Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) |
Дата поступления | 26.03.2019 |
Дата решения | 03.07.2019 |
Категория дела | иные споры по делам о восстановлении на работе, государственной (муниципальной) службе |
Судья | Костюченко Светлана Анатольевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 32801e78-fe76-306f-8c6a-b90e7b4b51d0 |
Дело № 2-3475/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 июля 2019 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Костюченко С.А.,
с участием старшего помощника прокурора Центрального района г. Хабаровска Демидовой А.В.,
истца [СКРЫТО] О.А.,
представителя ответчика Ефимковой Е.К., действующей на основании доверенности № 5-9-1044 от 04.03.2019
при секретаре Крук В.А.,
рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Министерству сельского хозяйства Хабаровского края о восстановлении на работе,
у с т а н о в и л:
[СКРЫТО] О.А. обратилась с иском к Министерству сельского хозяйства <адрес> о восстановлении на работе, ссылаясь на то, что, работала с ДД.ММ.ГГГГ работала в Министерстве сельского хозяйства <адрес> в должности консультанта отдела экономики управления экономики и финансов. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ была уволена в связи с сокращением. Считает увольнение незаконным по тем основаниям, что в ходу увольнения не было учтено преимущественное право на замещение должностей, не предложены все имеющиеся вакантные должности. Приказом Министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание. ДД.ММ.ГГГГ истец ознакомлена о предстоящем сокращении замещаемой ею должности. ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на наличие в новом штатном расписании должностей консультантов, соответствующих квалификации истца, ей была предложена нижестоящая должность главного специалиста отдела проектного управления и анализа продовольственной безопасности управления бюджетного финансирования и проектного управления агропромышленного комплекса с понижением заработной платы. Считает предложение нижестоящей должности необоснованным и не соответствующим учитывая ее профессиональные навыки, квалификацию, высокие результаты служебной деятельности Просит восстановить [СКРЫТО] О.А. на государственной гражданской службе в Министерстве сельского хозяйства <адрес> в должности консультанта.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила изложенное в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Ефимкова Е.К. исковые требования не признала, ссылаясь на обстоятельства и доводы, изложенные в отзыве.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела [СКРЫТО] О.А. с ДД.ММ.ГГГГ замещала должность государственного гражданского служащего <адрес> -консультанта отдела экономики управления экономики и финансов Министерства сельского хозяйства <адрес>, что подтверждается служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжкой, приказом о назначении на должность №-л от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] О.А. вручено уведомление о сокращении замещаемой должности консультанта отдела экономики управления экономики и финансов министерства.
ДД.ММ.ГГГГ, согласно уведомлению, [СКРЫТО] О.А. была предложена для замещения должность государственной гражданской службы <адрес> главного специалиста отдела проектного управления и анализа продовольственной безопасности управления бюджетного финансирования и проектного управления в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства <адрес>, с которым истец была ознакомлена в тот же день.
В связи с отказом [СКРЫТО] О.АП. от предлагаемой должности, с ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с [СКРЫТО] О.А. расторгнут на основании приказа №-л от ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должности государственной гражданской службы, с приказом истец была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Статьей 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определены общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, в том числе (п. 4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (п. 7 ст. 27 и ст. 37).
По основаниям, установленным под. 8.2 п. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Пунктами 1, 4 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Пунктами 2, 5 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 статьи 37 настоящего Федерального закона (пункт 6 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
Факт сокращения с ДД.ММ.ГГГГ должности консультанта отдела экономики управления экономики и финансов, которую занимала [СКРЫТО] О.А., нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательств из представленных ответчиком письменных доказательств, в частности приказа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Эти документы свидетельствуют о том, что до ДД.ММ.ГГГГ, согласно штатному расписанию, в отделе экономики управления экономики и финансов были предусмотрены должности начальника отдела 1 ед., консультанта 1 ед., главного специалиста 2 ед., старшего инспектор 1 ед., которые с ДД.ММ.ГГГГ подлежали сокращению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Министерством сельского хозяйства <адрес> в письменной форме ДД.ММ.ГГГГ уведомило [СКРЫТО] О.А. под роспись о сокращении занимаемой ею должности государственной гражданской службы, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ предложило вакансию главного специалиста отдела проектного управления и анализа продовольственной безопасности управления бюджетного финансирования и проектного управления в агропромышленном комплексе министерства сельского хозяйства <адрес>.
