Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) |
Дата поступления | 22.08.2019 |
Дата решения | 18.11.2019 |
Категория дела | по вопросам предоставления жилого помещения по договору социального найма и найма жилого помещения |
Судья | Чижова Наталья Анатольевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | b92b6ea3-982d-3201-91cd-62d1dd69a0c8 |
Дело № 2-7572/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2019 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Шевлюк Ю.В.,
с участием истца [СКРЫТО] Е.А., представителя истца Якубович Е.В., представителя ответчика Администрации города Хабаровска – Круковской П.В., третьего лица Булавина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к администрации города Хабаровска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Е.А. обратилась в суд с иском к администрации города Хабаровска о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указала, что она является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Данная квартира была предоставлена отцу истца на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с истцом в указанной квартире зарегистрированы: супруг Булавин С.В. и дочь Саватеева С.А.
Жилой <адрес> <адрес> 1939 года постройки, частично благоустроенный, по состоянию на 2019 год имеет износ более 80%. По всем показателям и санитарным нормам дом не соответствует требованиям, безопасным для проживания людей.
Истец неоднократно обращалась в администрацию города с заявлением признании указанного жилого помещения, непригодными для проживания.
22.12.2010 городской межведомственной комиссией по признанию жилых помещен муниципального жилищного фонда непригодными для проживания рассмотрен вопрос проведении оценки жилого дома № расположенного по <адрес>. Городской межведомственной комиссией принято решение: о необходимости и возможности проведения капитально ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома №, расположенного по <адрес> в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47и после завершения капитального ремонта - о продолжении процедуры оценки.
31.10.2013 принято постановление № 4295 от 31.10.2013 "О проведении капитального ремонта жилого дома № расположенного по <адрес> и предоставлении жилых помещений на время проведения капитального ремонта".
Однако, до настоящего времени капитальный ремонт не проведен и сроки его проведения не определены, поскольку до настоящего времени Правительством Хабаровского края не осуществлена разработка порядка, сроков проведения и источников финансирования капитального ремонта, модернизации, реконструкции или сноса домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70%.
Полагает, что отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания не препятствует установлению в ходе судебного разбирательства с помощью иных доказательств пригоден или не пригоден жилой дом для проживания граждан.
Из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Оценка-Партнер» на момент обследования помещения не соответствуют требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, основание дома и несущие конструкции имеют разрушения и повреждения, восстановление обследуемых жилых помещений путем проведения ремонтно-восстановительных работ технически невозможно. Установлено наличие угрозы жизни и здоровью людей, пребывающих в здании.
При этом эксперт указал, что величина физического износа несущих конструкций дома составляет 70%, фундамента - 80%, межэтажных перекрытий - 80%, чердачного перекрытия - 75%, крыши - 75%; восстановление дома путем проведения ремонтно-восстановительных работ или реконструкции невозможно и экономически нецелесообразно.
Положение по оценке непригодности жилых домов и помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания № 529 от 5 ноября 1985 года устанавливает, что аварийное состояние жилых домов или отдельной конструкции, износ которых влияет на прочность или устойчивость всего здания, может наступить при физическом износе более 70% для каменных зданий и 65% для деревянных домов.
22.12.2010 городской межведомственной комиссии было предоставлено заключение ФГКУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае», согласно которому жилой дом № не соответствует требованиям СанПин 2.1.22645-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Считает факт невозможности дальнейшего проживания в <адрес> вследствие аварийности, установлен приведенными выше заключениями, которые с очевидностью указывают на наличие таких повреждений и деформаций, при которых эксплуатация квартиры невозможна, а дальнейшее в ней проживание, несет угрозу жизни и здоровью людей.
Непринятие органом местного самоуправления соответствующего решения о непригодности дома для проживания, не свидетельствует о том, что дом, расположенный в пределах муниципального образования, для проживания пригоден.
Отказ в предоставлении жилого помещения по одним формальным основаниям, в связи с отсутствием акта о непригодности дома для проживания, без учета фактических обстоятельств означает нарушение их прав на жилище, гарантированных Конституцией РФ.
Бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению прав лиц, проживающих в доме, подлежащем сносу, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения.
Учитывая изложенное, просит суд обязать администрацию города Хабаровска предоставить [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] на состав семьи три человека ([СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], Булавин Сергей Викторович и Савватеева Людмила Александровна) благоустроенное жилое помещение в пределах города Хабаровска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемого, а именно не менее 35, 2 кв.м. общей площади.
