Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) |
Дата поступления | 20.08.2018 |
Дата решения | 18.02.2019 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Губанова Алена Юрьевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 2445d51a-2076-3a66-9e3e-b575862ed2ae |
Дело № 2-154/19
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Хабаровск 18 февраля 2019 года
Центральный районный суд г.Хабаровска Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Губановой А.Ю.,
при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,
с участием:
истца Бухановской Н.А.,
представителя ответчика Рустовой А.В.,
представителя третьего лица Нефедовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бухановской Натальи [СКРЫТО], действующей в интересах <данные изъяты> ФИО2 и ФИО3, к администрации города Хабаровска об обязании провести оценку соответствия жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) для проживания, признать жилое помещение непригодным для проживания, включить ФИО2, ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Н.А. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3 к администрации города Хабаровска об обязании провести оценку соответствия жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) для проживания, признать жилое помещение непригодным для проживания, включить ФИО2, ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края.
Истцом заявлено ходатайство об отказе от требований об обязании министерства ЖКХ края включить ФИО2, ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края.
Представитель ответчика, представитель третьего лица не возражали против принятия отказа от иска и прекращения производства по делу в этой части.
Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска.
Поскольку отказ истца от требований заявлен в пределах предоставленных ему полномочий, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд в силу ч.2 ст.39 ГПК РФ принимает отказ от исковых требований.
В силу ст.173 ГПК РФ и ст.220 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятии его судом, суд выносит определение о прекращении производства по делу.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 220, 224-225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ :
принять отказ Бухановской Натальи [СКРЫТО], действующей в интересах <данные изъяты> ФИО2 и ФИО3, от исковых требований об обязании министерства ЖКХ края включить ФИО2, ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края, и прекратить производство по делу в этой части.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд с заявлением о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть принесена частная жалоба в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение 15 дней со дня вынесения.
Председательствующий: судья Губанова А.Ю.
Дело № 2-154/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Хабаровск 18 февраля 2019 года
Центральный районный суд г.Хабаровска Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Губановой А.Ю.,
при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,
с участием:
истца Бухановской Н.А.,
представителя ответчика Рустовой А.В.,
представителя третьего лица Нефедовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бухановской Натальи [СКРЫТО], действующей в интересах <данные изъяты> ФИО2 и ФИО3, к администрации города Хабаровска об обязании провести оценку соответствия жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) для проживания, признать жилое помещение непригодным для проживания,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Н.А. обратилась в суд с иском в интересах <данные изъяты> ФИО2 и ФИО3 к администрации города Хабаровска об обязании провести оценку соответствия жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) для проживания, признать жилое помещение непригодным для проживания, включить ФИО2, ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края. В обоснование заявленных требований указала, что она, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], является законным представителем ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. За ее подопечными на основании постановления Отдела опеки и попечительства по г.Хабаровску закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам. В нем отсутствуют инженерные системы: вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, санузел. Печное отопление в непригодном состоянии. Отсутствует рядом с домом водоснабжающая колонка, протекает крыша, по стенам грибок, перекошенные полы. Помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии с п. 7 Порядка признания помещения жилым, жилого помеще непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 28.01.2006 г., признание помещения таковым осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления. В связи с этим просит суд: обязать межведомственную комиссию провести оценку соответствия жилого помещения по адресу: <адрес> соответствии Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" на предмет пригодности (непригодности) для проживания; признать непригодным для проживания жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>; обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края поставить в очередь на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В ходе рассмотрения дела истец отказалась от требований об обязании министерства ЖКХ края включить ФИО2, ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края.
Определением суда от 18.02.2019г. принят отказ истца от исковых требований об обязании министерства ЖКХ края включить ФИО2, ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края, производство по делу в этой части прекращено.
Истец в судебном заедании исковые требования к администрации города Хабаровска поддержала, ссылаясь в обоснование на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что она в интересах <данные изъяты> ФИО2 и ФИО3 обратилась в администрацию города Хабаровска с заявлением о проведении оценки жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетними, на предмет пригодности (непригодности) его для проживания. Администрация в проведении оценки отказала, затребовав документы, которые она представить не может, поскольку несовершеннолетние нанимателями или собственниками помещения не являются. Вместе с тем очевидно, что помещение является непригодным для проживания и администрация, как собственник жилого помещения, должна предпринимать меры по его оценке.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признала. В обоснование возражений указала, что истцы в установленном порядке не обращались в межведомственную комиссию и, соответственно, отказа в рассмотрении такого заявления нет. Пунктом 44 Положения установлен порядок проведения оценки соответствия помещения, исходя из которого следует, что процедура имеет исключительно заявительный характер, т. е. обязательно необходимо наличие соответствующего заявления, а также приложенных к нему документов, указанных в Положении. Требования о признании непригодным для проживания жилого помещения не могут быть удовлетворены, поскольку вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Представитель третьего лица министерства образования и науки Хабаровского края полагал возможным требования истца удовлетворить, возложить на администрацию обязанность провести оценку закрепленного за несовершеннолетними жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) для проживания, поскольку в ином порядке права несовершеннолетних на предоставление пригодного для проживания жилого помещения восстановлены быть не могут.
