Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) |
Дата поступления | 01.04.2019 |
Дата решения | 03.06.2019 |
Категория дела | по вопросам предоставления жилого помещения по договору социального найма и найма жилого помещения |
Судья | Костюченко Светлана Анатольевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | c2e21a77-42af-39fc-96c9-2313fdc2b459 |
Дело № 2-3624/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 июня 2019 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Костюченко С.А.,
при секретаре Крук В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ким Лоры [СКРЫТО] в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании отказа незаконным, возложение обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
у с т а н о в и л:
Ким Л.В. обратилась в с иском в [СКРЫТО] [СКРЫТО] М.З. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании отказа незаконным, возложение обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ссылаясь на то, что [СКРЫТО] М.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком, оставшимся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать лишена родительских прав, отец в свидетельство о рождении вписан со слов матери. Ким Л.В. является опекуном [СКРЫТО] М. З. Постановлением отдела опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.19-05-1266 обеспечена реализация права подопечной [СКРЫТО] М.З. по достижению 14-летнего возраста на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями. Ким Л.В. дважды подавались заявления ответчику на включение в список [СКРЫТО] М.З., однако во включении в список было отказано в связи с отсутствием документа, подтверждающего право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>62. Договор социального найма на жилое помещение по вышеуказанному адресу не заключался, в связи с чем, предоставить указанный документ не представлялось возможным. [СКРЫТО] М.З. нанимателем либо челном семьи нанимателя жилого помещения не является. Просит признать распоряжение об отказе во включении [СКРЫТО] М.З. в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями незаконным, возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обязанность включить [СКРЫТО] М.З. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений.
В судебное заседание Ким Л.В. не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебное заседание сторона ответчика не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, в том числе, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которые она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ).
Кроме того, согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Так, общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Как следует из свидетельства о рождении I-ДВ № от ДД.ММ.ГГГГ, родителями [СКРЫТО] М.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО5 и ФИО6
Из справки Отела ЗАГС Администрации сельского муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что сведения об отце ФИО7О. записаны по указанию матери.
Решением Хабаровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 лишена родительских прав в отношении [СКРЫТО] М.З.
В соответствии с постановлением Отела опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району Министерства образования и науки <адрес> №.19-04-506 от ДД.ММ.ГГГГ Ким Л.В. назначена опекуном [СКРЫТО] М.З.
Таким образом, установлено, что [СКРЫТО] М.З. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту пребывания [СКРЫТО] М.З. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на период до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Заключению от ДД.ММ.ГГГГ №.19-30-3849 Отела опеки и попечительства по хабаровскому муниципальному району Министерства образования и науки <адрес>, за [СКРЫТО] М.З. обеспечена реализация права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с тем, что договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>62 не заключался, что также подтверждается постановлением №.19-05-1266 от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из поквартирной [СКРЫТО] М.З. нанимателем, челном семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес>62 не является.
На основании уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что за [СКРЫТО] М.З. прав на недвижимое имущество не зарегистрировано.
В настоящее время [СКРЫТО] М.З. проживает в <адрес>.
Распоряжением МЖКХ <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] М.З. отказано во включении в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений на основании п. 1 ч. 6 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Исходя из ст. 2 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жилой площадью является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей.
Из содержания ст.ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В связи с чем, ч. 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 указанной статьи.
Согласно п.п. 1, 2.2.1, 2.2.5 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом <адрес>» Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края, по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края.
Как предусмотрено ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края предоставляются по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, без учета членов семьи, по месту их жительства на территории края в виде отдельной квартиры. При этом размер общей площади предоставляемого жилого помещения не может превышать размер, установленный подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. <адрес> от 13.10. 2005 № кв. м.
Материалами дела подтверждаются обстоятельства нуждаемости [СКРЫТО] М.З. в жилом помещении, поскольку она жилым помещением не обеспечена, права пользования на иные жилые помещения на условиях социального найма или на праве собственности у нее отсутствуют.
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] М.З. до настоящего времени не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, что нарушает основные принципы жилищного законодательства, закрепленные в ст.40 Конституции Российской Федерации.
Поскольку [СКРЫТО] М.З., как относящаяся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и ее право на получение жилого помещения не было реализовано, она, в силу положений п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, сохраняет право на получение жилого помещения в порядке, установленном ст. 8 Федерального закона ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принимая во внимание тот факт, что органами опеки и попечительства за [СКРЫТО] М.З. признано такое право.
Как следует из преамбулы ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, вышеуказанного возраста.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, во включении в список [СКРЫТО] М.З. было отказано в связи с непредставлением документов, подтверждающих заключение договора социального найма, вместе с тем, как следует из справки администрации сельского поселения, указанный договор не заключался, в связи с чем, не представление указанного документа не является основанием для отказа во включении в список.
В соответствии с п. 9 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Вопрос о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, относится к порядку обеспечения жильем указанной категории граждан, в связи с чем, орган государственной власти обязан включить лицо, подлежащее обеспечению жилым помещением в список.
Иное толкование закона будет противоречить конституционным принципам гарантированности социального обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принципу недопустимости отказа государства от принятых на себя социальных обязательств.
Поскольку ранее [СКРЫТО] М.З. на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения жилым помещением не состояла, вместе с тем была признан как лицо, имеющее право на обеспечение жилым помещением, надлежащим способом защиты ее нарушенного права является включение в соответствующий список.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства отнесения [СКРЫТО] М.З. к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика является незаконным, поскольку [СКРЫТО] М.З. имеется право состоять в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений.
При таких обстоятельствах, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Ким Лоры [СКРЫТО] в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании отказа незаконным, возложение обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворить.
Признать Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 10.06.2019.
председательствующий: С.А. Костюченко
Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>