Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) |
Дата поступления | 15.03.2019 |
Дата решения | 11.04.2019 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Ярошенко Татьяна Петровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 650d1dcd-3024-3ecc-b5e4-1daed85fc12c |
Дело № 2А-3255/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 апреля 2019 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ярошенко Т.П.,
при секретаре судебного заседания Пак В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Комсомольска-на-Амуре в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор г. Комсомольска-на-Амуре в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенного прокуратурой города мониторинга установлено, что на интернет-сайте по адресу: <адрес> размещена информация о продаже трудовых книжек с заполненной информацией. На данном сайте размещена информация о продаже трудовой книжки со стажем. Размещение указанной информации в сети Интернет способствует доступу неопределенного, широкого круга лиц, то есть является публичным. Просит признать информацию, размещенную на сайте <адрес>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного разбирательства, о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца не заявлено.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалы дела ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу не поступало.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя административного истца, представителей административных ответчиков.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В силу части 1 статьи 10 указанного Федерального закона распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет распространения информаций, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101.
Так, согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, являются согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», владельцем сайта в сети «Интернет» является лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте.
В силу пункта 4 статьи 6 вышеуказанного Федерального закона обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Федеральный закон № 126-ФЗ от 07.07.2003 года «О связи» устанавливает правовые основы деятельности в области связи, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
В силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15 вышеуказанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных Федеральным законом требований к распространению информации и охране объекта интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории РФ использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства РФ в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов РФ.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 года N 225 "О трудовых книжках" (вместе с "Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей"), в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации утверждены форма трудовой книжки и форма вкладыша в трудовую книжку; правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.
Статьей 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование поддельного документа, подтверждающие наличие у лица права или освобождение его от обязанности.
Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, представляющих права или освобождающих от обязанности, а также государственных наград РФ, РСФСР, СССР.
Таким образом, размещение в сети «Интернет» доступных неограниченному кругу лиц сведений о продаже трудовых книжек со стажем влечет рост совершения правонарушений, предусмотренных административным и уголовным законодательством.
Наличие сведений о способах и источниках приобретения трудовых книжек со стажем, доступных для неограниченного круга лиц, на Интернет-сайте способствует целям методического, информационного обеспечения противоправной деятельности, что фактически представляет собой совершение преступления против порядка управления.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
В Реестр согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 указанного федерального закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При этом в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона ФЗ О защите информации основаниями для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признаний информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федераций запрещена
Согласно п. 3 названной статьи создание, формирование и ведение Реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникации, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федераций.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной Информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федераций запрещено» (далее Правила).
Согласно пунктам 2, 3 названных Правил, создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о продаже документов установленного образца, в том числе трудовых книжек.
В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре» и ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой г. Комсомольска-на-Амуре в рамках мониторинга сети «Интернет» на предмет распространения информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации, выявлен сайт с URL-адресом: <адрес> содержащий информацию с предложением для неопределенного круга лиц приобрести трудовую книжку, что носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг относительно допустимости приобретения и использования поддельных документов установленного образца, что подтверждается скриншотами со страниц указанного сайта.
С учетом изложенного, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку указанный сайт находится в свободном доступе, адресован неопределенному кругу лиц, направлен на привлечение внимания к незаконному приобретению трудовых книжек, что противоречит требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц, побуждает этих лиц к совершению административных правонарушений и преступлений, способствуют их совершению.
Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении: а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»; б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»; в) информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Поскольку информация, размещенная на сайте с URL-адресом: <адрес> прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации законом не предусмотрен и не требует досудебного порядка урегулирования спора.
Настоящее решение является основанием для включения сайтов с вышеуказанными адресами в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Руководствуясь ст.ст. 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Комсомольска-на-Амуре в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить копию вступившего в законную силу решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (<адрес>, стр. 2), а также в Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу (<адрес>) для включения страницы сайта <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2019 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна.
Председательствующий судья Т.П. Ярошенко
Секретарь: В.Э. Пак
Решение вступило в законную силу ______________________
Уникальный идентификатор дела 27RS0№-38
Подлинник находится в материалах дела №а-3255/2019 Центрального районного суда <адрес>.