Представитель третьего лица министерства ЖКХ Хабаровского края в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, представил отзыв, в котором указал, что министерство не признает исковые требования. Согласно поквартирной карточке по адресу <адрес> ФИО3 и ФИО2 являются членами семьи ФИО4, который является нанимателем квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу и в настоящее время выбыл. Других нанимателей квартира по вышеуказанному адресу не имеет, в связи с чем, [СКРЫТО] Н.А., как опекун и представитель ФИО3 и ФИО2, обязана сохранить данное жилое помещение и оформить на него право собственности на ФИО3 и ФИО2 Об этом истец уведомлялась постановлением министерства образования и науки края от ДД.ММ.ГГГГ № "О защите жилищных прав несовершеннолетней подопечной". До настоящего времени данная обязанность истцом не исполнена. Однако, при исполнении данной обязанности подопечные ФИО3 и ФИО2 не будут являться нуждающимися в жилом помещении. Для признания жилого помещения непригодным Бухановской Н.А. необходимо обратиться в администрацию города Хабаровска с заявлением, к которому приложить копии правоустанавливающих документов и заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду. Истцом не представлены достоверные и допустимые доказательства невозможности проживания в закреплённом за детьми помещении, не представлены доказательства невозможности заключения договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя министерства ЖКХ Хабаровского края.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1; ч. 1 ст. 7; ст. 18; ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ).
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального найма или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.
Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование установлены гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что постановлениями и.о.начальника отдела опеки и попечительства по г.Хабаровску №, № от ДД.ММ.ГГГГ. за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Согласно поквартирной карточке на жилое помещение по адресу: <адрес>, ФИО3 и ФИО2 зарегистрированы в нем ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, в качестве членов семьи ФИО4, который являлся нанимателем квартиры, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ. в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ. Иные лица в данном жилом помещении не зарегистрированы.
Как следует из постановления и.о.начальника отдела опеки и попечительства по г.Хабаровску № от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающейся в опеке в связи с тем, что её мать, ФИО4, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец записан со слов матери, назначен попечитель [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО]. Постановлением и.о.начальника отдела опеки и попечительства по г.Хабаровску № от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающейся в опеке в связи с тем, что её мать, ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют, назначен опекун [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО].
ДД.ММ.ГГГГ. [СКРЫТО] Н.А. обратилась в администрацию города Хабаровска с заявлением о признании жилого помещения по адресу: <адрес>, закрепленного за её подопечными ФИО3 и ФИО2, непригодным для проживания с целью постановки последних на учет нуждающихся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем Мэра г.Хабаровска Бухановской Н.А. дан ответ, содержащий разъяснение порядка признания жилых помещений непригодными для проживания в соответствии Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец, заявляя требование об обязании провести оценку соответствия жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) для проживания, указала, что документы, которые затребовала администрация города, она представить не может, поскольку <данные изъяты> ФИО3 и ФИО2 нанимателями или собственниками помещения не являются, тогда как администрация города как собственник жилого помещения вправе и должна выполнить действия по оценке жилого помещения на предмет его пригодности или непригодности для проживания.
С данными доводами истца суд соглашается, поскольку в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено "Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Согласно п. 47 вышеуказанного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В ходе рассмотрения дела установлено, что администрация города Хабаровска в пределах предоставленных полномочий и во исполнение возложенных на неё ЖК РФ и Положением обязанностей не предпринимает действий, направленных на оценку жилого помещения по адресу: <адрес>, на предмет его пригодности (непригодности) для проживания.
При этом доводы представителя ответчика о том, что у ответчика не возникла обязанность по проведению оценки жилого помещения, так как истица в установленном порядке не обращалась в межведомственную комиссию, к заявлению не были приложены копии правоустанавливающих документов на жилое помещение и заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, не следует то, что им было отказано в рассмотрении заявления, суд признать состоятельными не может по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 7, 42, 43, 44 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещение жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, истец, действуя в интересах несовершеннолетних подопечных ФИО3 и ФИО2, не имеет возможности предоставить правоустанавливающие документы на спорное жилое помещение, поскольку несовершеннолетние нанимателями жилого помещения не являются, совершеннолетние лица в жилом помещении не зарегистрированы, наниматель жилого помещения из него выбыл в связи со смертью, тогда как администрация является собственником данного жилого помещения и в силу приведенных выше положений жилищного законодательства обязана самостоятельно инициировать процедуру оценки данного жилого помещения в порядке, предусмотренном Положением, поскольку имеются основания полагать, что данное жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Так, согласно заключению эксперта № ООО «ОЦЕНКА-ПАРТНЕР» техническое состояние конструктивных элементов жилого помещения по адресу: <адрес>, в соответствии с положениями СП 13-102-2003, оценивается как недопустимое; техническое состояние кровли не соответствует требованиям ГОСТ 30340-2012; техническое состояние конструктивных элементов жилого помещения оценивается как предаварийное и аварийное в соответствии с ГОСТ 31937-2011; фактическая температура в жилом помещении не соответствует СанПин 2.1.2.2645-10.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами истца о том, что, несмотря на то, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, имеются нарушения правил и норм технической эксплуатации, администрация города Хабаровска в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием требованиям законодательства, неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, на основании которого данная комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, дальнейшим использованием помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и которые являются основанием для реализации прав этих лиц на предоставление других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
Пунктом 43 Положения предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Между тем, ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, что межведомственной комиссией было принято одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования.
Доводы представителя ответчика об обязательном предоставлении истцом при обращении в межведомственную комиссию заключения специализированной организации также основаны на неверном понимании и применении Положения.
Так, согласно подпункт "г" пункта 45 Положения 45 для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вместе с тем, Бухановской Н.А. вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не ставился, она обращалась с заявлением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что требование истца об обязании администрации города Хабаровска провести оценку соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Разрешая заявленное истцом требование о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, суд пришел к выводу, что правых оснований для удовлетворения данного требования у суда не имеется, поскольку вопросы признания помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Хабаровска провести оценку соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Дата изготовления решения в окончательной форме - 22.02.2019 года.
Председательствующий: Губанова А.Ю.