Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) |
Дата поступления | 25.03.2019 |
Дата решения | 19.04.2019 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Костюченко Светлана Анатольевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 5684aa03-9e75-3348-909b-fdf4a0f5727d |
Дело 2а-3432/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 апреля 2019 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Костюченко С.А.,
с участием представителя административного истца Лукьянцева П.В., действующего на основании доверенности 27АА № 1331951 от 12.03.2019,
представителя административного ответчика Сазоновой Н.П., действующей на основании доверенности № ДОВ-022 от 06.02.2019,
при секретаре Крук В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Алиева Асима Фахрад оглы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л:
Алиев А.Ф. оглы обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании решения незаконным, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041008:8, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации нежилого здания на земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ Алиевым А.Ф. оглы получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, ссылаясь на то, что земельный участок, расположенный в общественно-деловой зоне ЦО, имеет общую площадь 736 кв. м, при предельном минимальном размере 800 кв. м, что нарушает требования законодательства. ДД.ММ.ГГГГ его уведомили об отказе в постановке на кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с образование, созданием объекта недвижимости. Считает отказ в государственной регистрации незаконным, поскольку земельный участок был сформирован под жилищную застройку в 1954 <адрес> кодекс РФ принятый в 2001 г. и Земельный кодекс РФ, принятый в 2004 г., регулируют правоотношения, возникшие в период после их принятия. Статьей 4 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» разъяснено, что изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимаются главой местной Администрации в случае, если эти участки сформированы до вступления в силу Градостроительного кодекса. Администрация <адрес> своим постановлением изменила назначение земельного участка, выдав разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Постановление было направлено в адрес Управления Росреестра по <адрес>. Просит признать решение об отказе в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2018-6539854 № PKPVDMFC№ незаконным, обязать осуществить государственную регистрацию нежилого здания по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца Лукьянцев П.В. исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил изложенное в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Сазонова Н.П. исковые требования не признала, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в возражениях.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Таким образом, учитывая мнение представителей сторон, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Алиев А.Ф. оглы является собственником земельного участка под разрешенное использование – индивидуальный жилой дом, с кадастровым номером 27:23:0041008:84, площадью 736 кв. м по адресу: примерно в 19 м по направлению на северо-восток от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрации <адрес> установлено соответствие между разрешенным использованием земельного участка площадью 736,0 кв. м с кадастровым номером 27:23:0041008:84 по адресу: <адрес> и видом разрешенного использования земельного участка, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, согласно коду классификатора 3.6 «Культурное развитие».
ДД.ММ.ГГГГ Алиеву А.Ф. оглы администрацией <адрес> выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства «Выставочный зал автомобильных аксессуаров по <адрес>» на земельном участке 27:23:0041008:84.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> выдано разрешение на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта.
ДД.ММ.ГГГГ сторона административного истца обратилась с заявлением № MFC-0064/2018-203601-1 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав с приложением технического плана здания.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором прав осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2018-6539854 Управление Росреестра по <адрес> Алиев А.Ф. оглы был уведомлен о приостановлении регистрационных действий на основании п. 23 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен не для целей строительства (размещения) данного объекта.
Как следует из материалов дела, указанное решение о приостановлении регистрационных действий не отменено, незаконным не признано. Доказательств обратного суду не представлено.
Как следует из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2018-6539854, PKPVDMFC№ в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав административному истцу было отказано по основаниям п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основанием для отказа в постановке явилось истечение срока приостановления и не устранение причин приостановления, препятствующих осуществлению регистрационных действий.
В соответствии п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании ч.ч. 22, 23 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается в случае, если созданный (создаваемый) объект недвижимости не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений; земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости предоставлен (передан) не для целей строительства (размещения) такого объекта.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению кадастрового учета и (или) регистрации прав, указанные в статье 26 Закона № 218-ФЗ.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлен ст. 29 Закона № 218-ФЗ и включает в себя проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления кадастрового учета и (или) регистрации прав (в соответствии со ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
При проведении правовой экспертизы представленных истцом документов у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для осуществления регистрационных действий в связи со следующим.
Как следует из положений ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении участка.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014) постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 Земельного кодекса РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. 35-40 Градостроительным кодексом РФ, ст. 85 Земельного кодекса РФ, правила землепользования и застройки населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования участка в пределах границ территориальной зоны, где находится постройка).