На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве сельского хозяйства <адрес> имелась только одна вакантная должность главного специалиста отдела проектного управления и анализа продовольственной безопасности управления бюджетного финансирования и проектного управления в агропромышленном комплексе министерства сельского хозяйства <адрес>. Иные вакантные должности отсутствовали. Эта вакантная должность представителем нанимателя государственного органа была предложена истцу, так как она соответствовала уровню квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы по специальности.
Разрешая спор, суд в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с учетом требований закона, в том числе, положений ст. 11 Трудового кодекса РФ и ст. 31, 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» приходит к выводу о необоснованности заявленных требований [СКРЫТО] О.А., поскольку факт сокращения должности нашел свое подтверждение, процедура увольнения истца соблюдена, доводы о незаконности увольнения не нашли подтверждений в ходе рассмотрения дела.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства истцом представлена справка медицинского центра ООО «Снегири» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что [СКРЫТО] О.А. состоит на учете по беременности с ДД.ММ.ГГГГ, срок беременности 13-14 недель.
В силу ч. 1 ст. 261 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Согласно Конвенции Международной организации труда № «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 г. об охране материнства» (заключена в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) защита беременности, в том числе путем установления гарантий для беременных женщин в сфере труда, является общей обязанностью правительств и общества (преамбула).
Часть 1 ст. 261 Трудового кодекса РФ относится к числу специальных норм, закрепляющих для беременных женщин повышенные гарантии по сравнению с другими нормами ТК РФ, регламентирующими вопросы расторжения трудового договора, - как общими, так и предусматривающими особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, - и является по своей сути трудовой льготой, обеспечивающей стабильность положения беременных женщин как работников и их защиту от резкого снижения уровня материального благосостояния, обусловленного тем обстоятельством, что поиск новой работы для них в период беременности затруднителен. Названная норма, предоставляющая женщинам, которые стремятся сочетать трудовую деятельность с выполнением материнских функций, действительно равные с другими гражданами возможности для реализации прав и свобод в сфере труда, направлена на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии со ст. 7 (ч. 2) и 38 (ч. 1) Конституции РФ (п. 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Необходимо также учитывать, что гарантия, закрепленная ч. 1 ст. 261 Трудового кодекса РФ, распространяется также и на лиц, в отношении которых предусмотрено специальное регулирование. К таким лицам относятся: женщины - руководители организации (глава 43 ТК РФ), спортсмены и тренеры (глава 54.1 ТК РФ), женщины, проходящие государственную гражданскую и муниципальную службу, и др. (п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Материалами дела подтверждается, что на момент расторжения контракта и увольнения со службы истец находилась в состоянии беременности, что подтверждается медицинскими документами, в том числе копией медицинской карты, справкой ООО «Снегири», выданной ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ответчиком при увольнении истца гарантии, установленные ст. 261 Трудового кодекса РФ, были нарушены.
То обстоятельство, что ответчику не было известно о беременности истца, правового значения не имеет, поскольку ч. 1 ст. 261 Трудового кодекса РФ не ставит возможность увольнения беременной женщины в зависимость от того, был ли поставлен работодатель в известность о ее беременности и сообщила ли она ему об этом, поскольку это обстоятельство не должно влиять на соблюдение гарантий, предусмотренных трудовым законодательством для беременных женщин при увольнении по инициативе работодателя. В таком случае правовое значение имеет лишь сам факт беременности на день увольнения женщины по инициативе работодателя (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015).
Учитывая изложенное, с учетом установления гарантий для беременных женщин в сфере труда, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
В связи с чем, на основании ст. 394 ТК РФ, работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе, с выплатой причитающейся ему суммы среднего заработка за все время вынужденного прогула.
При этом, в силу п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.
Согласно представленной стороной ответчика справке, среднедневной заработок [СКРЫТО] О.А. составляет 4869 руб. 32 коп., за период вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из пяти-дневной рабочей недели истца средний заработок составит 404153 руб. 56 коп., при этом сумма выходного пособия, выплаченного истцу, составила 390371 руб. 20 коп., а потому в пользу истца подлежит взысканию средний заработок в сумме 13782 руб. 36 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Министерству сельского хозяйства Хабаровского края о восстановлении на работе удовлетворить.
Восстановить [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в должности консультанта в Министерство сельского хозяйства Хабаровского края с №
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Хабаровского края в пользу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] заработок за время вынужденного прогула в сумме 13782 руб. 36 коп.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 08.07.2019.
председательствующий: С.А. Костюченко
Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>