия (бездействие) публичного органа нарушающие права, свободы и законные интересы граждан.
Статья 29 Конституции РФ гарантирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами и в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.15 вышеуказанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных Федеральным законом требований к распространению информации и охране объекта интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 данного Закона).
Согласно п. 2 ст. 497 ГК РФ, п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612, под дистанционным способом продажи товаров следует понимать продажу товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно¬-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
На основании акта [СКРЫТО] проверки от 18.03.2019 установлено, что посредством сайта <адрес>/ осуществляется продажа медицинской справки (установленного образца для получения водительского удостоверения) без посещения медицинской комиссии и фактического осмотра врачами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в число которых входит признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Согласно ст.5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в т.ч. проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 1, 6, 7 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в т.ч. обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия)у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения установлены Приказом Минздрава России от 15.06.2015 №344 н.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 196-ФЗ к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Таким образом, действующим законодательством в сфере безопасности дорожного движения предусмотрена определенная процедура, предшествующая выдаче водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортным средством и участие в дорожном движении в качестве водителя.
Согласно п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что приобретение на данном интернет-сайте медицинских справок может повлечь за собой негативные последствия, нарушить права неопределенного круга, противоречит действующему законодательству.
Предлагая оформление медицинских справок без прохождения соответствующего медицинского осмотра, информация, размещенная на указанном выше интернет-сайте, содержит не только сведения о продаже поддельных документов, но и открыто пропагандирует совершение преступлений, за которые действующим уголовным законодательством предусмотрена уголовная ответственность (статьей 324 УК РФ – за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а статьей 327 УК РФ – за изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, а также использование заведомо подложного документа).
При том, что использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, как определено в ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается.
О запрете распространения информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, говорит и п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Факт размещения запрещенной законодательством РФ информации на приведенном выше Интернет-сайте административным ответчиком не оспаривается.
В силу части 1 статьи 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Согласно части 2 статьи 15.1 данного Федерального закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра, как определено в ч. 3 ст. 15.1, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228, создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», относится к полномочиям Роскомнадзора.
Аналогичные положения закреплены и в п.п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года № 1101, согласно которым создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанная информация, расположенная на Интернет сайте – <адрес>/ носит противоправный характер.
Распространение указанной информации нарушает единство правовой системы государства в целом, основы Конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Федеральным законом от 30.03.1995 № 37-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанные в городе Женеве 22 декабря 1992 года. Осуществление связи с помощью интернета согласно приложению к Уставу Международного союза электросвязи подпадает под понятие электросвязи - любая передача, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, оптической или другим электромагнитным системам.
В соответствии со ст. 34 Устава Международного союза электросвязи государства - члены Союза имеют право прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, которые нарушают публичные интересы РФ и права неопределенного круга лиц.
Во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем, суд находит заявленные требования [СКРЫТО] обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Настоящее решение является основанием для включения указателя страниц вышеуказанных в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Вместе с тем, разрешая заявленное административным истцом требование о возложении обязанности по ограничению доступа к запрещенной информации на всех операторов связи, суд исходит из следующего:
В силу ч. 2.1. ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Согласно п. 1 Требований к способам (методам) ограничения доступа к информационным ресурсам, утвержденным Приказом Роскомнадзора от 14.12.2017 № 249, ограничение доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доменным именам, указателям страниц сайтов в сети «Интернет», сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которому подлежит ограничению, оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», должно осуществляться на основании сведений, получаемых от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в соответствии с частью 12 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
В соответствии с ч. 12 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, порядок взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 12 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пункта 5.2.1.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 № 170 утвержден Порядок взаимодействия оператора единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» с провайдером хостинга.
Названный Порядок определяет процедуру взаимодействия оператора единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» с провайдером хостинга (п. 1).
Как предусматривает п. 2 Порядка, взаимодействие оператора реестра с провайдером хостинга осуществляется в рамках формирования и ведения реестра.
Уведомление провайдеру хостинга о включении в реестр доменного имени и (или) указателя страницы сайта, в силу п. 4 Порядка, направляется оператором реестра одновременно с включением в реестр информации о соответствующем доменном имени и (или) указателе страницы сайта в сети «Интернет».
В уведомлении о включении в реестр указывается наименование органа, принявшего решение об отнесении информации к запрещенной, дата принятия и номер такого решения, указатель страницы сайта в сети «Интернет», на которой размещена данная информация (п. 6 Порядка).
До привлечения в установленном порядке оператора реестра к ведению реестра его функции выполняет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, что предусмотрено п. 18 указанного Порядка.
Как уже было указано ранее, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Согласно установленному в ч.ч. 7-9 ст. 15.1 названного Федерального закона порядку включения в реестр сведений, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, незамедлительно с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети «Интернет» и уведомить его о необходимости удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Незамедлительно с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта в сети «Интернет» обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети «Интернет» провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» незамедлительно.
В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети «Интернет» мер, указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в реестр.
В соответствии с ч. 10 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».
Аналогичные требования закреплены и в п.п. 9-12 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы.
При этом в силу п. 13 указанных Правил перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет».
Таким образом, по смыслу указанных положений закона сведения, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включаются в реестр при несоблюдении обязанностей, которые возложены на провайдера хостинга и (или) владельцем сайта в силу приведенных выше правовых норм. А именно, в случае отказа или бездействия владельца сайта в сети «Интернет» удалить интернет-страницу с информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также в случае невыполнения провайдером хостинга обязанности по ограничению доступа к такому сайту в сети «Интернет».
Возможность ограничить доступ к сайту в сети «Интернет», содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, возникает у оператора связи с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать соответствующий сайт в сети «Интернет».
Как предусмотрено ч. 4 ст. 38 КАС РФ, под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Вместе с тем, поскольку порядок ограничения доступа к сайту в сети «Интернет», содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, четко определен действующим в названной сфере законодательством, а операторы связи, на которых [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Хабаровского края просит возложить обязанность по ограничению доступа к запрещенной информации, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены не были, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований в этой части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Советско-Гаванского городского [СКРЫТО] в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному Федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить частично.
Признать информацию, размещенную на странице сайта в сети Интернет: <адрес>/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом 23 апреля 2019 года решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Председательствующий Е.А. Савченко