Как следует из материалов дела, технический план подготовлен в связи с созданием объекта капитального строительства «Выставочный зал автомобильных аксессуаров по <адрес>» на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0041008:84.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав недвижимости земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041008:84, на котором расположен объект, относится к категории земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование «под индивидуальный жилой дом».
Таким образом, на момент приостановления осуществления регистрационных действий вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041008:84 в установленном порядке не изменен.
Правой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом РФ.
Согласно п. 7 ст. 1 Градостроительным кодексом РФ территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительным кодексом РФ под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 Градостроительным кодексом РФ).
Согласно п. 6 ст. 30 Градостроительным кодексом РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, градостроительный регламент представляет собой не только перечень видов разрешенного использования объектов недвижимости, а совокупность установленных законом требований по виду разрешенного использования, предельным параметрам и ограничениям.
Согласно п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Однако, указанное относится лишь к случаям, когда ранее возникшее пользование объектов недвижимости сохраняется в неизменном виде.
На основании п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Положения п. 3 ст. 37 Градостроительным кодексом РФ РФ определяют, что изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования должно осуществляться в рамках градостроительного регламента, установленного для соответствующей территориальной зоны.
Таким образом, изменение сведений реестра недвижимости о земельном участке, на который действие градостроительного регламента распространяется и для которого градостроительный регламент устанавливается в соответствии со ст. 36 Градостроительным кодексом РФ, должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для соответствующей территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041008:84 расположен в границах территориальной зоны «Зона центра обслуживания и коммерческой активности на территориях, попадающих под действие ограничений» (№.410), сведения о которой включены в ЕГРН на основании решения Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа «<адрес>».
Согласно включенных в реестр границ ЕГРН сведений о территориальной зоне центра обслуживания предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков составляют 800 кв. м, и 120000 кв. м, соответственно.
Между тем, площадь земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041008:84 составляет 736 кв. м. Соответственно, содержащиеся в реестре недвижимости сведения о площади земельного участка не соответствуют предельным размерам, предусмотренным градостроительным регламентом для выбранного собственником земельного участка вида разрешенного использования.
Несоответствие земельного участка какому-либо из требований, в том числе установленному предельному размеру, свидетельствует о том, что использование такого участка не является разрешенным.
Таким образом, предоставленная заявителем декларация о выборе разрешенного использования не может являться основанием для внесения в ЕГРН сведений о выбранном заявителе виде разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со ст. 40 Градостроительным кодексом РФ, правообладатели земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства возможно при соблюдении ряда процедур, включая рассмотрение этого вопроса на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Верховным Судом РФ 14.11.2018).
Вместе с тем, доказательств соблюдения вышеуказанных норм права стороной административного ответчика не представлено.
Положения ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», на которые ссылается истец в обоснование заявленных требований, носят временный характер и прекращают свое действие в случае принятия правил землепользования и застройки.
При таких обстоятельствах, установление или изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании решения уполномоченного органа публичной власти только в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ то есть до принятия градостроительных регламентов).
В силу п. 3 ст. 36 Градостроительным кодексом РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041008:84 образован и поставлен на кадастровый учет в 2013 г.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ определение видов разрешенного использования земельных участков, а также описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, осуществляется на основании Классификатора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.
Согласно п.п. 2.1, 3.6 Классификатора разрешенные виды деятельности, осуществляемые на земельном участке с видом использования «для индивидуального жилищного строительства» и «культурное развитие», не являются равнозначными.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение об отказе в осуществлении регистрационных действий принято на основании ст. 27 Закона № 218-ФЗ, в соответствии с действующим законодательством и само по себе прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Оснований для признания решения незаконным у суда не имеется, поскольку возведение выставочного зала не соответствует разрешенному использованию земельного участка.
Доводы административного истца о том, что положения Градостроительным кодексом РФ не подлежат применению к земельному участку, сформированному в 1954 г., являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном их понимании.
Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренным настоящим кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на обоснование своих требований или возражений (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
Так, согласно ч.ч. 9, 11 с. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного лица или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдение сроков обращения в суд возложена на лицо, обратившееся в суд, а обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативно-правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложены на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не соответствуют нормативно-правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, для признания незаконным решения, действия (бездействия) административного ответчика необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и нарушения в их результате прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ч. 1 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
В судебном заседании административным истцом не представлено достаточно доказательств в подтверждение нарушения его прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах, требования административного истца признаются судом необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Алиева Асима Фахрад оглы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании решения незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 24.04.2019.
председательствующий: С.А. Костюченко
Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>