Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) |
Дата поступления | 28.02.2019 |
Дата решения | 27.03.2019 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Ярошенко Татьяна Петровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 31e4c623-79c7-3cd7-8fda-bd6fbbe68356 |
Дело № 2А-2899/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 марта 2019 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ярошенко Т.П.,
при секретаре судебного заседания Пак В.Э.,
с участием:
представителя административного истца – старшего помощника прокурора г. Хабаровска Фроловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что Прокуратурой города Хабаровск проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет», осуществленного с рабочего компьютера, расположенного по адресу: <адрес>, кабинет №, осуществляется доступ к электронному адресу: http<адрес>, на котором размещена информация о возможности приобретения водительского удостоверения в Хабаровске. В информации приведены доводы, побуждающие граждан приобрести водительское удостоверение без прохождения обучения, необходимой клиенту категории, указана стоимость услуги - покупки прав 21000 руб. На сайте размещены предложения, адресованные неопределенному кругу лиц по приобретению водительского удостоверения. Согласно сведениям из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, доступ к сайту (странице) <адрес>, не ограничен. Просит признать информацию, размещенную на сайте <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала исковые требования и изложенные в нем доводы.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалы дела ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу не заявляли.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149).
В силу ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»- в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены и подтверждается водительским удостоверением.
Так, п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») предусмотрена установленного ст. 26 Федерального закона № 196-ФЗ возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, которые определены указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 №1097.
Частью 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
При этом, реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил (ч.ч. 2, 3 ст. 24 настоящего Федерального закона).
Таким образом, приобретение водительского удостоверения, предоставляющего право на управление транспортным средством, без прохождения соответствующего обучения и сдачи экзаменов является грубым нарушением прав других участников на безопасное дорожное движение по дорогам Российской Федерации, а также ведет к нарушению законодательства Российской Федерации, что в свою очередь является недопустимым.
При этом, незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, (ст. 327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 Уголовного кодекса РФ).
При таком положении сведения, размещенные на указанных выше интернет-сайтах (страницах), вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа, подтверждающего право на управление транспортным средством за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа, подтверждающего право управления транспортным средством за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации.
В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре» и ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой города Хабаровска в рамках мониторинга сети «Интернет» на предмет распространения информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации, выявлен сайт с URL-адресом: <адрес> содержащий информацию о распространении сведений о возможности приобретения водительского удостоверения в городе Хабаровске, что побуждает неопределенный круг лиц совершать уголовные и административные правонарушения.
С учетом изложенного, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку указанный сайт находится в свободном доступе. На сайте размещен информационный материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере. Круг лиц, которые способны ознакомиться с Интернет-сайтом индивидуализировать невозможно.
Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении: а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»; б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»; в) информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Поскольку информация, размещенная на сайте с URL-адресом: <адрес> прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации законом не предусмотрен и не требует досудебного порядка урегулирования спора.
Настоящее решение является основанием для включения сайтов с вышеуказанными адресами в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Руководствуясь ст. ст. 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить копию вступившего в законную силу решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2), а также в Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу (г. Хабаровск, ул. Ленина, 4) для включения страницы сайта <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2019 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна.