Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) |
Дата поступления | 05.10.2017 |
Дата решения | 09.11.2017 |
Категория дела | В иных случаях, возникающих из трудовых отношений |
Судья | Сенотрусова Ирина Владимировна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | c7f61dbb-eb57-3f2d-a587-a462da8df0ae |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 09 ноября 2017 года по делу № 33-8402/2017
TOC o "1-3" h z Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Пестовой Н.В., Сенотрусовой И.В.,
при секретаре Арабаджи М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства Хабаровского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 июня 2017 года по исковому заявлению [СКРЫТО] С.А. к Министерству строительства Хабаровского края, Министерству строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации о возложении обязанности включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды службы.
Заслушав доклад судьи Сенотрусовой И.В., пояснения представителей УФСИН России по Хабаровскому краю, Министерства строительства Хабаровского края, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] С.А. обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что с 27.02.2010 он состоит на регистрационном учёте в качестве гражданина, выезжающего из района Крайнего Севера и имеющего право на получение жилищной субсидии по категории «пенсионеры», а затем по категории «инвалиды». Полагает, что имеет право на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья в размере 100% и включение в стаж работы службы в качестве военнослужащего и сотрудника органа внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы. Ему отказали в данной льготе со ссылкой на то, что периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней служб, не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности», включаемые в стаж работы в северных районах. С указанным отказом он не согласен, так как отказ не основан на законе. Ему присвоено звание «Ветеран труда», в результате чего его трудовой стаж составляет не менее 25 лет. С учетом уточнения требований истец просил определить общий стаж работы, который включает в себя стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с учётом периодов службы в качестве военнослужащего (срочной службы) и сотрудника органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (по контракту) для получения субсидии на приобретение жилья в связи с переселением; возложить на ответчика обязанность по включению в северный стаж работы периодов военной и приравненной к ней службы.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, в качестве третьих лиц - УФСИН России по Хабаровскому краю, администрация Советско-гаванского муниципального района Хабаровского края, УПФР в Советско-Гаванском районе Хабаровского края.
Решением суда от 29.06.2017 исковые требования удовлетворены.
Суд постановил: Обязать Министерство строительства Хабаровского края зачесть при решении вопроса о получении субсидии на приобретение жилья в связи с переселением [СКРЫТО] С.А. в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях период службы в качестве военнослужащего с 15.11.1975 по 12.11,1977, и период службы сотрудника органа внутренних дел с 01.11.1996 по 31.10.2007.
В апелляционных жалобах представители Министерства строительства Хабаровского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное, отказать в удовлетворении требований истца. Указывают на то, что в обеспечение поддержки в виде выплат жилищных субсидий граждан Федеральный закон № 125-ФЗ не направлен на обеспечение жильем (жилищными субсидиями) граждан, проходящих (проходивших) военную службу в силовых ведомствах. Судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права относительно классификации периодов работы и службы, включаемой в страховой стаж. Так, срок службы является отличительным понятием от стажа работы и не может учитываться при определении соответствия условий, которыми обладает гражданин, претендующий на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона № 125-ФЗ. Федеральным законодателем установлено отдельное законодательное регулирование исполнения федеральных жилищных обязательств перед гражданами, проходящими (проходившими) военную службу в силовых ведомствах, которое предусматривает несколько механизмов жилищного обеспечения данной категории граждан (при наличии у них права выбора соответствующего механизма жилищного обеспечения), а также конкретные источники их ежегодного бюджетного финансирования.
В возражениях на жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное.
В апелляционной инстанции представитель ответчика с жалобой не согласился. Представитель УФСИН России по Хабаровскому краю считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении данного дела были допущены.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] С.А. отказано во включении военной и иной службы на территории районов Крайнего Севера в стаж работы, дающий право на получение жилищной субсидии при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Удовлетворяя требования истца, суд руководствовался положениями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и пришел к выводу о том, что период службы [СКРЫТО] С.А. с 01.11.1996 по 31.10.2007 по контракту в ФКУ ПК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю (г. Советская Гавань), расположенном в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также период срочной военной службы с 15.11.1975 по 12.11.1977 должны войти в период трудовой деятельности [СКРЫТО] С.А. для расчета жилищного сертификата, кроме того, [СКРЫТО] С.А. с 01.12.2009 бессрочно установлена вторая группа инвалидности.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он противоречит закону.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей после 1 января 1992 года, устанавливаются и регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который устанавливает условия предоставления жилищной субсидии, порядок получения и размер такой государственной поддержки, оказываемой за счет средств федерального бюджета.
Ранее указанные права граждан устанавливались и регулировались Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В силу статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ к условиям предоставления права относится: прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года; наличие общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет; отсутствие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к периодам работы и (или) иной деятельности относит работу и (или) деятельность, выполняемую гражданами на территории Российской Федерации. Предметом правового регулирования Федерального закона № 173-ФЗ является установление основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Указанный закон относит к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж, прохождение военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей», в то время как статья 1 Федерального закона № 125-ФЗ устанавливает требования непосредственно к продолжительности стажа работы и не учитывает, при этом, иные периоды работы.
Таким образом, срок службы является отличительным понятием от стажа работы и не может учитываться при определении соответствия условий, которыми обладает гражданин, претендующий на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона № 125-ФЗ.
Вместе с тем, Федеральным законодательством установлено отдельное законодательное регулирование исполнения федеральных жилищных обязательств перед гражданами, проходящими (проходившими) военную службу (службу) в силовых ведомствах, которое предусматривает иные способы жилищного обеспечения данной категории граждан, а также конкретные источники их ежегодного бюджетного финансирования.
При постановке решения суд не учел, что предмет правового регулирования Федерального закона № 173-ФЗ является различным от предмета правового регулирования Федерального закона № 125-ФЗ, не имеет ничего общего с правовым регулированием предоставления гражданам указанной жилищной субсидии.
При таком положении судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение вопроса о включении в северный стаж работы периодов военной службы и приравненной к ней службы, а также выводы суда о возможности обеспечения граждан, проходящих (проходивших) службу в силовых структурах, согласно Федеральному закону № 125-ФЗ, являются ошибочными, не основанными на законе.
Решение суда следует признать незаконным и необоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 июня 2017 года по исковому заявлению [СКРЫТО] С.А. к Министерству строительства Хабаровского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о возложении обязанности включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды службы отменить, вынести новое решение:
«В удовлетворении требований [СКРЫТО] С.А. к Министерству строительства Хабаровского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о возложении обязанности включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды службы отказать.»
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи Н.В. Пестова
И.В. Сенотрусова