Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) |
Дата поступления | 05.10.2017 |
Дата решения | 03.11.2017 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Пороховой Сергей Петрович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 22f08a6e-44c9-3a6f-b1e0-75fa2618129d |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-8375/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 ноября 2017 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.
судей Железовского С.И., Порохового С.П.
с участием прокурора Максименко Е.В.
при секретаре Борзуновой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,
по апелляционным жалобам ответчиков ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения представителя ответчика УФСИН России по Хабаровскому краю Морозовой М.А., прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Комсомольский-на-Амуре прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
В обоснование заявленных требований указал, что в феврале 2017 года в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю проводилась проверка на предмет соблюдения требований Уголовно-исполнительного кодекса РФ в части обеспечения осужденных должным материально-бытовым обеспечением, в результате которой были выявлены нарушения требований ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а также Приказа Министерства юстиции России от 27.07.2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы». В частности, администрация колонии не создала надлежащих условий материально-бытового обеспечения осужденных в части обеспечения достаточным количеством раковин (умывальников) осужденных. До настоящего времени со стороны ответчика не предприняты действия для устранения выявленных недостатков.
В связи с чем, истец просил: возложить на ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность устранить нарушения прав и законных интересов осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы путем приведения количества раковин (умывальников) в отрядах №1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, до минимальных норм, закрепленных в действующем уголовно-исполнительном законодательстве РФ.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 июня 2017 года исковые требования удовлетворены.
Суд постановил: возложить на ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность устранить нарушения прав и законных интересов осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы путем приведения количества раковин (умывальников) в отрядах № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14 осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с нормами обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода( имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы, утвержденными приказом ФСИН России от 27.07.2006 года № 512.
Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 28 июля 2017 года исправлена описка, допущенная в резолютивной части решения Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 июня 2017 года, по тексту резолютивной части решения суда во втором абзаце исключено в перечислении отрядов указание цифры со значением «2».
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю – Коваль Р.Ю. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на следующее: так как распорядителем бюджетных средств является УФСИН России по Хабаровскому краю, следовательно, оно должно было являться ответчиком по делу, тогда как ИК-7 является только их получателем. Оплата учреждением контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Судом не принято во внимание, что для установки необходимого количества умывальников требуется как дополнительное финансирование так и реконструкция зданий общежитий ФКУ ИК -7.
В апелляционной жалобе представитель ответчика УФСИН России по Хабаровскому краю - Морозова М.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств дела, неправильно применены нормы материального права. В доводах жалобы указывает на то, что все работы по увеличению умывальников в соотношении 1 умывальник на 10 осужденных возможно лишь при наличии целевого бюджетного финансирования. Истцом не представлено доказательств, что ФКУ ИК-7 были выделены денежные средства, но работы произведены не были. Требования прокурора направлены на вмешательство в бюджетный процесс, что приведет к нецелевому использованию бюджетных средств. Исходя из принципа разделения властей, суд не вправе вмешиваться в компетенцию государственного органа. По требованию в части обеспечения осужденных надлежащим количеством раковин (умывальников) прокурором применен нормативный акт, не подлежащий применению. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 02.03.2003 года № 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы (СП 17-02 Минюста России» распространяется на вновь возводимые учреждения уголовно-исполнительной системы.
Письменных возражений на апелляционные жалобы не поступило.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю не явился, заблаговременно извещен о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не направил, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие данного лица.
Представитель ответчика УФСИН России по Хабаровскому краю Морозова М.А. в заседании суда апелляционной инстанции настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, по указанным в ней доводам.
Прокурор Максименко Е.В. в заседании суда апелляционной инстанции просит оставить решение суда без изменения, настаивал на отказе в удовлетворении апелляционных жалоб.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему:
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной 06.02.2017 года Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки установлено, что осужденные, отбывающие наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю не в полном объеме обеспечиваются материально-бытовым оснащением, а именно не обеспечены в норме количественным санитарным оборудованием исправительных учреждений, согласно которой необходим 1 умывальник на 10 человек.
Установлены нарушения норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом ФСИН России от 27.07.2006 года № 512, нарушены права осужденных на достаточное количество раковин (умывальников) в отрядах №1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, а именно в отряде № 1 дополнительно не установлено - 6 умывальников; в отряде № 3 - 2 умывальника, в отряде № 4 - 1 умывальник; в отряде № 5 - 4 умывальника; в отряде № 6 - 2 умывальника; в отряде № 7 - 4 умывальника; в отряде № 8 - 5 умывальников; в отряде № 9 - 4 умывальника, в отряде № 10 - 3 умывальника; в отряде № 11 - 4 умывальника; в отряде № 12 - 2 умывальника; в отряде № 13 - 2 умывальника; отряде № 14 - 3 умывальника соответственно.
По результатам проверки Комсомольским-на-Амуре прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю внесено преставление об устранении нарушений действующего уголовно-исполнительного законодательства, однако выявленные нарушения не устранены.
С января 2015 года по 30 мая 2017 года финансирование на приобретение умывальников ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю не выделялось.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 13 Закона РФ № 5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Приказа Минюста России от 27.07.2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы», п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении», установив, что осужденные, содержащиеся в ФКУ ИК-7 России по Хабаровскому краю, не в полной мере обеспечены количеством раковин (умывальников), что противоречит установленным требованиям, пришел к выводу о возложении обязанности на ответчиков обеспечить осужденных указанным имуществом.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным сторонами доказательствам в совокупности, дана надлежащая оценка, по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств, не имеется.
Статья 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закрепляет обязанность исправительных учреждений обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно ч. 3 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 27.07.2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы», в соответствии с приложением № 2 номенклатуры предусмотрено, что общежития отрядов должны оборудоваться, в том числе: комнатами отдыха, кухней, комнатой для хранения продуктов питания и приема пищи, комнатой быта, комнатой для умывания (с 1 умывальником на 10 человек) и постирочной, в исправительном учреждении должно быть оборудовано помещение для проведения осужденными отпусков (жилой блок на 3 человека).
Судом первой инстанции достоверно установлено, что осужденные, содержащиеся в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю, не в полной мере обеспечены сантехническим оборудованием, что противоречит установленным законом требованиям.
Данные обстоятельства подтверждены результатами проведенной Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверкой, отсутствии финансирования.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчики не отрицали недостаточность обеспечения осужденных необходимым имуществом.
Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации. Праву осужденных на охрану здоровья корреспондирует обязанность администрации исправительного учреждения, наряду с прочим, обеспечить их материально-бытовым оснащением, точнее умывальниками для создания благоприятной санитарно-гигиенической обстановки.
Достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих о принятии ответчиками в соответствии с компетенцией каждого из них необходимых и исчерпывающих мер по устранению имеющихся нарушений действующего законодательства, не представлено.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам об обоснованности исковых требований и их удовлетворении.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии финансирования судебная коллегия отклоняет, как несостоятельные, так как действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение ответчиками возложенных на них функций и задач по обеспечению спецконтингента положенными видами обеспечения от объемов финансирования.
Утверждение жалобы УФСИН России по Хабаровскому краю об отсутствии полномочий суда на возложение на государственный орган исполнительной власти обязанностей к исполнению его полномочий, не основана на законе, так как частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации непосредственно предусмотрена возможность обжалования в суде бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Довод о том, что Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 02.03.2003 года № 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы (СП 17-02 Минюста России)» распространяется на вновь возводимые учреждения уголовно-исполнительной системы, выводы суда не опровергает, основанием для отмены решения не является с учетом того, что согласно Приказа ФСИН РФ N 512 от 27.07.2006 года, норма по обеспечению мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системе, составляет 1 умывальник на 10 осужденных.
Поскольку количество имеющихся в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю санитарно-гигиенических принадлежностей в настоящее время не удовлетворяет потребности осужденных, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в судебном заседании доказано бездействие ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю и УФСИН России по Хабаровскому раю в части обеспечения осужденных надлежащим количеством умывальников, то есть что нарушены их права и законные интересы по соблюдению требований санитарии и гигиены.
В остальном доводы апелляционных жалоб ответчиков указаний на обстоятельства, которые не были бы предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат и не опровергают выводов суда и по существу сводятся лишь к несогласию с ними.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал правильную правовую оценку, применил закон, подлежащий применению к установленным правоотношениям.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 июня 2017 года по гражданскому делу по иску Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, с учётом определения Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 28 июля 2017 года об исправлении описки в резолютивной части решения, оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи С.И. Железовский
С.П. Пороховой