Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) |
Дата поступления | 04.03.2019 |
Дата решения | 16.04.2019 |
Категория дела | исполнителя |
Судья | Шевцова Ольга Викторовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | c8a3fe68-d402-3c4d-bc70-a24f55681ec5 |
Дело № 2А-2930/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 16 апреля 2019 г.
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
при секретаре судебного заседания Егай Н.Р.,
с участием: представителя административного истца Соловых Ю.О.; представителя административного ответчика ОСП по Центральному району г. Хабаровска Трубниковой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению министерства строительства Хабаровского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска Ноговициной Анне Владимировне, ОСП по Центральному району г. Хабаровска, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконным постановление от 21.02.2019 о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
министерство строительства Хабаровского края обратилось в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Ноговициной А.В. возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении министерства строительства Хабаровского края на основании решения Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ №. Вынесенным судебным актом на министерство возложена обязанность предоставить меру социальной поддержки семье ФИО11 в составе 5 человек: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, в форме предоставления жилого помещения взамен ураченного с учетом установленного норматива 90 кв.м, по 1/5 доли в праве собственности. Постановлением, поступившим в министерство ДД.ММ.ГГГГ установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. В связи с тем, что министерство не является уполномоченным органом в Хабаровском крае по распоряжению краевой государственной собственностью, исполнить указанное решение суда в 5-дневный срок не предоставляется возможным. В соответствии с п.1.2 раздела 1 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №-пр, министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края. Для исполнения решения суда министерство направило в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края запрос от ДД.ММ.ГГГГ №.1.9-425 о предоставлении информации о наличии жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, возможных к предоставлению гражданам. Согласно информации, предоставленной министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в жилищном фонде Хабаровского края квартиры с указанным нормативом отсутствуют. На основании изложенных обстоятельств министерством в отдел судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска была направлена информация о невозможности исполнить требование в установленный судебным приставом-исполнителем срок в связи с отсутствием жилых помещений установленного норматива 90 кв.м. Кроме того, министерство обращалось в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта. Согласно определению Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления министерства об отсрочке исполнения решения суда отказано. Министерство принимало все возможные меры с целью исполнения решения суда в кратчайшие сроки. Обязанность, возложенная судом на министерство по обеспечению семьи ФИО11 жилым помещением, не может быть исполнена в 5-дневный срок, поскольку действия, которые суд обязал исполнить министерство, носят длительный характер и не относятся к полномочиям министерства. В связи с тем, что отсутствовали виновные действия министерства строительства Хабаровского края, указанное лицо полагает, что имеются основания для освобождения его от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные административные требования поддержала, изменений не имела, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила, пояснив, что в настоящее время взыскателям предложены жилые помещения: двухкомнатная квартира общей площадью 63,4 кв.м; однокомнатная квартира общей площадью 35,5 кв.м, для исполнения решения суда, которые ими были осмотрены и дано согласие на вселение. Предоставить одну квартиру установленной решением суда площадью не представляется возможным в виду ее отсутствия. В настоящее время министерством подано заявление в суд об изменении порядка и способа исполнения решения суда, в части предоставления взыскателям предложенных им жилых помещений, в которые они согласились вселиться.
Представитель ответчика ОСП по Центральному району г. Хабаровска, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что действия судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора законны, оснований для признания незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора не имеется. Основания для освобождения министерства строительства Хабаровского края от исполнительского сбора также не имеется, поскольку решение суда не исполнено.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, неявка которых не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст. 2 Закона).
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 указанного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 112 указанного Федерального закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Исходя из содержания ст. ст. 1, 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи в частности по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В судебном заседании установлено, что в ОСП по <адрес> находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа №, выданного Центральным районным судом <адрес>.
Должником по исполнительному производству является министерство строительства Хабаровского края, взыскателями: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6. Предмет исполнения является предоставление министерство строительства Хабаровского края указанным взыскателям жилое помещение по договору социального найма отвечающее санитарно-техническим нормам и техническим требованиям, общей площадью не менее 90,0 кв.м.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником ДД.ММ.ГГГГ.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику устанавливался срок для добровольного исполнения – в течение 5-ти дней с момента получения должником копии постановления. Должник предупреждался, что в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В указанный срок сведения об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, судебному приставу-исполнителю от должника не поступили. Решение суда не исполнено.
В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> Ноговициной А.В. в отношении должника министерства строительства Хабаровского края вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
Учитывая вышеизложенное, суд находит постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> Ноговициной А.В. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора законным и обоснованным.
Судебный пристав-исполнитель действовал в рамках Федерального закона «Об исполнительном производстве», Федерального закона «О судебных приставов», нарушений требований закона в действия судебного пристава-исполнителя не установлено. Действиями судебного пристава-исполнителя не были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.
Заявленные доводы административного истца, на основании которых просит признать оспариваемое постановление незаконным, суд находит несостоятельными, необоснованными и подлежащими отклонению, указанные в иске обстоятельства, не являются основанием для признания постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора незаконным.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и решении вопроса об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В судебном заседании установлено, что в рассматриваемом случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует, должником производятся все зависящие от него действия, направленные на исполнение судебного акта, в настоящее время взыскателям предложены жилые помещения для вселения, взыскатели выразили согласие на вселение. Исполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, с учетом характера возложенных на должника (заявителя) обязательств, не представляется возможным.
Таким образом, заявленные административные исковые требования в части освобождения от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП, суд находит подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
решил:
административные исковые требования удовлетворить частично.
Освободить министерство строительства <адрес> от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> Ноговициной Анной Владимировной от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 22.04.2019.
Судья О.В. Шевцова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>