В судебном заседании истец, представитель истца требования иска поддержали, пояснив вышеизложенное, дополнительно пояснив, что проведенным по инициативе истца исследованием специализированной организации ООО «ОЦЕНКА-ПАРТНЕР» установлена угроза жизни и здоровью людей пребывающих внутри жилых помещений квартиры, которая является непригодной для проживания. Иного помещения для проживания у истца и третьих лиц не имеется. Строение продолжает разрушаться, мер по ремонту не предпринимается, из 20 квартир в доме заселено 7, остальные используются для проживания бездомными лицами.
Третье лицо Булавин С.В. заявленные требования иска и доводы истца поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на доводы указанные в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Третье лицо Савватеева Л.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась, причины неявки суду не сообщила. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения иных лиц, участвующих в деле, полагал возможным рассматривать дело в отсутствие третьего лица.
Заслушав истца, предстаивтелей истца, ответчика, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального найма или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Установлено, что на основании обменного ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного исполнительным комитетом Хабаровского городского совета депутатов, ФИО8 вселен в жилое помещение по адресу: <адрес>, с семьей в составе 4-х человек.
Согласно поквартирной карточке в указанном жилом помещении в настоящее время зарегистрированы и проживают [СКРЫТО] (Усова) Е.А. – дочь выбывшего нанимателя, Савватеева ([СКРЫТО]) Л.А. – внучка выбывшего нанимателя, Булавин С.В. – член семьи.
Согласно заключению Городской межведомственной комиссий по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания № 77 от 22.12.2010, комиссией принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома <адрес> в соответствие с требованиями Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 и после завершения капитального ремонта – о продолжении процедуры оценки.
Администрацией города Хабаровска принято постановление № 4295 от 31.10.2013 о проведении капитального ремонта жилого <адрес> жилищно-коммунального хозяйства поручено организовать работу по проведению капитального ремонта жилого <адрес>, отселению жильцов дома в жилые помещения маневренного фонда до начала производства работ по капитальному ремонту. Управлению жилищного фонда и приватизации жилья администрации города поручено заключить договоры найма жилых помещений маневренного фонда.
Ссылаясь на то, что администрацией города Хабаровска мер по реализации постановления № 4295 от 31.10.2013 не принимается до настоящего времени, а также на заключение специализированной организации по итогам обследования состояния жилого помещения <адрес>, согласно которому на момент обследования (27.09.2019) обнаружена угроза жизни и здоровью людей пребывающих внутри жилых помещений (квартире), следовательно жилые помещения (квартира) непригодны для проживания, истец заявляет требования к ответчику о предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по площади ранее занимаемому на основании положений ст.ст. 85, 87 89 Жилищного кодекса РФ.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца по следующим основаниям.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 " Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которая относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях.
В установленном законом порядке жилое помещение – <адрес> в <адрес> непригодной для проживания, а сам многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу на момент принятия судом решения, не признаны.
Доводы истца на то, что отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания не препятствует установлению в ходе судебного разбирательства с помощью иных доказательств пригоден или не пригоден жилой дом для проживания граждан, не основаны на положениях закона и не могут быть признаны состоятельными, поскольку ни суд, ни иная специализированная организация полномочиями по решению данного вопроса законом не наделена.
Ни суд, ни иная организация не может подменять собой полномочия межведомственный комиссии.
Положения ст. 10 ГК РФ, предоставляющие суду право отказывать лицу в случае злоупотребления с его стороны правом в защите принадлежащего ему права, не могут быть применимы в данном случае, где имеют место не гражданские, а публичные правоотношения.
Защита прав гражданина в случае нарушения его прав и законных интересов действиями и решениями государственных органов, органов местного самоуправления, осуществляется в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Вместе с тем, несмотря на доводы истца о неоднократных обращениях в орган местного самоуправления по вопросу признания дома непригодным для проживания, каких-либо доказательств обращения по данному факту, а также по вопросу не проведения капитального ремонта дома и отселению жильцов дома в маневренный фонд в целях реализации постановления администрации города № 4295 от 31.10.2013 не представлено. Предметом данного судебного разбирательства данные вопросы не являются. Из чего суд приходит к выводу о том, что истцом избран неверный способ защиты своего права.
Доводы о том, что нахождение в жилом помещении являющимся единственным местом жительства истца и третьих лиц, согласно заключению специалиста несет угрозу жизни и здоровью людей пребывающих внутри жилых помещений (квартире) не указаны в законе как основание для предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. При этом в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Доводы истца о том, что иным жильцам спорного дома по судебному решению предоставлено иное жилое помещение, основанием к удовлетворению иска быть не могут, поскольку сведений о том, что указанное решение носит для суда при рассмотрении настоящего дела преюдициальный характер, не имеется.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется. В связи с вышеизложенным, суд полагает необходимым в требованиях иска отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-197 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к администрации города Хабаровска о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения – 25 ноября 2019 года.
Председательствующий Н.А. Чижова